II. Понятие цивилизация

Г.

Б класс Факультативное занятие «Человек и общество»

Тема занятия: Особенности современной цивилизации

Цели: показать целостность и противоречивость современного мира, значение глобализации и глобальные проблемы современности на примере проблем войны и мира в современных условиях, экологического, экономического, политического кризисов, терроризма, показать, что человек стоит перед лицом угроз и вызовов 21 века; уметь объяснить понятия «глобализация», «глобализм», «антиглобализм»; выявить роль естественных наук в решении глобальных проблем; воспитывать понимание ответственности каждого перед человечеством.

 

План занятия.

 

I. Анализ ранее изученного материала.

Понятие цивилизация.

Глобализация. Глобальные проблемы.

Учитель: Человечество на протяжении тысячелетий выстраивало взаимоотношения формы существования людей. Итогом этого процесса стало образование целостного, но противоречивого мира. При изучении темы сегодняшнего занятия нужно будет вспомнить и проанализировать значительное количество исторических фактов изученных ранее.

I. Проверка домашнего задания

Тестирование.

Тест 1

1. В каком значении употреблено понятие «общество» в следующих высказываниях?

а) дверь в зал распахнулась, и его взору предстало довольно разношерстное общество.

б) за каждым из трех сословий французского феодального общества были закреплены определенные права и обязанности.

в) в обществе, в отличие от природы, действует закон убыстряющегося развития.

 

2. Общество в широком смысле - это...

а) естественная среда обитания;

б) способы и формы взаимодействия людей;

в) природа и культура в единстве;

г) весь окружающий мир.

 

3. В отличие от природы общество...

а) обладает свойствами системы;

б) находится в развитии;

в) выступает в качестве творца культуры;

г) развивается закономерно.

 

4. Подсистемой общества выступает...

а) природно-географическая среда;

б) экономическая сфера;

в) мировоззрение личности.

 

5. Определите правильность следующих утверждений.

А. Природа - это основа, на которой возникло и развивается общество.

Б. Общество - это постоянно меняющаяся система.

а) правильный ответ А;

б) правильный ответ Б;

в) оба ответа верные;

г) оба ответа неверные.

 

6. Рост образовательного уровня населения страны отражает прежде всего проявление... сферы жизни общества.

а) экономической;

б)социальной;

в) политико-правовой;

г) духовно-нравственной.

 

7. Связь всех сфер жизни общества...

а) вытекает из целостности общества как системы;

б) достигается политической борьбой;

в) обеспечивается идеологической работой;

г) устанавливается законодательным путем.

 

8. К общественным отношениям относятся связи между...

а) географической средой и разделением труда;

б) различными нациями;

в) человеком и техникой;

г) природой и обществом.

 

9. Отношения между обществом и природой характеризуются...

а) загрязнением среды обитания человека в результате его деятельности;

б) полной зависимостью общества от природы;

в) господством человека над природой;

г) исключительно благотворным влиянием человека на природу.

 

10. Распространение протестантизма в Западной Европе сыграло

важную роль в утверждении капитализма. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала...

а) экономическая сфера;

б) духовная сфера;

в) социальная сфера;

г) политическая сфера.

Тест 2

1. Создание сети ирригационных сооружений в Древнем Египте служит примером взаимосвязи...

а) цивилизации и религии;

б) общества и природы;

в) способа производства и отношений собственности;

г) экономики и политики.

 

2. Определите правильность следующих высказываний.

А. Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую систему.

Б. Общество в широком смысле - это весь окружающий человека мир.

а) правильный ответ А;

б) правильный ответ Б;

в) оба ответа верные;

г) оба ответа неверные.

 

3. Расширяясь, частное предприятие получило разрешение занять помещение драматического театра. Одна из политических партий заявила протест, утверждая, что в результате страдают граждане, которым ограничен доступ к культурным ценностям. Настоящий конфликт затрагивает...

а) политическую и социальную сферы жизни общества;

б) экономическую и социальную сферы;

в) политическую и духовную сферы;

г) все сферы жизни общества.

 

4. К фундаментальным институтам общества относятся...

а) семья;

б)здравоохранение;

в) производство;

г) армия и суд;

е) государство;

ж) образование (культура и наука);

з) религия.

 

5. Рост численности среднего класса в странах современной Западной Европы является основой устойчивого развития данного региона. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние на общество в данный исторический период оказала...

а) экономическая сфера;

б) духовная сфера;

в) социальная сфера;

г) политическая сфера.

 

6. К характеристике общества в широком смысле слова относится утверждение, что оно есть...

а) территория, на которой живут люди;

б) все население Земли;

в) группа людей, объединившихся для поддержки друг друга;

г) определенный этап исторического развития.

 

7. Примером общественных отношений можно считать связи между...

а) природой и обществом;

б) социальными группами;

в)человеком и техникой;

г) географическими условиями и разделением труда.

 

8. К отношениям между элементами общества как системы не принадлежат связи между...

а) людьми в процессе создания культурных ценностей;

б) энергоресурсами страны и развитием производства;

в) политической сферой и сферой духовной жизни;

г) системой образования и экономическим развитием.

 

9. Отношения между обществом и природой характеризуются...

а) влиянием общества на среду обитания человека;

б) отсутствием связи общественного развития с природой;

в) господством человека над природой;

г) полной зависимостью общества от природы.

 

10. К элементам общества как системы не относится...

а) экономическая сфера;

б) искусство;

в) мораль;

г) географическая среда.

Критерии оценивания:

оценка «5» ставится за 9-10 правильных ответов; оценка «4» - за 7-8 правильных ответов; оценка «3» - за 6 правильных ответов; оценка «2» - за 5 и менее правильных ответов.

 

II. Понятие цивилизация.

 

«Нет дела, коего устройство было бы труднее… ведение опаснее, нежели замена старых порядков новыми»

Н.Макиавелли (1469-1527гг.), итальянский мыслитель

- Давайте определимся с понятием «цивилизация». Как бы вы написали статью в толковый словарь, если бы получили такое задание?

- Чтобы дать более точное определение, выявим ее наиболее существенные черты.

Самостоятельная работа (каждую черту характеризуем одним предложением).

 

Словарная работа: Цивилизация - собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства (материального и духовного).

«На протяжении нескольких поколений вокруг нас образовывались всякого рода экономические и культурные связи, увеличивающиеся в геометрической прогрессии. Теперь кроме хлеба…каждый человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти и радия, свою порцию открытий, кино и международных новостей. Теперь уже не просто поле…а вся Земля требуется, чтобы снабжать каждого из нас. Для человека нет будущего…вне его объединения с другими людьми» (Тейяр де Шарден, франц. мыслитель)- прокомментируйте эти слова. (Человечество не может развиваться, не укрепляя свою общность, не расширяя связи и контакты, т.е. речь идет о глобализации). И в первую очередь о глобализации мирового хозяйства.

- Приведите примеры, доказывающие процесс глобализации мировой экономики. (ВТО)

- Все ли страны одинаково активно вовлечены в этот процесс? Чем это можно объяснить?

- В связи с этим возникла доктрина глобализма. Объясните это понятие?

Глобальные проблемы

Глобальный, т.е. общечеловеческий. Подумайте, какие вызовы принес 21 век человечеству?

 

 

Все эти проблемы можно объединить в 3 группы::

-интерсоциальные (международные - война - мир, бедность, голод и т. д.),

-проблемы системы «Человек - общество» (проблемы социума - наркомания, пьянство и др.),

-проблемы системы «Природа - общество» (проблемы ресурсов, продовольствия, окружающей среды и др.)

Попробуйте предложенные вами глобальные проблемы распределить в три группы.

Проблемы войны и мира в современных условиях (интерсоциальная)

 

Домашнее задание. 1.ЦИВИЛИЗАЦИЯ - на каждую букву подберите слова, характеризующие данное слово.

2. «Глобализация - плюсы и минусы». «Вызовы и угрозы 21 века» - тема по выбору учащегося - информацию в любой форме (реферат, презентация, газета и др.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: