Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

- система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

- (Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

Основные задачи профилактики

• Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних

• Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий

• Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

• Предупреждение безнадзорности, правонарушений, антиобщественных действий и способствующих этому причин

• Профилактика – направление деятельности работника образовательной организации, целью которого является создание ресурсных условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам.

• Данная деятельность состоит из системы мер (скоординированных, комплексных, разноуровневых), направленных

• во-первых, на предупреждение возникновения и воздействия факторов риска,

• во-вторых, на ресоциализацию.

• а также на создание условий, способствующих закреплению положительных эффектов.

Современные тенденции в организации профилактической деятельности

Стратегическая цель - оказание помощи детям и подросткам в осознании механизмов формирования их собственного поведения, развитие ресурсов подростков: формирование у них адекватного представления о себе, социальной компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, адекватно оценивать степень риска от того или иного действия, умения общаться с окружающими, сопереживать им, находить и оказывать поддержку и т.д.

Цель профилактической работы – формирование компетентной стрессоустойчивой личности. 

Основные подходы: информационный, субъектный, поведенческий (обучение противостоянию давлению), формирование жизненных навыков, обучение социально-активной деятельности, укрепление здоровья (+ гендерный)

Для эффективности первичной профилактики необходимы: комплексность, дифференцированность, аксиологичность (ценностная ориентация), многоаспектность, субъектность.

Главные агенты первичной профилактической деятельности - учитель, социальный педагог, психолог.

Новые направления и альтернативные формы профилактической работы.

Девиантное поведение в социальных сетях

• Динамика развития характера социального взаимодействия, стремительное распространение новых форм коммуникации требует нового понимания нормы поведения и как следствие понимания отклонения от нормы (девиации).

• Распространение и популяризация новых деструктивных моделей поведения в подростковой среде при современном уровне развития технических средств коммуникации происходит гораздо быстрее, чем научное и педагогическое сообщество реагирует на эти риски.

• Только за последние несколько лет появилось множество новых видов поведенческих девиаций: кибербуллинг, шоплифтинг, геронтофобия, кибер-агрессия и др. (Внебрачных, 2012).

• Так, кибербуллинг (преследование, издевательство, унижение, оскорбление в социальных сетях и интернет-форумах) превратился в России в серьезную проблему всего за 5 лет (Черенков, 2015).

Черенков Д.А. Девиантное поведение в социальных сетях: причины, формы, следствие // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – No. 07 (19) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/19/2843/

Навигатор профилактики девиантного поведения

Авторы-разработчики: коллектив специалистов МГППУ

• Пакет разработок включает в себя:

1. Инструкция к Навигатору профилактики и памяткам по различным видам девиантного поведения.

2. Навигатор профилактики.

3. Памятка по социально-психологической дезадаптации.

4. Памятка по раннему проблемному (отклоняющемуся) поведению.

5. Памятка по рискованному поведению.

6. Памятка по суицидальному, самоповреждающему поведению.

7. Памятка по аддиктивному (зависимому) поведению.

8. Памятка по агрессивному поведению.

9. Памятка по делинквентному поведению.

Https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour

Подростки, нарушающие устав или другие локальные нормативные акты ОО

Цель: профилактика риска развития девиаций, предупреждение правонарушений

Задачи: выявление причин девиаций, реабилитация подростков, имеющих негативный имидж, включение их в социально значимую деятельность, в систему дополнительного образования

Подростки из социально неблагополучных семей

Цель: профилактика социального неблагополучия

Задача: межведомственное взаимодействие, оказание семье социальной поддержки, психолого-педагогическая помощь

Подростки, участвующие в деятельности неформальных объединений, склонные к аутодеструктивному или социально рискованному поведению

Цель: профилактика риска развития девиаций, предупреждение правонарушений, предупреждение аутодеструктивного поведения

Задача: выявление факторов нарушения социальной ситуации, психолого-педагогическая поддержка и помощь, реабилитация подростков, имеющих негативный имидж, включение их в социально значимую деятельность, в систему дополнительного образования

Подростки, имеющие риски отчуждения от образовательной деятельности в связи с неуспеваемостью и пропусками занятий без уважительной причины

Цель: профилактика педагогической запущенности

Задачи: индивидуализация образовательного маршрута, организация обучения по АООП, психолого-педагогическая помощь, коррекционная работа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: