Автопортрет в юности. Старая пинакотека, Мюнхен

Рембрандт ван Рейн.

Анатомия доктора

Тулпа. 1632 г.

Музей Маурицхейс, Гаага.

67

НАТЮРМОРТ

Голландский натюрморт XVII в. по­ражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте — из цве­тов и плодов, в Гааге — из рыбы. В Харлеме писали скромные завт­раки, в Амстердаме — роскошные десерты, а в университетском Лейдене — книги и другие предметы для занятий науками или традици­онные символы мирской суеты — череп, свечу, песочные часы.

В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной ви­трине. В подобных картинах дета­ли наделены символическим зна­чением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино­град — об искупительной жертве

Христа. Раковина — оболочка, оставленная когда-то жившим в ней существом, увядшие цветы — символ смерти. Бабочка, родивша­яся из кокона, означает воскресе­ние. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590—1656).

У художников следующего по­коления веши уже не столько напо­минают об отвлечённых истинах, сколько служат для создания само­стоятельных художественных обра­зов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Харлемский живописец Питер Клас (1597—1661) тонко и умело под­чёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное сосед­ство. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 — около 1680) царит живописный беспорядок. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к кото­рой едва притронулись, — всё здесь напоминает о недавнем при­сутствии человека. Картины ожив­лены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Зав­трак с крабом», 1648 г.).

Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным. На картинах Абрахама ван Бейерена (1620 или 1621—1690) и Виллема Калфа (1622—1693) изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Здесь и чеканное серебро, и бело-голубой фаянс, и кубки из мор­ских раковин, цветы, виноградные грозди, полуочищенные плоды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: