Соболезнование Сочувствие, утешение

Позвольте выразить глубокие соболезнования Искренне сочувствую

Приношу вам искренние соболезнования                  Как я вас понимаю

Я вам сердечно соболезную                                     Не падайте духом

Скорблю вместе с вами                                            Все будет в порядке

Разделяю ваше горе                                     Вам не стоит так волноваться

Какое несчастье постигло вас!                  Вам надо держать себя в руках

 

В повседневности, рабочая обстановка также требует применения формул речевого этикета. Блестящее или, наоборот, ненадлежащее выполнение поручаемых заданий может стать поводом для вынесения благодарности или порицания. При выполнении распоряжений сотруднику может понадобиться совет, для чего будет необходимо обратиться с просьбой к коллеге. Также возникает необходимость одобрить чужое предложение, дать разрешение на выполнение или мотивированный отказ.

 

Примеры просьб и советов в речевом этикете

Просьба                                                     Совет

Сделайте одолжение, выполните...           Позвольте вам дать совет

Если вас не затруднит,...                  Разрешите предложить вам

Не сочтите за труд, пожалуйста,...     Вам лучше поступить таким образом

Могу ли я попросить вас                  Я бы хотел предложить вам

Убедительно прошу вас                   Я посоветовал бы вам

 

 

Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой - деликатным. При обращении с просьбой желательной избегать отрицательной формы, использовать утвердительную.

  Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме.

 

Примеры согласия и отказа в речевом этикете

Согласие                                          Отказ

Сейчас будет сделано            Я не в силах помочь вам

Пожалуйста, не возражаю      Я не могу выполнить вашу просьбу

Готов вас выслушать                Сейчас это невозможно

Поступайте, как сочтёте нужным Я вынужден отказать вам

 

За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность.

Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.

 

Примеры благодарности и комплиментов в речевом этикете

Благодарность                                              Комплимент

Позвольте выразить благодарность                             Вы прекрасно выглядите

Фирма выражает благодарность сотрудникам          Вы так сообразительны

Я вам очень благодарен за...                                         Вы прекрасный собеседник

Большое вам спасибо                                                Вы отличный организатор

 

Ситуации речевого этикета

Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация. Действительно, в зависимости от ситуации, наш разговор может значительно изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например:

· личности собеседников

· место

· тема

· время

· мотив

· цель

 

Личности собеседников. Речевой этикет ориентирован прежде всего на адресата - человека, к которому обращаются, но также учитывается личность говорящего.

 Учёт личности собеседников реализован на принципе двух форм обращения - на Ты и на Вы. Первая форма указывает на неформальный характер общения, вторая - на уважение и большую формальность в разговоре.

 

Место общения. Общение в определённом месте может требовать от участника специфических правил речевого этикета, установленных для этого места. Такими местами могут быть:

деловое совещание,

 светский ужин,

 театр,

молодёжная вечеринка и др.

 

Точно также, в зависимости от темы разговора, времени, мотива или цели общения, мы применяем разные разговорные приёмы. Темой для разговора могут стать радостные или печальные события, время общения может располагать к тому, чтобы быть кратким, или к развёрнутой беседе. Мотивы и цели проявляются в необходимости оказать знак уважения, выразить доброжелательное отношение или благодарность собеседнику, сделать предложение, обратиться за просьбой или советом.

 

Культура речи

Речевая культура человека – показатель профессиональной пригодности преподавателей, дипломатов, юристов, для ведущих различного рода передач по телевидению, радио, для дикторов, журналистов, медиков. Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

 

Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей.

 

Понятие «культуры речи» тесно связано с закономерностями и особенностями развития и функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее разнообразии.

 

Культура речи

· вырабатывает навыки регулирования отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения,

· помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике, умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения.

  Основные достоинства стилистически грамотной, совершенной устной и письменной литературной речи:

· - правильность: соблюдение норм литературного языка;

· - чистота: отсутствие в речи чуждых литературному языку слов и словесных оборотов;

· - богатство и разнообразие: применение в речи многих и различных знаков языка;

· - точность: если между значением слова и его предметной отнесенностью достигнуто полное соответствие; 

· - логичность: если связи значений, свойственных словам, словосочетаниям и предложениям, вошедшим в структуру речи, не противоречат законам логики, законам мышления;

· - выразительность, образность, яркость: речь говорящего должна воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей;

· - ясность, понятность, доступность: доступна такая речь, языковая структура которой облегчает опознавание получателем выраженной ею информации.

· В культуру речи, помимо нормативной стилистики, включается регулирование «тех речевых явлений и сфер, которые ещё не входят в канон литературной речи и систему литературных норм» — то есть всего повседневного письменного и устного общения, включая такие формы, как просторечие, различного рода жаргоны и т. п.

История понятия

Нормативная стилистика развивалась в России задолго до революции под античным, немецким и французским влиянием (начиная уже с грамматик Ломоносова; наиболее развёрнутым пособием в начале XX в. была книга В. И. Чернышёва «Правильность и чистота русской речи», 1911.

Однако, понятие «культура речи» и близкое к ней понятие «культура языка» возникают лишь в 1920-е годы в связи с появлением новой советской интеллигенции и с общей послереволюционной установкой на то, чтобы «массы» «овладевали рабоче-крестьянской (пролетарской) культурой», важной частью которой была борьба за «чистоту русского языка» (обычно с опорой на соответствующие высказывания Ленина). Книга под названием «Культура языка» написана Г. О. Винокуром (2-е издание в 1929), о «культуре русского языка» в 1930-е годы писал С. П. Обнорский.   

Обычным термин «культура речи» становится после войны: в 1948 выходит книга Е. С. Истриной «Нормы русского литературного языка и культура речи», а в 1952 году создаётся сектор культуры речи Института русского языка АН СССР и его возглавляет С. И. Ожегов, под редакцией которого с 1955 по 1968 г. выходят непериодические сборники «Вопросы культуры речи». Этому понятию посвящены теоретические работы В. В. Виноградова 1960-х годов, Д. Э. Розенталя и Л. И. Скворцова 1960—1970-х годов, в это же время появляются попытки отграничить его от термина «культура языка» (под которой предлагают понимать прежде всего свойства образцовых литературных текстов).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: