Техническое описание

Пояснение: На схемах переправы и мосты обозначены синим цветом. Они пересекают реки в соответствующем месте. Нитка марщрута обозначена красным цветом. Стоянки обозначены фиолетовым цветом. Место расположения стоянки соответствует центру звездочки или букве С. Места ночлега указаны как Ужин. Перевалы подписаны зеленым цветом, отметка седловины сохранена с основной карты. Дополнительные точки отмечены черным цветом, начало и окончание маршрута соответствующими знаками спортивного ориентирования.

Координаты и высоты всех указанных прописными буквами маршрутных точек собраны в п.3.3. Все упоминаемые стоянки имеют доступ к воде. Фотографии препятствий, пути прохождения и группы на перевалах вынесены в п. Фотоотчет.

 

7 августа. День 1

 

Рано утром прибыли на вокзал в Невинномысске, где нас ждал, заказанный микроавтобус Мерседес. Мы комфортабельно расположились в нем. Рюкзаки положили в прицеп. Дорога до поселка Архыз заняла около 2 часов. Погода была отличная, солнце начинало пригревать. В поселке Архыз на главной площади высадились, сходили в магазины. Выяснили, где находятся погранзастава и пост МЧС. Выехали дальше.

Заказанный автомобиль довез нас до развилки рек Архыз и Дукка к 9:00. В этом месте заканчивается асфальтовая дорога. Останавливаться раньше неудобно – нет стоянок для обеда, а в районе Лунной поляны ведутся строительные работы и ездят грузовики. По этой же причине движение вдоль шоссе также затруднено. Руководитель поехал забирать пропуска на погранзаставу и регистрироваться у спасателей. В это время группа приготовила обед и готовилась к выходу.

Вышли на маршрут в 13:45. Дорога рядом с обеденной стоянкой перегорожена насыпью, которую необходимо преодолеть. Далее двигались по широкой грунтовой дороге. Выйдя к реке Речепста, переправились через МОСТ 1 на правый берег. Здесь не смогли найти отмеченную на карте дорогу. По словам обитателя местного коша, дороги теперь нет, все пользуются грунтовкой на Пхию. Пришлось переправиться обратно. В пятистах метрах выше моста нас застиг сильный ливень. Приняли решение пережидать его на СТОЯНКЕ 1 под сенью деревьев. Стоянка уютная, на ней часто стоят с костром.

Дождь стих, и группа выдвинулась вверх по дороге. По пути прошли 2-3 стоянки кэмперов с автомобилями. Переправились через МОСТ 2 и начали круто подниматься вдоль перевального ручья. Через 600 метров от моста встретили группу мототуристов из Сибири. Они только что прошли перевал Пхия и двигались в направлении Эльбруса. Немного выше на развилке дорог мы не повернули вверх, а продолжили движение вдоль ручья (дорога раскисла, не хотелось набирать по глинистому склону). Оказалось напрасно, так как через 200 метров дорога превратилась в пропадающую конную тропу. Было принято решение подниматься вдоль ручья, не возвращаясь на петляющую размытую грунтовку. Переправляемся через ручей по камням. Двигаемся вдоль склона в направлении седловины. В месте крутого поворота ручья на север, начинаем подъем по травянистому склону. Крутизна до 15 градусов.

К 16:20 поднимаемся на перегиб. Это тоже перевал между долинами, он выше, чем Пхия на 20 метров. На перегибе находим грунтовку и к 17 часам спускаемся к стелам перевала Пхия.

Усиливается ветер, начинается дождь. На перевале долго не задерживаемся – спускаемся по грунтовке. На карте отмечено, что развилка дорог начинается с самой седловины. Однако на самом деле необходимо пройти около 500 метров до развилки. Далее грунтовка уходит на юг, пешеходам удобнее продолжить движение по дну лога в лесной зоне по тропе.

Тропа выводит к СТОЯНКАМ 1 и 2. Пора вставать на ужин, но льет дождь, и принимаем решение спуститься на один переход ниже в лесную зону, чтобы найти дрова для просушки. Пересекаем приток р. Пхия по камнями и двигаемся высоко над рекой. От стоянок до МОСТА 3 тропа к воде не спускается. За час доходим до МОСТА 3 – тропа серпантином подводит к нему. Деревянное полотно моста сломано посередине, и необходимо подниматься по скользкой древесине. Мы были мокрые из-за непрекращающегося дождя и решили, не переодеваясь, безопасно переправиться вброд вдоль моста. Глубина и скорость течения здесь незначительна. Сразу за мостом слева от дороги встали на УЖИН 1 – удобную стоянку с сушинами.


 

8 августа. День 2

 (зеленым обозначен автомобильный маршрут).

 

Вышли в 9:00. Двигались по грунтовой дороге, вдоль реки Пхия метров через 100 от лагеря находится развилка дорог: в нашу дорогу вливается грунтовая дорога, идущая по левому берегу. Наша дорога пересекает множество ручьев и южных притоков реки Пхия. К самой реке дорога не спускается - отмеченных на карте переправ на правый берег мы не обнаружили.

Через 3 км движения переправляемся по МОСТУ 4, впереди через 400м есть небольшая Стоянка 4. Дорога плавно спускается до МОСТА 5. В этом месте лес густой, спуск к воде затруднен. Продолжаем движение и доходим до заброшенного МОСТА 6, он сломан, проходим рядом (глубина 5см). После моста дорога начинает круто спускаться серпантином к реке Большая Лаба. К ней мы вышли к 12 часам в районе МОСТА 7. Здесь же расположена удобная стоянка для большой группы СТОЯНКА 5.

Передвижение от пос. Пхия до пос. Дамхурц, нами было заявлено с использованием автотранспорта. Во-первых, здесь достаточно интенсивное движение лесовозов, во-вторых, километража нам хватало и можно лишить себя удовольствия от передвижения по автомобильной дороге. Также в этот день было запланировано быстро получить пропуск на кордоне и уйти соответственно, либо в сторону Имеретинки, либо по Дамхурцу.

 В 12:20 в районе моста нам удалось нанять автомобиль (УАЗ или «буханка» по-простому). Водитель согласился довезти нас до кордона Карапырь, где нам должны были выписать пропуск. Путь занял около часа. В селе Пхия мы сделали остановку, но хлеб купить не смогли. Здесь расположены два магазина, в которых можно приобрести крупы, напитки, и товары бакалеи.

Приехав на кордон, мы получили запрет на движение через перевалы ЮК и Юхинский (так как они не входят в экологические маршруты). Пришлось ехать на попутках в Загедан в погранчасть и вносить изменения в пропуск. Кордон работает до 17 часов и соответственно в этот день мы уже никуда не ушли. Пока руководитель ездил, группа расположилась лагерем на поляне рядом с кордоном (УЖИН 2). Мы начали отставать от графика на полдня. На кордоне узнали о возможности нанять автотранспорт до погранпоста в п. Дамхурц. Посчитали километраж – нам должно хватить на единичку (*разница между показаниями курвиметра и одометром навигатора, около 10 процентов). В итоге вечером договорились с другим УАЗиком.

 

9 августа. День 3

(зеленым обозначен автомобильный маршрут)

Выехали в 9 05. От обелиска рядом с кордоном идет грунтовая дорога по левому берегу реки Дамхорс. Дороги по правому берегу до МОСТА 10, нет, хотя на карте она отмечена. Через 2 км подъема есть удобная поляна - СТОЯНКА 7. В 9 50 проехали пограничный пост (это нижний пост на реке Дамхорс). В этот раз бригада на нем отсутствовала, но он активно используется осенью, и летом раз в 3 дня там выставляют дозор.

Через 20 минут ЧХВ начинается крутой подъем, дорога проходит в метрах 30 от реки. По пути проезжаем заброшенный кран, стоящий в реке. В 5 км от слияния Дамхурца с Б.Лабой расположена СТОЯНКА 7. Сразу после стоянки начинается 20 градусный подъем на отрог и далее следует спуск. Через 500м после спуска располагается МОСТ 10, дорога переходит на другой берег. Перед мостом расположена избушка.

У слияния Дамхурца с Малой Аджарой располагается верхний пост пограничников. Перед постом находится СТОЯНКА 8. Здесь можно заночевать или устроить обед. Пока проверяли документы, мы устроили перекус.

Вышли пешком от пограничников в 13:30. Через километр движения сель размыла участок дороги. В этом месте необходимо аккуратно преодолевать русло сели с неустойчивыми вывороченными камнями. Двигаемся вверх по дороге, не сворачивая с нее, и через 2 км выходим к месту, с которого открывается вид на водопад Большой Аджары (Смотровая точка 1). Фотографируем, и далее спускаемся к реке (ПОВОРОТ) к МОСТУ 11.

Перед ним расположена удобная стоянка со скамейками. Останавливаемся на обед. Переправившись по мосту, продолжаем движение по левому берегу до СТОЯНКИ 9. Это обустроенная стоянка экологического маршрута. Мы продолжаем движение выше, так как в наших планах завтра пораньше пройти перевал Квата. От стоянки начинается маркировка красными пятнами на деревьях и камнях. Тропа от стоянки круто забирает вверх (до 30градусов). За переход нам удалось набрать около 150м. В случае дождя подъем в этом месте будет осложнен.

Остановившись на привал, мы отправились к живописному водопаду Б.Аджары (ВОДОПАД). Тропы к нему нет и приходится пробираться по густым зарослям в сторону возвышения у реки. Путь после разведки занял около 10 минут. Сама смотровая точка расположена на уровне водопада. Место очень неудобное, здесь могут расположиться 3-4 человека. Необходимо придерживаться за деревья и не подходить ближе 5метров к краю каньона. Мы фотографировались маленькими группами, рядом подстраховывал и направлял руководитель.

Через 300м движения после привала тропа перестает круто набирать вверх и выходит на ровный, поросший высокой травой участок. Нужно внимательно следить за петляющей в траве тропинкой, чтобы не потерять ее. Травянистый, заболоченный участок через 1,5 км сменяется на уютный хвойный лес. В районе МОСТА 12 тропа переходит на левый берег реки и через 400 метров выходит к стоянке (УЖИН 3). Она не входит в перечень оборудованных стоянок экологического маршрута, поэтому здесь важно тщательно убрать следы своего пребывания.

 

10 августа. День 4.

 

Вышли в 8 утра, через 20 метров необходимо переправиться через Большую Аджару по МОСТУ 13. Он представляет собой толстое бревно длиной 20 метров в 2 метрах над водой. Для безопасности организуем перила. После моста тропа уходит резко вверх, и спускается к реке только у МОСТА 14.

Продолжаем движение по левому берегу, по заболоченной местности. В 3 км от лагеря находится МОСТ 15, сколоченный из брёвен. После переправы можно расположиться на небольшой СТОЯНКЕ 10. Выше по долине таких удобных мест не будет. Со стоянки круто поднимаемся на отрог. Тропа идет некоторое время высоко над рекой, а далее круто спускается обратно. Через 600 метров после спуска тропа теряется в высоком разнотравье и идёт по заболоченному участку и еще через 20 мин ЧХВ путь упирается в реку. Продолжение тропы на другом берегу не заметно.

Чтобы найти тропу и переправу, делаем 30 минутную разведку. В результате наиболее удобное место (ПЕРЕПРАВА 1) приводит к продолжению тропы. Отметили это место туриками с обеих сторон. Тропа после переправы идет немного назад вниз по долине, а далее резко вверх к перевалу Квата Ложный (1Б). В основном путь проходит по лугам. На редко встречающихся деревьях есть красные метки.

Тропа набирает высоту и у подножия скальной ступеньки поворачивает в сторону перевала Квата. В этом месте расположена СТОЯНКА 11 – наклонная полка с костровищем. Тропа проходит под скальником, и спускается к реке. В этом месте на широкой террасе можно оборудовать большой лагерь в безлесной зоне (СТОЯНКА 12). После стоянки перед водопадом тропа поворачивает вверх. Продолжаем движение вдоль перевального ручья.

К 11 часам выходим на снежник под перевалом. В конце снежника, перед осыпью надеваем каски, и штурмуем взлет крутизной 20 градусов. Тропа прорезает склон многочисленными изгибами и выводит на перегиб. На дне котловины между перевалом и перегибом расположено почти пересохшее озерцо, рядом остатки избушки. От нее прямая дорога на перевал по тропе. Вышли на седло к 12 часам. В туре нашли записку группы из Ельца, и положили свою. С седловины открывается прекрасный вид на ГКХ. Делаем снимки в сторону Абхазии. Расстояние до границы 1,5 километра.

Погода начала портится и со стороны Дамхурца приближалась грозовая туча. Начинаем спуск в долину реки Цахвоа, в Краснодарский край. При спуске тропа идёт крутым серпантином (до 25 градусов). Нужно быть очень внимательными, на тропе лежит много живых камней. Под перевалом на берегу находится СТОЯНКА 13. От стоянки переходим на левый берег по камням (ПЕРЕПРАВА 2). Путь до озера Дамхурц лежит по левому берегу. От стоянки до озера два полных перехода. Преобладают заболоченные участки. Необходимо пересечь множество ручейков. На этом участке удобных мест для стоянок больше нет. В конце первого перехода нас встретили пограничники, которые и проверили у нас пропуска и паспорта.

В 15:30 располагаемся на ночлег на западном берегу озера Дамхурц (УЖИН 4). Стоянка оборудована костровищем, беседкой, туалетом и мусорной ямой. Пост пограничников ниже на 400 метров. На стоянке нас встретили сотрудники погранслужбы и забрали документы для проверки на пост.

11 августа. День 5.

 

В первой половине дня устроили полудневку. Целый день отдыхать мы себе позволить не могли, так - как следующий перевал требует длительного подхода. Также его необходимо пройти как можно раньше утром, чтобы снежники не раскисли и осыпи были более устойчивы.

Во второй половине дня в 15 часов выдвинулись вверх по долине. Тропа к перевалу начинается сразу от оборудованной стоянки. Маркировки нет, но тропа набита. Вначале надо подняться по склону вертикально метров 20, затем резко повернуть направо и в зарослях найти набитую тропу.

Отсутствие маркировки сбило нас и с первой попытки мы ушли выше по склону в заросли. Вышли на тропу только в точке, обозначенной ТРОПА. Тропа на нижнем участке (до курумника) иногда отмечена синей краской. После зарослей тропа проходит по лугу и здесь отчетлива видна.

Через час движения выходим на КУРУМНИК. Тропа теряется в нем, но путь отмечен туриками. В конце курумника расположена СТОЯНКА 14. На ней удобно расположиться на обед в безветренное время (рядом ручей, но дров нет). При желании, возможно расчистить место на 4-5 палаток.

Путь сегодняшнего дня накануне согласовывали с пограничниками, пытаемся следовать их устной легенде. Переправу через реку по описанию необходимо осуществить в конце второй осыпи на левом берегу. Действительно в этом месте организуем переправу из камней - ПЕРЕПРАВА 4. Потратили 30 минут. Далее тропа продолжается по левому берегу, путь отмечен туриками.

Через 40 минут выходим к стоянке у расколотого камня (СТОЯНКА 15). Это популярная стоянка и на ней может расположиться большая группа. Но мы стремимся в этот день набрать высоту и от стоянки выходим по турикам к ПЕРЕПРАВЕ 5. Здесь по камням переходим ручей, стекающий с перевала. Далее путь держим по турикам и через 400м встаем на УЖИН 5. Площадка в этом месте наклонная, но камней мало и на травянистой террасе может расположиться большое количество палаток. Выше столь удобных стоянок уже нет.

 

12 августа. День 6. (зеленым на схеме отмечена основная тропа)

 

Выходим в 8:30. Путь к седловине туриками не промаркирован. Вначале необходимо преодолеть участок крупной осыпи. Выше расположен участок ровной поверхности, где возможно разместиться лагерем (СТОЯНКА 16 - место для палаток немного и их необходимо расчистить). От стоянки, преодолев средней участок осыпи, выходим на пологий снежник. Местами двигаемся по не крутому участку снежника, местами по осыпи. Нижний снежник выводит к длинному кулуару перевала. На дне кулуара лежит второй снежник крутизной 20 градусов. Его необходимо преодолеть на нижнем участке и выйти на осыпь. Верхний участок осыпи под перевалом представляет собой мелкую сыпуху. Передвигаемся по мелкой осыпи с предосторожностями – самостраховкой альпенштоками.

 На перевал выходим в 10:40. Седловина представляет собой узкое V-образное короткое ущелье. На камне, под скалой расположены 2 памятные таблички. Под камнем находим банку с двумя записками групп из города Ставрополь и города Елец.

Начинаем спуск в 11:30. Преодолеваем крутой участок средней осыпи, которая упирается в снежник. Обходим снежник по правой стороне. Кулуар заканчивается третьим нижним пологим снежником.

Участки движения по осыпи маркированы турами. Далее тропа продолжается по травянистым участкам до основного ручья, стекающего с перевала. Именно в этом месте мы, уходим не в ту сторону и продолжаем движение до следующего ручья под выступающей скалой. Тропа до скалы также промаркирована. Основная тропа, по всей видимости, спускается вдоль первого ручья, а наша тропа спускается вдоль правого берега второго ручья ступеньками.

Участки скользкие – необходимо соблюдать меры предосторожности. Выходим под скалу, следы тропинки по правому берегу ручья. Порой преодолеваем неудобные каменистые ступеньки.

 

Спустившись до водопада, упираемся в крутой сброс правого берега. Пытаемся обойти по зарослям рододендрона и криволесью. Крепим веревку за деревья и обходим сброс справа. Веревка нужна для преодоления 2 метровой ступеньки и аккуратного спуска по скользкому рододендрону. Ниже водопада тропа продолжается и также отмечена турами, как и выше. Спустившись по средней осыпи 200 метров, выходим на основную тропу. Возможно, нашу тропу пробила заблудившаяся в тумане группа и промаркировала её турами для своих отстающих участников.

В точке ПОВОРОТ 4 наша тропа соединяется с основной тропой долины. Следуем по хорошо набитой тропе до восточной части озера Кардывач. Тропа огибает озера с юга и выводит к оборудованным стоянкам. Здесь были разбиты несколько лагерей. Руководитель одной из групп рассказал нам, что за несколько часов до нашего прибытия сюда поднялись егеря и оштрафовали всех, чьи палатки расположены ближе 20 метров от воды. Поэтому мы расположились на ночлег выше (УЖИН 6-7).

 

13 августа. День 7.

 

В 9: 00 выходим на радиальный выход в сторону перевала Лоюб. Переходим Мзымту по МОСТУ 16, поворачиваем налево и двигаемся вниз по долине. Через 400 м начинаем подъем (ПОВОРОТ 5). Тропы как таковой нет, и в целом весь путь подъема и спуска с перевала не отмечен турами. Отметка начинается только ниже оз.В. Кардывач.

Вначале двигаемся по следам предыдущей группы. Далее выходим к сухому руслу ручья и продолжаем подъем по нему. Через 40 мин ЧХВ выходим к границе зоны леса (точка ГЗЛ). Отсюда просматривается дальнейший наш путь, однако саму седловину отсюда пока не видно. Поднимаемся до развилки ручьев и выбираем по ходу правый. Он ведет к вершине Лоюб, а сам перевал находится на ее левом плече. Русло поднимается круто (до 25 градусов) и представляет собой в сухое время среднюю осыпь. Доходим до следующей развилки ручьев и выбираем идущий в сторону седловины.

Проходим небольшой каньон и останавливаемся на привал. Во время привала мимо нас пробежали 5 горных козлов и скрылись за отрогами г. Лоюб. Мы еле успели их запечатлеть. От привала начинаем подъем по травянистым склонам и через 40 мин ЧХВ выходим к крупной осыпи со снежником (ВЗЛЕТ). С этой точки уже видно седловину. Подъем начинаем, придерживаясь правой стороны, однако сама седловина от нас находится левее.

Тура на седловине нет. Перевал мало посещаемый. Седловину пришлось искать по навигатору, определяя наименьшую высоту перегиба (в итоге позже сравнили нашу отметку со схемой другой группы – они примерно совпадают). В 11:40 складываем тур, пишем записку и делаем снимок в обе стороны.

Пообедать решили на озере Верхний Кардывач, как наиболее живописном месте сегодняшнего маршрута. Весь спуск до озера занял 40 минут. Вначале необходимо преодолеть осыпной перегиб. Далее двигаться вдоль пологого снежника. Нижний участок траверсируем и переходим к началу более крутого снежника. Здесь необходимо передвигаться с самостраховкой альпенштоками. Неуверенные участники могут спуститься по средней осыпи рядом. Пройдя второй снежник, выходим к началу третьего самого крутого снежника. С этого перегиба уже видно озеро. Нижний снежник решили обойти справа, по мелкой осыпи и травянистым склонам. В 13:00 на южном берегу озера устроили перекус и фотосессию.

Озеро удивительного цвета. Вода холодная из-за ледникового питания. С запада озера окаймляет цирк. Для ночевки на озере лучше выбрать более ровный западный берег.

Путь вниз начинаем в 14 часов. Двигаемся по южном берегу до скальной «лесенки». Это место как будто специально прорублено в скале для спуска и здесь удобнее всего спуститься к водам Верхней Мзымты. В 100 метрах от лесенки переправляемся на левый берег по камням.

В 300м от переправы находится СТОЯНКА 18. Здесь начинается маркированная туриками и красным цветом тропа к оз. Кардывач. Чтобы не потерять тропу, необходимо перейти по камням через приток В. Мзымты (ПЕРЕПРАВА 6) и продолжить движение по левому берегу реки. Движение по основному руслу по снежнику опасно, так как в его толще скрыты не видимые сверху проталины, а глубина снега достигает 3м.

Тропа хорошо набита, проходит по участкам средней осыпи. С нее открывается панорама перевала Цындышхо и скального массива, с которого спускаются волнистые косы водопадов. С запада грозным великаном нависает красавец Лоюб, с которого также спускаются мощные водопады.

За час от стоянки 18 можно спуститься до озера Средний Кардывач. Сейчас это неширокое заболоченное озерцо, на берегу  которого можно расположиться на аварийную стоянку. Спуск от среднего до нижнего озера займет 50 минут.

14 августа. День 8.

Накануне вечером была сильная гроза. Всю ночь шел сильный дождь. Мы решили повременить с выходом, чтобы собраться в сухую погоду. В 10:30 образовалось погодное «окно» и мы выдвинулись вниз по долине, также как накануне перейдя мост через Мзымту и повернув налево по тропе. Тропа хорошо набита по ней до поста пограничников дошли за 1,5 часа. По пути снова начался сильный дождь, и пограничники максимально сократили проверку. Сильный дождь быстро наполнил все сухие русла мутной водой. Вода в самой Мзымте поднялась и также стала грязной, встал вопрос, где набрать чистую воду для обеда. По описанию рядом с кордоном на Энгельмановых полянах есть нарзанный источник – направились к нему. Идет очень сильный дождь. Двигаемся без перерыва на привал. Пред р. Буйная начинаются ровные площадки (ПОЛЯ). Здесь возможно расположиться на аварийный ночлег. Реку Буйная проходим вброд. Расположенный рядом разваленный мост не внушает нам доверия. В 20 минутах от переправы переходим приток Мзымты по МОСТУ 17. выше на берегу уютная СТОЯНКА 20.

Продолжаем наше движение под проливным дождем. Ненадолго нырнули отдохнуть по деревья. Но через пять минут замерзли и продолжили спуск. Проходим МОСТ 18. Далее спускаемся к реке Сумасшедшая. Перила у моста сломаны – быстро растягиваем вдоль веревку.

Рядом с мостом можно расположиться на СТОЯНКЕ 21.

Через 30 минут ЧХВ выходим к началу Энгельмановых полян. Мы предполагали, что здесь много обустроенных стоянок. Однако рядом с дорогой ни одной стоянки мы не нашли. Может быть они расположены выше по склону. К 14 часам выходим к беседке (НАРЗАННЫЙ ИСТОЧНИК). Оборудованный навес сейчас как нельзя кстати. Набираем минеральной воды в источнике и делаем суп (достаточно специфический).

От обеда за 15 минут доходим до забора заповедника. Дорога перекрыта колючей проволокой и приставлена лесенка, по которой необходимо преодолеть ограду. Выходим к егерям. Документы они проверять не стали, а лишь спросили, не нужна ли нам машина вниз за 12000 рублей и где мы собираемся сегодня ночевать.

Далее мы свободно проходим по обширной территории кордона, в котором построен даже вольер с дикими животными и за 20 минут пересекаем границу заповедника – шлагбаум на ручье Пограничный.

По описаниям в 300 метрах от шлагбаума расположена стоянка. Подробного описания нет, и поэтому мы пытаемся найти следы. В итоге разведка показывает, что СТОЯНКА 22 расположена у самой реки, в 100 метрах ниже нас. Спуск с рюкзаками здесь затруднен, да и к тому же вода в реке по-прежнему мутная. Принимаем решение встать на наклонной полянке справа от дороги (УЖИН 8). Здесь остались следы костровища, воду удобно набрать из ручья, пересекающего дорогу. Разводим костер для просушки после сильного ливня.

 

15 августа. День 9.

Сегодня нам предстоит спуститься в населенный пункт и на электричке доехать до Катковой щели. Подъем в 5:00, выход в 7:00. Идем по грунтовой дороге. Она не отмечена на карте, и идет вдоль реки на высоте примерно 1300 метров, то круто сбрасывая, то набирая. Через час выходим к РАЗВИЛКЕ 1. Поворачиваем налево и спускаемся в сторону реки. Вверх уходит дорога предположительно к кордону Пслух.

Через 400 метров на РАЗВИЛКЕ 2 спускаемся в сторону реки, и упираемся в ШЛАГБАУМ 1 Сочинского национального парка. Отправляем группу на разведку. Оказалось, что эта дорога тупиковая и заканчивается пограничным постом парка на берегу Мзымты. Поднимаемся обратно, и на развилке поворачиваем направо. Продолжаем движение по накатанной машинами дороге. Через 40 минут доходим до РАЗВИЛКИ 3. В этом месте дорога с кордона Пслух вливается в нашу.

Через полчаса доходим до ШЛАГБАУМА 2. Опознавательных табличек нет. Делаем вывод, что шлагбаум установлен владельцами автотранспорта, работающими на этом участке. За шлагбаумом расположена РАЗВИЛКА 4. Спускаемся влево. Через 40 минут выходим на РАЗВИЛКУ 5. Здесь расположен синий вагончик национального парка. Поворачиваем налево и начинаем спуск. Проходим через открытый ШЛАГБАУМ 3.

Преодолев очень крутой участок дороги, выходим к Юрьеву хутору. Местный житель сообщает нам, что участок дороги вдоль Мзымты от хутора до моста размыт рекой и нам необходимо вернуться назад. Приходится подниматься обратно и на развилке спускаться направо.

Через час крутого и скользкого спуска по дороге проходим ШЛАГБАУМ 4 - нижний шлагбаум Сочинского национального парка. Здесь расположены автомобильная стоянка и кемпинг на берегу Пслуха. Набираем воды из расположенных здесь источников. Проходим через пост пограничников. У нас очень быстро проверяют пропуска и отпускают. Переходим Пслух по МОСТУ 20.

Пятьдесят минут двигаемся колонной по автомобильной дороге. Руководитель двигается впереди. Выходим на автобусную площадку в поселок Эстосадок. Последняя «Ласточка», которая стыкуется с электричкоцй на Туапсе, уходит в 17 часов. Мы уже можем не успеть сегодня, поэтому нанимаем микроавтобус до Олимпийского парка. Уезжать на «Ласточке» с других остановок проблематично, так как дальше в электричку садится очень много отдыхающих. К вечеру приезжаем в пос. Каткова щель, где располагаемся на базе Ореховая.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: