Государственная Третьяковская галерея, Москва

Этот портрет Кипренский написал в Италии. Модель изящно и очень по-детски облокотилась на высокий стол и обернулась к зрителю. Прекрасно переданы пластика движения, чистота и естественность ребёнка.

Любопытно, что эту картину, как и портрет Адама Швальбе, итальянцы посчи­тали работой старого мастера. Кипренский писал в Россию: «Мне в глаза говори­ли... якобы в нынешнем веке никто в Европе так не пишет, а особенно в России может ли кто произвести оное чудо».

279

Орест Кипренский.

Портрет А. С. Пушкина. 1827 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Орест Кипренский.

Портрет

Е. С. Авдулиной.

Гг.

Государственный

Русский музей,

Санкт-Петербург.

Салоне. В Париже он выполнил портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной (1822—1823 гг.). Её руки сложены совсем как у Джоконды на знаменитом полотне Леонардо да Винчи, которое Кипренский ви­дел в Лувре. Да и сама композиция портрета словно заимствована у мастеров эпохи Возрождения: жен­щина сидит в тёмной комнате перед окном, за которым открывается пейзаж.

Однако пейзаж у Кипренского — это не выписанный во всех деталях ландшафт и не изображение кон­кретного города, а неясный, роман­тический вид. На его фоне особен­но трогательным кажется белый цветок левкоя в стакане на окне. С цветком сопоставлен и образ са­мой героини — одновременно хруп­кий и холодный. Взгляд, направлен­ный мимо зрителя, придаёт её лицу выражение отрешённости. С вирту­озным мастерством изображены де­тали костюма —- жёлтая узорчатая персидская шаль (такая же, как на портрете Хвостовой), жемчужное ожерелье, кисейный чепец.

В 1823 г. Кипренский вернулся в Петербург. На родине художник на­писал множество портретов, в том числе портрет Александра Сергееви­ча Пушкина (1827 г.). Скрещённые на груди руки поэта, складки плаща, наброшенного на плечи, — всё это характерные признаки романтиче­ского героя, отрешённого от окру­жающего мира и погружённого в свои мысли. Живой взгляд пушкин­ских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Поэт как бы прислушивается к внутреннему го­лосу: «...минута — и стихи свободно потекут». Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент — мо­мент творчества. Именно это осо­бенно понравилось в портрете и самому поэту. Он выразил своё восхищение мастерством живопис­ца в стихотворении, посвященном Кипренскому:

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз, —

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид...

В 1828 г. Кипренский вновь покинул Россию — теперь уже навсегда. Его влекла в Италию любовь к юной

280

ВАСИЛИЙ ТРОПИНИН

(1776—1857)

Василий Андреевич Тропинин родился в семье крепостных, но сильный характер, терпение и безграничная любовь к ис­кусству помогли ему отстоять своё право заниматься лю­бимым делом и стать одним из крупнейших портретистов первой половины XIX столетия.

С 1793 г. семья графа Ираклия Ивановича Моркова, ко­торому принадлежал художник, жила в Петербурге. Здесь Тропинину позволили посещать классы Академии худо­жеств. Тогда академия впервые допустила в свои стены «всякого звания и лет молодых людей», в том числе и кре­постных. Василий Тропинин одновременно занимался в жи­вописном и рисовальном классах, но в 1804 г. его учёба внезапно прервалась — граф Морков приказал своему кре­постному следовать за ним в имение на Украине. Здесь Тро­пинин был и кондитером, и лакеем, и архитектором; он по­строил церковь в селе Кукавка, где граф предполагал поселиться. Всё свободное время Тропинин отдавал жи­вописи. Первые известные работы мастера были созданы в самом начале XIX в. на Украине и в Москве, куда он ча­сто ездил со своим хозяином.

В 1812 г. семья Морковых вернулась в Москву. Тропинину пришлось отделывать интерьер их дома, постра­давшего при пожаре. В это время он выполнил портреты членов семьи Морковых, лучшим из которых стал этюд, изображающий братьев Н. И. и И. И. Морковых (1813 г.). «Портрет сына художника» (1818 г.) написан рукой уже зрелого мастера.

Слава Тропинина росла, и окружение графа постоян­но твердило ему о том, что крепостной художник очень та­лантлив и его необходимо освободить. Морков был выну­жден расстаться со своей «собственностью» и в 1823 г. дал Тропинину вольную. В этом же году художник представил в академию работы «Портрет художника Скотникова» (1821 г.), «Старик нищий» и «Кружевница» (обе 1823 г.). Женщина за работой олицетворяла для художника мир до­машнего уюта и душевного тепла. Кружевница ласково и доверчиво смотрит на зрителя, а её пальцы ловко плетут узор. Вскоре Тропинин получил звание академика.

Став свободным, художник поселился в Москве. В кон­це 20-х — 40-е гг. XIX в. мастер был необыкновенно по­пулярен. В это время он написал множество портретов. Сре­ди них «Портрет Пушкина» (1827 г.) — очень простой и «домашний», выполненный в лёгкой, свободной манере;

«Автопортрет с палитрой» на фоне Кремля, созданный при тёплом вечернем освещении (1846 г.), и др.

Художник создал более семисот работ, в основном портреты современников: людей известных и неизвестных, богатых и бедных — архитекторов, писателей, актёров, учё­ных, военных, господ и крестьян, странников, нищих и де­тей. Мир Тропинина тих и спокоен, в нём нет страстей и драматизма, но разлита глубокая, всеобъемлющая любовь к человеку. Полотна этого живописца излучают её свои­ми тёплыми красками, мягким, обволакивающим светом, добрыми улыбками, неторопливыми жестами и ясными взглядами персонажей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: