Народные традиции - часть культуры любого народа

Наши бабушки и дедушки знали толк в традициях. Особенно в деревне. Ведь у деревенских жителей особый уклад жизни. И семьи живут по-особому.

Сохранение традиций начиналось с воспитания в семье. Считаю, что и нам следует идти тем же путем. Предварительно изучив традиции своей семьи, края в котором живем.

Девчушкой я росла очень любознательной,

У бабушки на мосту в чулане стоял большой, а по детским меркам – казался просто огромным - сундук. А что внутри?

Момент настал… открыла бабушка сундук, а там на первый взгляд абсолютно ничего интересного – какие-то полотенца, рубахи… 

Но, главное, что меня привлекло – спицы с клубком шерсти.

Бабушка ловко обращалась с шерстью: расчешет, спрядет и вяжет..

Процесс вязания казался каким-то таинством: мерно позвякивают спицы по тиканье ходиков на стене.

Поняла бабуля, что меня привлекло, и подарила мне пять блестящих волшебных палочек.

И не расстаюсь я с ними вот уже почти 60 лет.

Надо сказать, что и все этапы обработки шерсти тоже освоила.

За прошедшие годы связано не мало самых разнообразных вещей: для себя, родных, знакомых, подруг…

Но лет с 15 «загорелась» орнаментальным вязанием   Нарисовала схему цветными карандашами и начала вязать …. Но, первый блин комом.

Неоднократно обращалась к орнаментальному вязанию.  После прочтения книги Г.Баландиной «Рукоделие» занялась этим основательно.  И более 20 лет занимаюсь орнаментальным вязанием в северных традиция – Лешуконские, пинежские, мезенские, орнаметы Коми расцветают на моих варежках, которые нравятся детям, внукам и служат хорошим подарком знакомым.

Настоящей русской женщиной (как охарактеризовал Некрасов) была моя тетушка.

Красавица, умница, рукодельница, заядлая рыбачка, держала небольшую отару овец, сами их и обиходила.

Ее вышивка в технике Ришелье украшала столы, полочки, окна ее дома. Вышитые ею воротнички манжеты к школьной форме были неотразимы.

После приобретения собственной швейной машинки – первое, что сделала начала учиться вышивке ришелье.

Сообщив об этом тетушке – получила драгоценнейший, по тем временам, подарок – целый свиток рисунков для вышивки.

  Вторая моя бабушка была очень рукодельной. В семье было много вещей вышитых, вытканных ею. Но жила она далеко и общение было ограничено редкими, но запомнившимися поездками.

Разбирая, после смерти мамы, сундук – нашла обрывок полотенца. Восстановила узор и вышила его.

Два голубка смотрят на дерево между ними. Чистейший символ любви и семейного счастья.

Это полотенце вдохновило меня, тем более и память подсказывала – что и где надо искать.

Отправилась в Верхнетоемский музей.

 По образцам вышивки этого музея – вышила второе полотенце досюльным швом.

Узор получился прекрасным – берегиня с птицами на руках – древа жизни.

Мама, была большой рукодельницей: вышитые ею накамодники, салфетки на тумбочки, подвесы к кроватям, покрывала – украшали не один дом в нашем лесном поселке.

Крючок свой вязальный берегла как зеницу ока. Зная об этом, в одну из поездок на олимпиаду в Д.Березник, увидев крючок в магазине – купила, пожертвовав своим обедом.

К салфеткам особое, трепетное отношение– белые, накрахмаленные они лежат как первый снег.

Салфетки с цветами приносят в дом частичку лета и служат прекрасным украшением.

Родственники мужа занялись изучением истории семьи, а у меня к ним вопрос – а вышивка, вязание – хоть что-нибудь сохранилось? Увы.. утрачено.

Хорошо, что есть музеи, литература, интернет.

Предки происходили из Олонецкой губернии – так появилось полотенце с павой.

А дальше корни пошли в Карелию – полотенце с деревом на красном фоне вышито по мотивам вышивки Карелии.

 

Мама моя, и, соответственно, бабушка Мария – уроженки Черевковского района, котрый в 1959 году был расформирован и родная деревня мамы, отошла к Верхнетоемскому району.

Но Черевково – много лет было райцентром и поэтому все в их жизни было увязано с этим селом. 

При распределении, по окончании института, другого выбора я не видела – Черевково.

Здесь моя Родина, здесь родились и повзрослели мои дети, подрастают внуки

Люблю его за природную красоту, за добрых и отзывчивых людей и особо ценю – историю.

Очень часто посещаю музей, любуюсь образцами золотного шитья. Всегда казалось, что это очень и очень сложно и не понятно…

Встреча в 2016 году с Н. В. Кузьминой оказалась судьбоносной.

Начала изучать тему золотного шитья, книги – музейные образцы – и снова книги…

В этом году село отмечает 500 летие с первого письменного упоминания Черевковской волости.

Решила вышить памятный знак.

За основу взяла рисунок с кокошника из Черевковского музея, изучила работу Масловой о северодвинской золотной вышивке. И решила – выбор сделан правильный. Вышитые лебеди – характерны только для Черевковской золотной вышивки.

Применила здесь и вышивку по картону (в моем случае – береста, как в этнографических образцах), вышивка по настилу, вышивка шнуром, Сажение по бели и группочки бисера – тоже характерный черевковский элемент.

 

 

И курс по сажению по бели – изготовление косников. На одном духе вышила – 4, каждой внучке. Основа – фото музейных образцов.

Надо отметить, семья наблюдала за моей работой, очень интересно было внукам наблюдать – как ниточка укладывается к ниточке и в итоге – появился мой памятный знак.

Изучая золотное шитье, натолкнулась на информацию о том, что сохранилось оно только благодаря золотошвейным мастерским при монастырях.

Нашла курс – школа вышивки св. Тавифы, закладка в Евангелие.

Вышила закладку и в канун дня святого Петра Черевковского – передала в храм.

Для руководителя хора Гармония Л.В. Ростовской сшила и вышила сборник.

Вышит он по образцу, находящемуся в Архангельском краеведческом музее, а поступил из с. В.Тойма. Можно сделать вывод, что выполнен он был черевковскими мастерицами.

Занимается народными ремеслами старшая дочь Наталия. Вышивка, ткачество(которому она училась у С.С.Клыкова), народная кукла – это не полный перечень ее знаний и умений.

Вяжет, вышивает младшая дочь. Очень в последнее время заинтересовалась ткачеством (с мужем собирают ткацкий станок по типу станка «Джулия»)

Вязанием, вышивкой занимается старшая внучка. А младшие… эти маленькие любопытные шустрики высматривают все – что и как бабушка делает, из чего и зачем.

Надо отметить, что очень любит печь и шить Лида, в каждый свой приезд что-нибудь шьет и не просто так, а с какой-то идеей – то для мамы цветочек, то платочек.

И поэтому, верю, что мастерство наших бабушек и прабабушек будет жить и радовать еще не одно поколение.

Считаю, что каждые 100 стежков вышивки, 100 петелек орнамента, выполненные на основе этнографических образцов, служат делу сохранения узоров и передаче их дальше.

.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: