Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

створками. Вся его поверхность по­крыта зыбкой пластической мас­сой; приближаясь, зритель видит, что это скопище человеческих тел. Наверху, над вратами, безвольно склонились три Тени, беспомощ­ные и бессильные в борьбе со смер­тью. Под ними, подперев голову рукой, сидит Мыслитель, в мучитель-

ном раздумье пытаясь понять зако­ны человеческого бытия, его окружа­ют другие персонажи. «Врата Ада» не были закончены Роденом, но эс­кизы к ним вызвали к жизни нема­ло прекрасных образов, ставших самостоятельными работами («Ева», 1881 г.; «Данаида», 1885 г.; «Поцелуй», 1886 г.; «Вечная весна», 1886 г., и др.).

В 1884 г. Родену был заказан па­мятник Эсташу де Сен-Пьеру, жите­лю города Кале. Французский город Кале был осаждён в 1347 г. войска­ми английского короля Эдуарда III. Англичане пообещали сохранить жизнь горожанам при условии, что шесть знатных жителей Кале — бо­сые, в лохмотьях и с верёвками на шее — придут к ним в лагерь, отда­дут ключи от города и будут затем казнены. Эсташ де Сен-Пьер решил­ся первым, затем к нему присоеди­нились ещё пять человек.

Вместо памятника одному челове­ку скульптор предложил выполнить композицию из шести фигур. По замыслу Родена, вся группа должна была находиться на низкой плите, на одном уровне со зрителями. Впере­ди всех гордо и непреклонно шест­вует Жан д'Эр. Он несёт ключ от род­ного города. Рядом, склонив голову, идёт старик Эсташ де Сен-Пьер. За спиной Эсташа двое — Андрье д'Андр и Жан ди Фиенн, они в стра­хе закрыли лица руками. Рядом ещё одна пара — братья Виссан. Преодо­лев страх, они готовы поддержать и взбодрить устрашившихся. Один из братьев резко поворачивается и, под­няв руку, призывает идти вперёд.

Памятник гражданам Кале (1884— 1888 гг.), созданный Роденом, по своему реализму и глубине психоло­гических характеристик был на­столько необычен, что заказчик вна­чале отказался от него. Лишь в 1895 г. композицию отлили в бронзе и уста­новили в Кале на высоком постамен­те, который только после смерти скульптора заменили на низкий.

Роден создал большое количест­во портретных бюстов (в 1897 г. — бюст писателя Виктора Гюго, в 1906 г. — драматурга Бернарда Шоу и др.), в которых предстал наблюда-

Огюст Роден.

Граждане Кале. 1884—1888 гг. Музей Родена, Париж.

308

тельным человеком и тонким психо­логом. «Лгать и льстить я не могу. Мои бюсты часто не нравились, по­тому что они чересчур искренни: в этом их главное достоинство. Пусть правда заменит им красоту». Последней крупной работой Ро­дена стал памятник Оноре де Баль­заку (1897 г.), заказанный ему Об­ществом литераторов. Четыре года скульптор искал образ, полностью соответствующий его представле­нию о великом романисте. Бальзак шествует закутанный в монашескую рясу, грубый, могучий, подобный скале. Выставленная в Салоне 1898 г. статуя вызвала очередной скандал. Роден выступил в свою защиту в прессе: «Утверждение, что я небреж­но выполнил своего Бальзака из-за озорства, — оскорбление, которое прежде заставило бы меня вскочить от негодования... Если истина долж­на умереть — последующие поколе­ния разломают на куски моего Баль­зака. Если истина не подлежит гибели — я вам предсказываю, что моя статуя совершит свой путь...». Ху­дожник оказался прав, и в 1939 г. бронзовый памятник Бальзаку был установлен в Париже на пересече­нии бульваров Распай и Монпарнас.

После триумфа на Всемирной выставке Роден снял мастерскую на первом этаже отеля Бирон в Пари­же. Сюда он перевёз все свои рабо­ты, а также коллекции картин, гра­вюр, античной скульптуры, которые завещал государству. В 1916 г. пра­вительство разрешило ему превра­тить отель Бирон в Музей Родена. Тогда же Огюст Роден составил творческое завещание потомкам, в котором изложил свои принципы в искусстве. Он, в частности, писал: «Пусть единственной вашей богиней будет природа».

У мастера было множество уче­ников и последователей из разных стран, в том числе России.

ЖИВОПИСЬ ФРАНЦИИ

Во второй половине XIX в. многие французские мастера стремились достичь наибольшей достоверности в изображении природы и человека, искали новый художественный язык, способный правдиво отразить дей­ствительность. Ведущим принципом в искусстве этого периода стал реа­лизм (от лат. realis — «веществен­ный», «действительный»).

 

 

КАМИЛЬ КОРО

(1796—1875)

Жан Батист Камиль Коро создал бо­лее двух тысяч произведений, глав­ная тема которых — природа. На его полотнах изображены разные угол­ки Италии, Франции — дороги, леса, реки, деревушки, города... Отноше­ние к творчеству художника было неоднозначным: одни критиковали работы за небрежность исполнения, другие восхищались непосредствен­ностью и искренностью живопис­ной манеры.

Коро родился в Париже в семье владельцев модной мастерской. По настоянию родителей он, закончив лицей, пять лет проработал торгов­цем сукном, но коммерсант из него не получился. Отец назначил ему

Огюст Роден.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: