Семейный портрет Исаака Массы и его жены

ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ

В 1581 г. жители Северных Нидерландов после многолетней войны за освобождение из-под власти Испании провозгласили независимую Респуб­лику Соединённых провинций. Среди них в хозяйственном и культурном отношении лидировала Голландия, поэтому так вскоре стали называть и всю страну. Общественное устройство новых Нидерландов мало изменилось в сравнении с XVI в., но в духовной жизни последовали значительные пере­мены. Государственной религией стал кальвинизм. Это вероучение не при­знавало икон и вообще церковного искусства.

Голландским художникам поневоле пришлось отказаться от религиозных тем и искать новые. Они обратились к окружавшей их действительности, буд­ничным событиям, происходившим изо дня в день в соседней комнате или на соседней улице. Да и заказчики — чаще не вельможи, а малообразован­ные бюргеры — больше всего ценили произведения искусства за то, что они «совсем как живые».

Картины стали рыночным товаром, и благосостояние живописца всеце­ло зависело от умения угодить заказчику. Поэтому художник всю жизнь со­вершенствовался в определённом жанре. Настроение, которым проникну­ты произведения голландской школы, и даже их небольшой, как правило, формат говорят о том, что многие из них предназначались не для дворцов, а для скромных гостиных и были адресованы простому человеку.

ФРАНС ХАЛС

(между 1581 и 1585—1666)

Франс Халс, прославившийся преж­де всего как портретист, был выход­цем из Фландрии: он родился в Ант­верпене в семье ткача. С приходом испанцев его родители, подобно тысячам соотечественников, пере­брались на север и обосновались в Харлеме. Здесь Халс обучался жи­вописи и в 1610 г. получил звание мастера — стал членом гильдии Святого Луки.

В 1612—1615 гг. Халс служил ря­довым в стрелковой роте Святого Георгия, а по окончании службы бывшие командиры предложили ему написать их групповой портрет (1616 г.). Художник запечатлел стрел­ков во время традиционного банке­та. Здесь царит порядок. Офице­ры — солидные мужчины средних лет, затянутые в чёрные мундиры и с яркими шарфами через плечо, — восседают вокруг стола; рядом сто­ят трое молодых знаменосцев и слуга. Старшие чины заняты непри­нуждённой, неторопливой беседой

(спешить им некуда, ведь подобные банкеты продолжались по несколь­ку дней), младшие почтительно мол­чат. Характеры всех персонажей — от толстого благодушного капитана до молодцеватого щёголя-знаменосца — переданы Франсом Халсом яр­ко и глубоко. Особенно оживляют композицию приветливые или недо­верчивые взгляды стрелков, обращённые прямо на зрителя.

Франс Халс.

Офицеры стрелковой

Роты Святого Георгия.

Г.

Музей Франса Халса,

Харлем.

*Кальвинизм — течение в протестантизме. Назван по имени его основателя — французского богослова Жана Кальвина (1509-1564).

63

Франс Халс.

Семейный портрет Исаака Массы и его жены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: