Наши бабушки и дедушки знали толк в традициях. Особенно в деревне. Ведь у деревенских жителей особый уклад жизни. И семьи живут по-особому.
Сохранение традиций начиналось с воспитания в семье. Считаю, что и нам следует идти тем же путем. Предварительно изучив традиции своей семьи, края в котором живем.
Девчушкой я росла очень любознательной,
У бабушки на мосту в чулане стоял большой, а по детским меркам – казался просто огромным - сундук. А что внутри?
Момент настал… открыла бабушка сундук, а там на первый взгляд абсолютно ничего интересного – какие-то полотенца, рубахи…
Но, главное, что меня привлекло – спицы с клубком шерсти.
Бабушка ловко обращалась с шерстью: расчешет, спрядет и вяжет..
Процесс вязания казался каким-то таинством: мерно позвякивают спицы по тиканье ходиков на стене.
Поняла бабуля, что меня привлекло, и подарила мне пять блестящих волшебных палочек.
И не расстаюсь я с ними вот уже почти 60 лет.
Надо сказать, что и все этапы обработки шерсти тоже освоила.
|
|
За прошедшие годы связано не мало самых разнообразных вещей: для себя, родных, знакомых, подруг…
Но лет с 15 «загорелась» орнаментальным вязанием Нарисовала схему цветными карандашами и начала вязать …. Но, первый блин комом.
Неоднократно обращалась к орнаментальному вязанию. После прочтения книги Г.Баландиной «Рукоделие» занялась этим основательно. И более 20 лет занимаюсь орнаментальным вязанием в северных традиция – Лешуконские, пинежские, мезенские, орнаметы Коми расцветают на моих варежках, которые нравятся детям, внукам и служат хорошим подарком знакомым.
Настоящей русской женщиной (как охарактеризовал Некрасов) была моя тетушка.
Красавица, умница, рукодельница, заядлая рыбачка, держала небольшую отару овец, сами их и обиходила.
Ее вышивка в технике Ришелье украшала столы, полочки, окна ее дома. Вышитые ею воротнички манжеты к школьной форме были неотразимы.
После приобретения собственной швейной машинки – первое, что сделала начала учиться вышивке ришелье.
Сообщив об этом тетушке – получила драгоценнейший, по тем временам, подарок – целый свиток рисунков для вышивки.
Вторая моя бабушка была очень рукодельной. В семье было много вещей вышитых, вытканных ею. Но жила она далеко и общение было ограничено редкими, но запомнившимися поездками.
Разбирая, после смерти мамы, сундук – нашла обрывок полотенца. Восстановила узор и вышила его.
Два голубка смотрят на дерево между ними. Чистейший символ любви и семейного счастья.
Это полотенце вдохновило меня, тем более и память подсказывала – что и где надо искать.
Отправилась в Верхнетоемский музей.
|
|
По образцам вышивки этого музея – вышила второе полотенце досюльным швом.
Узор получился прекрасным – берегиня с птицами на руках – древа жизни.
Мама, была большой рукодельницей: вышитые ею накамодники, салфетки на тумбочки, подвесы к кроватям, покрывала – украшали не один дом в нашем лесном поселке.
Крючок свой вязальный берегла как зеницу ока. Зная об этом, в одну из поездок на олимпиаду в Д.Березник, увидев крючок в магазине – купила, пожертвовав своим обедом.
К салфеткам особое, трепетное отношение– белые, накрахмаленные они лежат как первый снег.
Салфетки с цветами приносят в дом частичку лета и служат прекрасным украшением.
Родственники мужа занялись изучением истории семьи, а у меня к ним вопрос – а вышивка, вязание – хоть что-нибудь сохранилось? Увы.. утрачено.
Хорошо, что есть музеи, литература, интернет.
Предки происходили из Олонецкой губернии – так появилось полотенце с павой.
А дальше корни пошли в Карелию – полотенце с деревом на красном фоне вышито по мотивам вышивки Карелии.
Мама моя, и, соответственно, бабушка Мария – уроженки Черевковского района, котрый в 1959 году был расформирован и родная деревня мамы, отошла к Верхнетоемскому району.
Но Черевково – много лет было райцентром и поэтому все в их жизни было увязано с этим селом.
При распределении, по окончании института, другого выбора я не видела – Черевково.
Здесь моя Родина, здесь родились и повзрослели мои дети, подрастают внуки
Люблю его за природную красоту, за добрых и отзывчивых людей и особо ценю – историю.
Очень часто посещаю музей, любуюсь образцами золотного шитья. Всегда казалось, что это очень и очень сложно и не понятно…
Встреча в 2016 году с Н. В. Кузьминой оказалась судьбоносной.
Начала изучать тему золотного шитья, книги – музейные образцы – и снова книги…
В этом году село отмечает 500 летие с первого письменного упоминания Черевковской волости.
Решила вышить памятный знак.
За основу взяла рисунок с кокошника из Черевковского музея, изучила работу Масловой о северодвинской золотной вышивке. И решила – выбор сделан правильный. Вышитые лебеди – характерны только для Черевковской золотной вышивки.
Применила здесь и вышивку по картону (в моем случае – береста, как в этнографических образцах), вышивка по настилу, вышивка шнуром, Сажение по бели и группочки бисера – тоже характерный черевковский элемент.
И курс по сажению по бели – изготовление косников. На одном духе вышила – 4, каждой внучке. Основа – фото музейных образцов.
Надо отметить, семья наблюдала за моей работой, очень интересно было внукам наблюдать – как ниточка укладывается к ниточке и в итоге – появился мой памятный знак.
Изучая золотное шитье, натолкнулась на информацию о том, что сохранилось оно только благодаря золотошвейным мастерским при монастырях.
Нашла курс – школа вышивки св. Тавифы, закладка в Евангелие.
Вышила закладку и в канун дня святого Петра Черевковского – передала в храм.
Для руководителя хора Гармония Л.В. Ростовской сшила и вышила сборник.
Вышит он по образцу, находящемуся в Архангельском краеведческом музее, а поступил из с. В.Тойма. Можно сделать вывод, что выполнен он был черевковскими мастерицами.
Занимается народными ремеслами старшая дочь Наталия. Вышивка, ткачество(которому она училась у С.С.Клыкова), народная кукла – это не полный перечень ее знаний и умений.
Вяжет, вышивает младшая дочь. Очень в последнее время заинтересовалась ткачеством (с мужем собирают ткацкий станок по типу станка «Джулия»)
Вязанием, вышивкой занимается старшая внучка. А младшие… эти маленькие любопытные шустрики высматривают все – что и как бабушка делает, из чего и зачем.
|
|
Надо отметить, что очень любит печь и шить Лида, в каждый свой приезд что-нибудь шьет и не просто так, а с какой-то идеей – то для мамы цветочек, то платочек.
И поэтому, верю, что мастерство наших бабушек и прабабушек будет жить и радовать еще не одно поколение.
Считаю, что каждые 100 стежков вышивки, 100 петелек орнамента, выполненные на основе этнографических образцов, служат делу сохранения узоров и передаче их дальше.
.