Фёдор Толстой. Родомысл девятого на десяти века. 1813—1814 гг

Фёдор Толстой. Сражение при Бриенне в 1814 г. 1828 г.

277

ЖИВОПИСЬ

Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живопи­си. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, ко­торый поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами евро­пейского искусства.

В живописи воплотились романтические идеалы эпохи национального подъёма. Отвергнув строгие, не допускающие отступлений принципы клас­сицизма, художники открыли многообразие и неповторимость окружающе­го мира. Это не только отразилось в привычных уже жанрах — портрете и пейзаже, — но и дало толчок к рождению бытовой картины, которая ока­залась в центре внимания мастеров второй половины столетия. Пока же пер­венство оставалось за историческим жанром. Он был последним прибежи­щем классицизма, однако и здесь за формально классицистическим «фасадом» скрывались романтические идеи и темы.

ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ

(1782—1836)

Орест Адамович Кипренский, вне­брачный сын русского помещика, воспитывался в семье приёмного отца — Адама Карловича Швальбе, крепостного немецкого происхож­дения. Фамилия Кипренский вы­мышленная; возможно, она проис­ходит от имени богини Киприды. Шести лет от роду Кипренский был определён в Воспитательное учи­лище при Санкт-Петербургской академии художеств, а затем и в ака­демию, где учился исторической живописи. Однако настоящим его призванием стал портрет.

Уже одна из первых его работ — погрудный портрет Адама Швальбе (1804 г.) — имела большой успех. На­писанный на деревянной доске порт­рет казался произведением европей­ского мастера XVII в. Живопись Кипренского привлекает тёплыми золотистыми тонами в духе любимо­го им голландского художника Рем­брандта. Один из критиков того вре­мени отметил в его полотнах «кисть широкую, смелую, мягкую, колорит сильный, удивительное сочетание в красках, искусные переливы теней».

Совет Академии художеств прису­дил Кипренскому за картину «Дмит­рий Донской на Куликовом поле» (1805 г.) Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионер­скую поездку за границу. Но отъезд был отложен из-за наполеоновских войн в Европе.

Около 1808—1809 гг. Кипрен­ский выполнил «Портрет мальчика А. А. Челищева». Свободные, смелые мазки, сочетание ярких цветов в одежде мальчика — густо-синего, алого, белого — и чёрные, почти без блеска глаза создают образ, в котором сочетаются непосредст­венность ребёнка и серьёзность взрослого. Художник словно пред­сказал незаурядную судьбу своего героя. В пятнадцать лет он уже уча­ствовал в Отечественной войне

Орест Кипренский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: