Тема: Родная природа в русской поэзии 20 века

13.04.2020

А.А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Родная природа в лирике А.Ахматовой, С.А. Есенина («Мелколесье», «Пороша»), А.Ахматовой («Перед весной бывают дни такие…».)

 

Прочитать статьи в учебнике с.158-164.

Прочитать и сделать анализ стихотворений А.Блока, С.Есенина, А.Ахматовой с.158-164. Заполнить таблицу.

 

Как и в пейзажной лирике 19 века, главным героем стихов русских поэтов 20 века является человек, его чувства и переживания. Поэтому мы немного познакомимся и с самими поэтами.

В XX веке русские поэты по-прежнему вни­мательны к природе, поднимают те же темы, что и поэты предыдущего столетия. Только поэтиче­ский язык заметно изменился: в нем появи­лось больше индивидуальных метафор, эпитетов и сравнении.

 

Родился Александр Александрович Блок 28 ноября 1880 года в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Отец, Александр Львович Блок, - юрист, профессор права Варшавского университета, мать, Александра Андреевна, урождённая Бекетова - переводчица. Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, А.Н.Бекетова, профессора-ботаника. Каждое лето будущий поэт проводил в его подмосковном имении Шахматове. Детство его было почти безоблачным – он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, в атмосфере литературы и музыки. Писать стихи начал с пяти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-1901г.

Блок окончил Введенскую гимназию, затем учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета.

В 1903 году женился на дочери знаменитого учёного Д.И.Менделеева Любови Дмитриевне. После женитьбы жизнь его была внешне спокойной, счастливой, светлой, а «в стихах лихорадка ужаса, предчувствие гибели» (К.Чуковский). Главные мотивы поэзии Блока этого времени – осмысление «страшного мира», осознание трагедии современного человека.

Какова же основная тема его стихов? «Стоит передо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своём устремлении – как стрела, прямой, как стрела, - действенный… Ведь здесь – жизнь или смерть. Счастье или погибель».

       Для Блока Россия – Святыня. Революцию он воспринял как стихию, ветер. До революции Россия для Блока – это даль, простор, путь. После революции – ветер, гибельный, отчаянный, чёрный.

Умер Блок 7 августа 1921 года в Петрограде, оставив нам удивительное лирическое наследие.

Сергей Есенин вышел из среды потомственных рязанских хлеборобов. Родился он 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области (Показывает фотографии родителей). Отец Александр Николаевич жил в Москве, работал приказчиком в мясной лавке, а мать, Татьяна Федоровна, вынуждена была работать в прислугах в Рязани. Поэтому маленький Сережа с 2-х до 9-ти лет воспитывался в семье деда Титовых – родителей матери. Детство будущего поэта прошло среди полей и степей Рязанщины, и на всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы.

Сергей был озорным, здоровым мальчиком, любил пасти лошадей, купаться, ходить в лес, любовался родной природой.

В пять лет Сергей научился читать.. Первые стихи начал писать с 8-9 лет. Получив образование, уезжает в Москву, но часто из столицы приезжает в свою родную деревню.

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) прожила долгую и трудную жизнь. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек.

 В автобиографии «Коротко о себе» Ахматова пишет (читает подготовленная ученица): «Я родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет.

Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже научилась говорить по-французски. 

Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет.

       Училась я в Царскосельской женской гимназии.

     В 1907 году я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве.

       В 1910 году я вышла замуж за Н.С.Гумилёва, и мы поехали на месяц в Париж.  Переехав в Петербург, я училась на Высших историко-литературных курсах Раева.

       1 октября 1912 года родился мой единственный сын Лев.

После Октябрьской революции я работала в библиотеке Агрономического института.

Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолёте в Москву.

 До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. 

В июне 1944 года я вернулась в Ленинград.

В послевоенные годы я много переводила…»

 

Домашнее задание.

Прочитать стихотворения А.Блока, С.Есенина, А.Ахматовой с.158-164. Заполнить таблицу.

Выучить 2 стихотворения данных поэтов на выбор.

 

Автор         Н.Рубцов
Название

«Летний вечер»

«О, как безумно за окном...» «Мелколесье. Степь и дали...» «Пороша» «Перед весной бывают дни такие...» «Звезда полей»
Образ

Природа

         
Глаголы

Тревога, тоска, покой летнего вечера, неясность цели

         
Краски

Розовый, красный, серый, чёрный

         
Идея

Изображение красоты, спокойствия и умиротворения летнего вечера.

         

Художественные средства выразительности

Эпитеты

Последний луч, розовая дремота, красный диск луны.

         
Олицетво-рение

Лучи лежат, трава объята дремотой, замирает песня.

         
Сравнение          
Метафора          
               

 

Эпи́тет (гр. epitheton — приложение) — художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему: «Месяц величаво поднялся на небо...»

Олицетворе́ние — изображение неживых предметов в виде живых существ: «вьюга злилась».

Сравне́ние — изображение одного предмета путём сравнения его с другим. У Гоголя «чёрт поджаривал... грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на Рождество колбасу».

Мета́фора (гр. metaphora — перенос) — слово или выражение, употреблённое в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство. «Тенькает синица меж лесных кудрей» — кудрями названа листва, потому что она похожа на кудри человека. В нашей речи много метафор: шляпка гриба, ручка двери, узел связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: