Препятствия изменениям
Препятствия изменениям могут возникать на двух уровнях: на уровне самого работника и на уровне организации в целом. Препятствия со стороны работника возникают вследствие страхов, нежелания менять устоявшиеся привычки, селективного восприятия (преувеличение негативных и недооценка позитивных последствий изменений). На уровне же организации препятствия возникают по причине того, что изменение работы какого-либо одного подразделения повлечет корректировку прежней системы управления организацией. Изменения в организации представляют угрозу власти не только отдельных работников, но и целых подразделений, функции которых могут быть упразднены или переданы на сторону.
Преодоление препятствий изменениям
Для того чтобы преодолеть препятствия изменениям и обеспечить поддержку со стороны работников, руководство организации должно предпринимать следующие действия:
- участие в принятии решений;
- убеждение;
- переговоры;
- принуждение;
- манипуляция;
- другие формы поддержки.
Организация может перевести в другое подразделение тех работников, которые категорически отказываются работать по-новому. Иногда организации прибегают ко всякого рода манипуляциям — например, подкупу лидера оппозиции, предлагая ему руководящую позицию в новой структуре организации, дополнительные полномочия и другие блага, тем самым стремясь перевести его из оппозиционеров в союзники.
Максимальное сочетание интересов организации и каждого сотрудника, информированность коллектива о предстоящих изменениях, возможность давать конструктивные предложения, открыто высказывать своё мнение относительно осуществляемых преобразований — это те средства, которые позволят перейти от импульсивных случайных изменений к постоянно и планомерно осуществляемым преобразованиям, поддерживаемым всеми членами организации. Одновременно это также позволит избежать негативных последствий стрессов, сопровождающих изменения.
4. У: Отразите схематично органические (адаптивные) организационные структуры управления организацией.
Нарисуйте матричную и проектную организационную структуру управления. Приведите примеры данных организационных структур.
Матричные организационные структуры основаны на принципах закрепления двойного подчинения. Эта структура управления является весьма сложной.
В матричных структурах по вертикали показано управление структурными подразделениями организации, по горизонтали — управление отдельными программами и проектами (например, при организации исследований и разработок), для выполнения которых на время привлекаются специалисты и ресурсы из различных подразделений организации.
Матричная структура предусматривает больший объем Информации и принятых решений, чем в предыдущих организационных системах. Отличительной чертой матричного подхода является формальное наличие у работника одновременно двух руководителей с равными правами. Эта система двойного подчинения основана на комбинации двух начал — функционального и продуктового.
Функциональная (или техническая) часть матрицы ответственна за обеспечение работы спецификациями, техническим руководством, квалифицированным персоналом и его развитием.
Продуктовая (или административная) часть матрицы отвечает за планирование работы, управление и оценку результатов, выполнение рабочих операций, достижение 'поставленных целей.
Комбинация этих двух частей направлена на поддержание баланса между техническими (как хорошо работа выполнена) и административными (какая работа сделана и во сколько это обошлось) целями. Эффективное переплетение вертикальных (административная часть) и горизонтальных (техническая часть) связей и коммуникаций обеспечивает требуемый баланс.
Каждая матрица отношений включает три типа ролей организации:
• главный руководитель, поддерживающий баланс в схеме двойного подчинения;
• руководители функциональных и продуктовых подразделений, «делящие» подчиненного в ячейке матрицы между собой;
• руководители ячеек матрицы, равно отчитывающиеся перед
функциональным, и перед продуктовым руководителем.
Специалисты функциональных отделов закрепляются а формальной основе за определенным продуктом и поэтому должны подчиняться двум руководителям. Эффективная поддержка данных ролей на должном уровне предъявляет очень высокие требования к персоналу во всех отношениях. Безусловно, существуют и недостатки использования матричных структур в организации. См. теория организации м.е. 7
Под проектной структурой понимается временная организация, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации). В одну команду собираются квалифицированные работники разных профессий, специалисты, исследователи для осуществления определенного проекта с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов. После завершения проекта и решения всех связанных с этим задач привлеченные в команду работники возвращаются в свои подразделения к постоянной работе или переходят на работу ю выполнению другого проекта. Руководителю проекта полностью подчинены все члены команды и все выделенные для данной цели ресурсы.

5. В (кейс):
Изучение отечественного и зарубежного опыта организации управленческой деятельности свидетельствуют о необходимости кардинальных изменений в этой области.
Это подтверждается и статистическими данными динамики развития предприятия «Молочный завод» системы потребительской кооперации. Они свидетельствуют о негативно складывающейся тенденции снижения доли продаж на рынке, уменьшения объема прибыли и роста затрат на хозяйственную деятельность. В зоне деятельности завода расположены предприятия: частные, муниципальные, торгующие отечественной и импортной продукцией в ассортименте, близком производственной программе завода.
Дать предложения по кардинальному изменению качества управленческой деятельности на предприятии «Молочный завод» системы потребительской кооперации, исходя из сложившейся ситуации.
Ответ:
1. Повышаем эффективность работы отдела маркетинга за счет увеличение объемов рынка сбыта продукции, применение более эффективных средств продвижения товара (реклама в соц. Сетях, участие в ярмарках товаропроизводителей и т.д.);
2. Ввести систему материального стимулирования работников за повышение качества продукции и снижение затрат на производство продукции;
3. Регулярное обучение и повышение квалификации управленческого персонала организации по средствам привлечения сторонних образовательных учреждений, участия в семинарах по обмену опытом и пр;
4. Снизить затраты на хозяйственную деятельность за счет оптимизации процессов оперативного управления и организационно-управленческой структуры организации (устранение структурных элементов дублирующих выполняемые функции и использующих незначительную часть своего потенциала для работы).
1. В (кейс):
Ирина Сергеевна Колесникова работает под руководством одного и того же начальника уже 11 лет. Однажды ее давняя подруга за чаем спросила, насколько ей хорошо работать со своим начальником? Прозвучал приблизительно такой ответ: «Вообще – то, ничего. Он мне не досаждает. Я делаю свою работу». Тогда подруга поинтересовалась: «Но ты же работаешь на одном месте 11 лет. Как ты работаешь? Тебя когда-нибудь повысят? Пожалуйста, не обижайся, но мне совершенно непонятно, какое отношение имеет то, что ты делаешь, к работе фирмы».
Ирина Сергеевна задумалась: «Я действительно не знаю, хорошо ли я работаю... Мой начальник никогда со мной об этом не говорит. Правда, я всегда считала, что отсутствие новостей – уже хорошая новость. Что касается содержания и важности моей работы, то при приеме на фирму мне что-то не очень внятно пояснили и больше об этом речи не было. Мы с руководителем не особенно общаемся».
Задание:
1. Какие цели и условия эффективности коммуникаций между руководителем и подчиненным отсутствуют?
2. Как можно определить уровень вертикальных коммуникаций?
3. Существуют ли возможности для восходящих коммуникаций в данной ситуации?
4. Каким образом можно более эффективно построить обратную связь?
Ответ:
1. В данном случае отсутствует обратная связь и заинтересованность руководителя в удовлетворенности работников результатами своего труда, что значительно снижает уровень коммуникации.
2. Низкий уровень развития вертикальных коммуникаций.
3. В описанной ситуации возможность для восходящей коммуникации отсутствует.
4. Для построения более эффективной обратной связи необходимо наладить восходящие коммуникации подчиненных с руководителем по средствам например корпоративной почты, проведения совместных корпоративных мероприятий.
6. З: Охарактеризуйте понятия «лидерство» и «руководство»? Как концепция лидерства соотносится с концепцией власти?






