Вокальные упражнения

МБУДО ЦДО «Реальная школа» город Воронеж

СП Циолковского 121а

Группа

Лекционное занятие № 83 по вокалу.

Для учащихся 1 года обучения.

 

Педагог ДО

Ольховик Т.Н.

 

Тема: «Знакомство со способами звукоизвлечения.»

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью обучающегося певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Сегодня на занятии мы будем работать над приемами звукоизвлечения.

Современные вокальные тенденции и запрос современного преподавателя на навыки, умения и знания ставят новые задачи нам и обучающимся – вокалистам, — это воспитание певца - универсала. На данном этапе развития вокального творчества и популяризации всех вокальных жанров происходит процесс смешения стилей и направлений за счет взаимопроникновения приемов звукоизвлечения (расщепление, субтон, глиссандо, фальцет, штробас, микст и т.д.) Такие приемы дополняют друг друга в направлениях: классика, эстрада, джаз, рок и т.д. Поэтому следует немного познакомиться с этими приемами (на начальных этапах педагог знакомит детей с понятиями и только потом с техникой приемов звукообразования):

Субтон - пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать в джазе и поп-музыке.

Вибрато - один из основных приемов академической школы. Заключается в колебании тона звука, вызываемом периодическим движением диафрагмы. Прекрасным украшением длинной ноты, в т.ч. окончания фразы, является вибрато. Некоторым голосам от природы свойственно равномерное красивое вибрато, но чаще всего, при наличии всех остальных критериев профессионального звука, вибрато отсутствует либо звучит неровно или слишком мелко. В последнем случае вибрато является горловым и представляет собой не подкрепленные диафрагмой движения кадыка, что затрудняет звукоизвлечение.

Глиссандо - также известен как слайд. Плавный переход с ноты на ноту. Фальцет - пение «без опоры». Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот.

Штробас — это очень низкие ноты, которые невозможно спеть нормальным голосом.

Микст - смешанное голосообразование, при котором голос звучит на всём своём диапазоне ровно, без регистровых переходов. При таком виде голосообразования в колебаниях связок одновременно присутствуют грудной и фальцетный механизмы работы, задействованы и грудные и головные резонаторы, что на выходе позволяет голосу звучать монолитно благодаря выработанной тембральной ровности.

Разминка.

Для размягчения голосовых связок:

Счет на восемь:

а) «Укольчик» - укалывание кончиком языка каждой щеки;

б) Пожовывание языка (копим слюну, и проглатываем);

в) «Цокотание» - поцокивание язычком;

Чистка носоглоточной системы:

Счет на восемь:

а) начинаем с оздоровительного массажа, включающего в себя энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где скопление слизи во время насморка.

б) вдох - ведем указательным пальцем от основания ноздри до верхних пазух, выдох – бьем слегка указательными пальчиками по крылышкам носа.

в) «Нюхаем цветок» - вдох - носом втягиваем воздух, выдох - Ах! Дыхательные упражнения делаются с целью – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.

Вокальные упражнения.

Все упражнения можно объединить одним руководящим принципом. Он заключается в том, что для пения выбирается тональность, главный тон которой соответствует нижнему пределу вашего голосового диапазона, после чего, начиная с этого звука, исполняется распевочная партия, которая повторяется каждый раз на полтона выше, совершая движение вверх (пока не достигнет верхнего предела), а потом вниз по хроматическому звукоряду.

В первом упражнении, я советую распеваться с закрытым ртом с помощью звука согласного «м…», повышая на полтона его при каждом следующем извлечении, при этом, важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы. Спев, таким образом, несколько нот, можно продолжить упражнение уже с открытым ртом, используя по очереди звуки «ма», «мэ», «ми», «мо», «му», а достигнув предельных высот, постепенно возвратиться к начальному тону. Следующим этапом этого упражнения является воспроизведение последовательности звуков «ми-мэ-ма-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего порядок гласных меняется и партия исполняется в последовательности «ми-мэ-ма-мо-му».

Второе упражнение, которое практикуется для распевки мастерами техники виртуозного пения «bel canto» очень полезно для развития певческого дыхания и достижения необходимой направленности звука. Также оно поможет убедиться в правильности дыхания, критерием оценки которого является непрерывность звучания голоса. Используемая в данном случае артикуляция напоминает то, как маленький ребенок имитирует звук машины. Извлечение звука происходит через рот с закрытыми, но расслабленными губами. В этом упражнении пение звуков осуществляется по мажорному трезвучию, подымаясь вверх и возвращаясь на начальный тон.

Третье упражнение такое же, как и второе, только вокальная партия исполняется приёмом глиссандо (скольжение), то есть при воспроизведении звучат уже не три отдельных ноты, а одна, которая плавно повышается до верхнего тона, а потом, не прерываясь, возвращается на начальную позицию.

 

3.Работа над вокализом Ф. Абт № 14 «Вокализ» относится к техническим упражнениям. А вокализ можно исполнять и как разминочный вариант и как классическую пьесу. Поэтому используем такие академические приемы как «опёртое дыхание», «зевок», «маскировку гласных» попадание звука в вокальную «маску». В заученном состоянии, поработаем над разными видами штрихов, динамических оттенков и конечно же фразировкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: