Тема: Основные зоны дистанции между собеседниками во время общения

Тема: Виды делового общения в зависимости от его целей.

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. При характеристике психологических целей общения некоторые авторы выделяют следующие виды общения:

1. "Контакт масок" - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В стандартном ни к чему не обязывающем общении контакт масок иногда даже необходим, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться от собеседника"

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Деловое общение руководствуется следующими принципами:

1. принцип кооперативности: "твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора";

2. принцип достаточности информации "говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент";

3. принцип качества информации "не ври";

4. принцип целесообразности "не отклоняйся от темы, сумей найти решение";

5. "выражай мысль ясно и убедительно для собеседника";

6. "умей слушать и понять нужную мысль";

7. "умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела".

5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Основные правила светского общения включают:

1. вежливость, такт: "соблюдай интересы другого";

2. одобрение, согласие: "не порицай другого";, "избегай возражений";

3. симпатия: "будь доброжелателен, приветлив".

Если один собеседник ориентируется на принцип вежливости (из области светского общения), а другой на принцип кооперативности (из области делового общения), они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками коммуникации.

Тема: Основные зоны дистанции между собеседниками во время общения.

В зависимости от расстояния между партнерами устанавливается определенная психологическая дистанция и наоборот, эмоциональная близость или отчужденность заставляют людей уменьшать или увеличивать дистанцию в процессе общения.

Наиболее стандартным является такое распределение зон общения[51]:

1) суперинтимная (0-15 см), предназначенная для самых близких, вызывающих доверие партнеров, с которыми можно легко перейти к телесному контакту (коснуться, обнять);

2) интимная (до 45-50 см) – для партнеров, вызывающих положительные эмоции, особое доверие;

3) личная (до 1,5 м) – для партнеров, включенных в круг ближайшего общени. Данная зона удобна и для обсуждения деловых вопросов и является самой распространенной в общении;

4) социальная (до 2,5м) – для общения с малознакомыми, партнерами и теми, к кому интерес отсутствует. Эта дистанция удобна также для общения с малой группой партнеров (до 7- 12 человек);

5) публичная (более 2,5 м) для общения с большой аудиторией.

Организация пространства.Наиболее эффективной считается расположение партнеров под небольшим углом друг к другу, так как при этом противостояние между ними минимально, а возможность видеть друг друга не снижается по сравнению с положением друг напротив друга.

Территориальные и временные средства информируют о степени значимости данного контакта для партнера, о его статусе, возможностях, настрое на дальнейшее общение и т.п.

Физиологические средства позволяют уловить состояние здоровья партнера, его возраст и ряд других особенностей.

Имидж свидетельствует о социальной принадлежности, уровне культуры, заинтересованности партнера в общении и т.п.

Чтобы избежать проблем в общении, необходимо уметь создать собеседнику максимально комфортные условия для общения. Это так называемый принцип «двойной победы», который заключается в том, что наиболее эффективным является такое взаимодействие, при котором оба партнера выигрывают.

Перцептивная сторона общения (от латинского «perceptio» - восприятие)предполагает, что в процессе наших контактов мы испытываем эмоции в связи с тем, что сообщает наш партнер, и какое впечатление он на нас производит.

Существенной особенностью этой стороны общения является то, что восприятие партнерами друг друга всегда носит субъективный характер, и потому подвергается влиянию многих факторов: сложившихся в обществе стереотипов, уровня культуры (как в социальной группе, так и индивидуального), личного опыта, направленности и других индивидуальных свойств.

Продуктивность процесса общения обеспечивается за счет способности партнеров к сопереживанию (эмпатия) и умению анализировать впечатление, производимое на окружающих (рефлексия) (рис. 1).

Рис. 1. Механизмы процесса общения

 

В процессе общения благодаря свойствам восприятия и возможности прогнозировать ситуацию проявляется феномен стереотипа ожидания, который оказывает влияние на первое впечатление от общения.

Стереотип ожидания может реализовываться в соответствии с различными схемами:

1) эффект превосходства;

2) эффект внешней привлекательности;

3) эффект отношения к наблюдателю.

Первая схема восприятия заключается в том, что человек склонен переоценивать личность партнера, если тот превосходит его хотя бы по одному значимому для него параметру - уму, росту, материальному положению и т.д.

Вторая схема связана с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка привлекательности состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным параметрам (ум, доброта).

Ошибка восприятия по третьей схеме состоит в том, что люди, проявляющие положительное отношение к партнерам, оцениваются ими выше и по остальным показателям.

Важным аспектом перцептивной стороны общения является то, что она обеспечивает влияние людей друг на друга, в результате чего меняются их взгляды, оценки, намерения и пр.

Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» - взаимодействие) заключается в организации делового взаимодействия любого рода: не только заключение сделок, обмен благами, но и собственно физическую и речевую и другую активность.

Интерактивный аспект коммуникаций тесно связан с социальными ролями и «сценариями поведения», принятыми в обществе. Каждый из структурных элементов общения не только дополняет остальные, но и является необходимым условием, обеспечивающим их осуществление.

Домашнее задание:

Задания выполняются письменно и отправляются на почту:

Soloduha87@mail.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: