Джеймс Уистлер. Золотая ширма. 1864 г. Галерея Фрир, Вашингтон

В 60-х гг. XIX в. Уистлер увлёкся японским искус­ством. В частности, он начал собирать гравюры японского художника Кацусики Хокусая. Живопи­сец заимствовал у японских мастеров яркий цвет, статичность композиции. Это полотно — яркая иллюстрация его увлечения. Женщина в чёрно-красном кимоно (национальной японской одеж­де) сидит на полу около низкого столика и рас­сматривает гравюры, разбросанные вокруг. Рядом с ней золотая ширма, цвет которой контрастирует с зеленоватым цветом пола. Натурщица не похожа на японку, а интерьер лишь отдалённо напомина­ет японский дом. Здесь всё — маскарад, игра, живописная фантазия.

Вначале лондонская публика встретила Уистлера вполне привет­ливо. На выставке Королевской ака­демии искусств было показано по­лотно «У рояля» (1858—1859 гг.), отвергнутое во Франции. Но, выста­вив через три года картину «Девуш­ка в белом» (1862 г.), художник столкнулся с уже знакомой реакци­ей публики. В частной галерее на Бейкер-стрит работу не заметили, на выставку Королевской академии её не приняли. В Париже Салоном 1863 г. картина также была отверг­нута. Тогда Уистлер вместе с Гюставом Курбе, Эдуардом Мане и други­ми мастерами, также не принятыми в Салон, решил выставляться в спе­циально выделенном для них импе­ратором Наполеоном III помеще­нии. Так Уистлер попал в «Салон Отверженных». Наибольшей критике подверглись «Завтрак на траве» Мане и «Девушка в белом» Уистлера. Эта живопись казалась незаконченной, грубой и лишённой привычной ака­демической гладкости. Уистлер стре­мился найти гармоничное единст­во большого числа оттенков белого цвета, поэтому один из критиков даже назвал её «симфонией в белом». В дальнейшем художник часто

Джеймс Уистлер.

Девушка в белом. 1862 г. Национальная художественная галерея, Вашингтон.

357

Джеймс Уистлер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: