Понятие речевой этикет

 

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.

    Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.

 

Речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.

 

Овладение этикетом речевого общения требует получения знаний в области различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории культуры и многих других. Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета. Новые экономические и социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных служащих, референтов, руководителей всех уровней.

 

Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно составить текст документа, умение работать с документами — важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения.

 

Низкая речевая культура напрямую связана с низкой эффективностью совещаний, переговоров, параличом законов, которые часто составлены так, что их просто нельзя исполнить.

 

Культура речи является экономической категорией. Высокая речевая культура и развитая экономика в передовых странах неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики.

 

Заберите у меня все, чем я обладаю,

но оставьте мне мою речь.

И скоро я обрету все, что имел.

                                              Д. Уэбстер, английский драматург

 

  Специфические особенности делового общения.

 

Формулы речевого этикета

 

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки.

С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

 

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

· начало разговора (приветствие/знакомство)

· основная часть

· заключительная часть разговора

 

Начало разговора и его завершение

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным.

Очередность приветствия также имеет значение,

младший первым приветствует старшего,

мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину,

младший по должности - старшего.

 

Перечислим в таблице основные формы приветствия собеседника:

 

Формы приветствия в речевом этикете

 

Форма приветствия                     Пример

Пожелание здоровья                          Здравствуйте!

Указание на время встречи          Добрый день!

Эмоциональные пожелания                 Очень рад!

Уважительная форма                           Моё почтение!

Специфическая форма                            Здравия желаю!

 

В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде

· пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания),

· надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся),  сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).

 

Основная часть разговора

Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения:

· торжественная,

· скорбная

· рабочая ситуации.

Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.

Формулы речевого этикета - устойчивые выражения.

 

Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления.      

Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре.

 

Примеры приглашений и поздравлений в речевом этикете

 

Приглашение                  Поздравление

Позвольте вас пригласить Разрешите вас поздравить

Приходите, будем рады  Примите наши поздравления

Приглашаю вас                  От имени коллектива поздравляем

Могу ли я пригласить вас От всей души поздравляю

 

Скорбная атмосфера в связи с событиями, приносящими горе, предполагает соболезнование, выраженное эмоционально, не дежурно или сухо. Помимо соболезнования, собеседник часто нуждается в утешении или сочувствии. Сочувствие и утешение могут иметь формы сопереживания, уверенности в благополучном исходе, сопровождаться советом.

 

Примеры соболезнования, утешения и сочувствия в речевом этикете

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: