Обзор жизненного и творческого пути А. Вознесенского «Озеро» (отрывок из поэмы «Ров»)

Образовательные цели:

 

познакомить учащихся с творчеством А. Вознесенского и его поэмой «Ров»;

 

осмыслить идейное содержание произведения;

 

привлечь внимание к вопиющим фактам вандализма, варварства, мародерства, жестокости;

 

понять причины зарождения человеческой бездуховности;

 

продолжить формирование умения читать и анализировать поэтические тексты, выделять проблемы, связывать их с жизнью, аргументировать свое высказывание;

 

вызвать гневное осуждение безнравственных действий против памяти погибших.

 

Развивающие цели: развивать культуру диалогического общения в ходе обсуждения проблемы; совершенствовать умение анализировать, выделять главное и делать выводы.

 

Воспитательные цели:

 

создать атмосферу сотрудничества;

 

способствовать воспитанию активной жизненной позиции учащихся;

 

уметь давать нравственную оценку происходящему в жизни;

 

убедить учащихся в том, что нравственная деградация общества грозит гибелью цивилизации и духовности.

 

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

 

Форма учебной деятельности: классно-урочная, групповая, индивидуальная.

 

Вид урока: урок-размышление.

 

Методы обучения: диалогический, эвристический, наглядно-иллюстративный, частично поисковый.

 

Оборудование:

 

- Компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, сопровождение:

 

- аудиозапись песни «Дай, Бог» в исполнении А. Малинина,

 

- видеоролик «Хрущевская оттепель. Кремль. Март1963.Заседание «Представителей художественной интеллигенции» (Видеоролик взят с сайта);

 

- репродукция картины В.Г. Перова "Старики-родители на могиле сына";

 

 

1. Прочитать текст, сделать запись в тетради о том, кто такие шестидесятники.

Термин "шестидесятники" принадлежит литературному критику Станиславу Рассадину, опубликовавшему одноимённую статью в журнале "Юность" в декабре 1960 года. Шестидесятниками в широком смысле называют прослойку советской интеллигенции, сформировавшуюся во времена хрущёвской "оттепели", после XX съезда КПСС, определившего новую, более либеральную по сравнению со сталинским периодом, политику советского государства, в том числе в отношении деятелей культуры. При этом следует заметить, что, несмотря на культурный либерализм и широту взглядов, большинство шестидесятников оставалось верным идеям коммунизма: перегибы 30-х годов представлялись им искажением коммунистических идеалов, произволом властей.

 

В формировании идеологии шестидесятников огромную роль сыграли литературные журналы. В частности, журнал "Юность", публиковавший произведения начинающих авторов, открыл новые имена в литературе. Наибольшую популярность имел журнал "Новый мир", который являлся без преувеличения культовым изданием советской интеллигенции, особенно в те времена, когда его возглавлял А.Т. Твардовский. Здесь были опубликованы произведения авторов "лейтенантской прозы": Виктора Некрасова, Юрия Бондарева, Григория Бакланова, Василя Быкова. Особым событием стала публикация рассказа А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича". В это же время происходит и расцвет советской научной фантастики, связанной с именами братьев Стругацких, Ивана Ефремова, Евгения

 

Однако особое место в культуре шестидесятников заняла поэзия. Впервые после Серебряного века настала эпоха небывалой популярности поэзии: в буквальном смысле поэзия стала масштабным общественным явлением. Поэты-шестидесятники собирали многотысячные аудитории (особенно запомнились поэтические вечера в Политехническом музее в Москве и у памятника Маяковскому на нынешней Триумфальной площади), их лирические сборники мгновенно раскупались, а сами авторы на долгие годы стали не только властителями душ и умов, но и своеобразным символом творческого подъёма, свободомыслия, общественных перемен. В авангарде поэзии 1960-х оказались

 

2. Изучить статью и составить план, сделать запись в тетради

 Творческий путь А. А. Вознесенского

«Поиски искусства — это поиски свободы. Свободы от чего? От всего, мешающего непосредственно выразить то, как впервые открываешь мир, — отмечал В. Барлас. — Молодой человек, заканчивающий архитектурный институт, попутно пишущий для себя стихи, наделенный поразительной восприимчивостью к любым разрушающим связям и безмерно уязвляемый этим, ощутил призвание к тому, чтобы как можно непосредственнее запечатлеть эту сторону своего бытия в звучащем слове… Он круто переломил свою судьбу. И безоглядно отдался опасному поиску… Думаю, что имен­но с этим решением связано стихотворение «Пожар в Архитектурном институте».

Уже первые стихи, принесшие известность А. Вознесенскому в конце 50-х гг., отличались энергией и многозначительностью (стих. «Гойя», 1959). Стихотворение представляет собой монолог. Возне­сенский выбирает необычного героя — испанского живописца Франсиско Гойю и «переносит» его в век двадцатый, упоминая события 1941 года и нашу победу над фашистской Германией. Уже в этом стихотворении наметились поиски словотворчества и новых путей в системе стихосложения: в нем употребляется только одна рифма, связанная со словом «Гойя».

 

Лирический герой стихов и поэм Вознесенского был полон жажды действовать, творить. Но ему заметно недоставало идейно­художественной зрелости, поэтической простоты. Не случайны были признания:

 

Как мне нужна в поэзии

Святая простота!

Но мчит меня по лезвию

Куда-то не туда…

(«Мозаика»)

В стихотворениях «Парабола» и «Мозаика» (1960) увлечение формальной стороной стиха иногда приводило к преобладанию звука над смыслом. Это отчетливо сказалось позже в цикле, объе­диненном под названием «Треугольная груша». «В основу ее, — по словам поэта, — легли… американские впечатления. Но в процессе работы воспоминания, жизнь, пейзажи России и Прибалтики вры­вались в повествование…» (А. Вознесенский. 40 лирических отступ­лений из поэмы «Треугольная груша»), В книге этой есть стихи большой поэтической силы, полные света и какой-то хрустальной чистоты («Грузинские березы», «Новогоднее письмо в Варшаву»), Она разнообразна по тематике, образам, ритмическому и интонационному звучанию. Но наряду с удачными целостными произведениями и отдельными образными деталями в стихах встречаются и не совсем оправданные ассоциации («Ночные грозди гудят мах­рово, как микрофоны из мельхиора».)

 

Безусловным шагом на пути освобождения от всякого рода наслоений и ложных тенденций, на пути дальнейшего обретения себя стали последующие произведения Вознесенского: «Антимиры» (1964), «Мастера», «Оза» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966). Поэма «Оза» была опубликована в журнале «Молодая гвардия». Написанная в виде чужого дневника, найденного в тумбочке дубненской гостиницы, она представляет собой сложное произведение, где со стихотворными главками чередуются прозаические, «олицетворяющие, — по словам автора, — чуждый нам мир бездушного, вра­ждебного человеку «программированного зверья» («Литературная газета» от 31 октября 1964 г.). Главный герой этой поэмы — чело­век, оказавшийся повернутым вспять во времени: реки текут к ис­току, имя «Зоя» превращается в антимире в «Оза». Оно ассоциируется по звучанию со словами, обозначающими свежесть, чистоту природы («озон», «озеро»). Боль и тревога героя поэмы за любимую столь остры, что для него меркнет и рушится весь мир. На какое-то время он ощущает себя одиноким и бессильным под напором мещанства, отождествляемого с миром машин, роботов. («Роботы, роботы, роботы речь мою прерывают».) В финале поэмы торжествует светлое начало, звучит любовь к жизни.

 

Остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Андрея Вознесенского вызвала широкий интерес общественности. Начиная с поэмы «Мастера» (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. «Ваше вступление в ли­тературу — стремительное, бурное, я рад, что до него дожил», — так писал Борис Пастернак из больницы Вознесенскому.

 

Цикл стихов Вознесенского «Антимиры» (1964) был поставлен в виде сцен и песен театром на Таганке, где впервые на сцену с гита­рой вышел Владимир Высоцкий. На Таганке был поставлен также спектакль «Берегите ваши лица». В 1970 году Вознесенский закон­чил поэму «Авось», легшую в основу популярной рок-оперы «Юно­на» и «Авось» на музыку А.Л. Рыбникова в постановке театра им. Ленинского комсомола в Москве, в основу которой была положена романтическая история любви русского путешественника и дочери губернатора Аляски в XVIII веке.

 

Среди заметных произведений 60-70-х г. стали поэмы «Лонжюмо» (1963, о В.И. Ленине), «Лед 69″ (1970), «Повесть под парусами» (1971), «Андрей Полисадов» (1980), сборники стихов «Ахиллесово сердце» (1966), «Тень звука» (1972), «Взгляд» (1972), «Дубовый лист виолончельный» (1975).

 

В 1975 году поэт пишет свод сонетов с подзаголовком «Мой Микельанджело». Творец земной и Творец небесный — главная тема цикла. По сути дела, речь идет об отношениях между Человеком и Богом. «Я — молот, направляемый Творцом» (стих. «Творчество»). Материал с сайта //iEssay.ru

 

Гражданская позиция поэта во всё времена была неизменной: защита прав человека, неприятие и осуждение всех видов притес­нения и гонений. Полностью этим проблемам посвящена книга «Ров» (1980). В ней отразилось потрясение поэта после посещения в Крыму оскверненных мародерами братских могил евреев, расстре­лянных фашистами во время оккупации Крыма.

 

В 80-е годы Вознесенский начинает экспериментировать в об­ласти звукозаписи стиха: появляются «видеомы». К началу 90-х го­дов видеомы занимают ведущее место в поэзии Вознесенского. Большую популярность обрела видеома «Как найти в Москве СКВ?», раскрывающая время безудержной инфляции и реформ. Одновременно поэт открывает для себя бесконечные возможности анаграммы: Маяковский — я космос, осы Осипа Мандельштама и др. Оригинальность и самобытность поэзии Вознесенского делает его творчество ярким и неповторимым.

 

В 1995 году был выпущен новый поэтический альбом «Книга гаданий», продолжающий традиции древнекитайской книги гаданий «Ицзин».

 

Сегодняшняя поэзия Вознесенского редкой эстетической цельностью, поисками мирового поэтического языка понятна без перевода всем народам

 

В памяти же миллионов четверть века Вознесенский остается автором легендарной рок-оперы «Юнона и Авось».

 

Ты меня на рассвете разбудишь,

 

Проводить необутая выйдешь.

 

Ты меня никогда не забудешь.

 

Ты меня никогда не увидишь.

 

Заслонивши тебя от простуды,

 

я подумаю: «Боже всевышний!

 

Я тебя никогда не забуду.

 

Я тебя никогда не увижу».

 

В этих строчках есть что-то удивительное, что находит отклик в сердцах миллионов влюбленных людей.

 

На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в том числе "Миллион алых роз" (музыка Р. Паулса), "Песня на "бис" (музыка Р. Паулса), "Начни сначала" (музыка Е. Мартынова), "Плачет девочка в автомате" (музыка Е. Осина), "Новые московские сиртаки" (О. Нестеров), а также много романсов на музыку М.Таривердиева.

У Вознесенского с ранней юности было много противников, но никто не мог отрицать того, что он создал свой стиль, свой ритм.

Поэт награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Этой награды он был удостоен «за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность».

Андрей Вознесенский - лауреат Государственной премии СССР (1978, за сборник "Витражных дел мастер"), дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале "Триумф" (1996) газета "Нувель Обсерватер" назвала А.А.Вознесенского "самым великим поэтом современности".1 июня 2010 года поэт скончался в Москве.

А. Вознесенский и Крым. Крым, Ялта, Коктебель были не столько местом отдыха, а скорее источником новых тем и впечатлений, встреч с читателями и друзьями. Наш уютный южный город покорял его не только красотой моря, к которому он приходил «поразмышлять с самим собой», но еще и тем, что, как признавался Андрей Вознесенский, «если мне нужно хорошо поработать, написать что-нибудь серьезное, я еду сюда». Здесь им написана «Баллада 41-го года», посвященная партизанам Керченской каменоломни, и две поэмы – «Доктор Осень» и «Ров».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: