Один из приемов проблемного обучения – это проблемное изложение. В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Он не просто излагает материал, а размышляет, рассматривает возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяется, когда материал совсем новый и слишком сложный.
Решение проблемной задачи может осуществляться с помощью учебного фильма, медиапособий.
Другой прием проблемного метода – это поисковая (эвристическая) беседа. Смысл поисковой беседы втом, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Эта форма может использоваться в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.
Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный.
|
|
Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. Например: В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако, люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться? Или: известно, что И.В. Сталин с мая 1941 года дал задание советской разведке следить за ценами на баранину в Европе. Для чего?
Ситуация неопределенности возникает в случае, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его разрешения. Например: какие два портрета повесил в своем кабинете Сталин с началом войны? Вопрос подталкивает учащихся к проявлению сообразительности, смекалки, интуиции.
Еще один прием – исследование ученика для ответа на проблемный вопрос.
Задание 2. Выполнить письменно.
1) Выбрать тему по истории. Очень желательно выбирать тему, связанную с темой вашей курсовой работы по Истории России или Всеобщей истории. Это вам может пригодиться для написания методической курсовой работы и, возможно, выпускной квалификационной работы.
2) Выяснить, в каком классе изучается данная тема (Можете посмотреть таблицу на с. 5). При необходимости подобрать подходящий учебник.
3) Подобрать в учебной, учебно-методической литературе или разработать самостоятельно по выбранной вами теме 2-3 проблемных вопроса и/или задачи, задания для школьников. Обязательно написать предполагаемые ответы на вопросы и задания! Указать использованные учебники, литературу, интернет-ресурсы.