Слушание: М. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Мазурка

 

Надо отметить, что до Глинки танцы в оперу вводились как вставной дивертисмент из отдельных балетных номеров. (Этим французским словом, означающим «развлечение», называют сценическое представление разнообразного характера. В операх и балетах так называют вставные номера или сцены, не связанные с сюжетом произведения).

У Глинки же этим танцам придаётся большое драматургическое значение. Они становятся характеристикой действующих лиц. Более того полонез и мазурка станут своеобразными «лейтмотивами». Они будут сопровождать польских захватчиков и в русских сценах, но там они будут носить совсем другой характер.

«Польским актом» своей оперы Глинка положил начало русской классической балетной музыке. Так, в первых двух актах композитор показал нам две противоборствующие силы. Не просто русских и поляков, а мирных русских крестьян и польскую шляхту, мечтающую завоевать Россию.

Вопросы:

1. Какое название получило второе действие оперы «Иван Сусанин» Глинки?

2. Почему он стал контрастом к первому действию?

3. Какие танцы входят в танцевальную сюиту?

4. Почему композитор характеризует поляков только танцами, а русский народ песнями?

5. Полонез, как переводится название этого танца, какой у него характер, почему он стоит первым в танцевальной сюите?

6. Опишите своеобразие вальса.

7. Название какого танца произошло от названия польского города? Охарактеризуйте его.

8. Какой танец имеет название по одной из областей Польши? Характер его?

9. Как вы думаете какие танцы являются главной характеристикой поляков? Вспомните их значение в творчестве польского композитора Фридерика Шопена.

10.  Что такое ЛЕЙТМОТИВ? Найдите это слово в словаре и выпишите его значение.

11.  Чем стал «Польский» акт Глинки для русской классической балетной музыки?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: