Класс.
Тема. Сергей Васильевич Лукьяненко (род. 1968). «Чужая боль». Фантастический мир в рассказе. Роль Игры для героев произведения. Проблема сострадания, нравственных ориентиров, преемственности опыта предыдущих поколений.
Прочитать материал урока и выполнить задания.
1. Боль и игра – понятия несовместимые. Боль – это жизнь реальная, игра – жизнь вымышленная.
В вашей жизни присутствуют игры. Какова же роль игры в жизни человека?
Повторите.
1. Рассказ – это небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека;
Для рассказа характерно наличие сюжета, малое количество героев.
Рассказ может быть сатирическим, юмористическим, о любви.
Сюжет – это ряд событий, описанных в художественном произведении.
Композиция – это построение произведения.
Идея – это основная мысль художественного произведения.
Проблематика – это совокупность поставленных автором в произведении проблем.
С.Лукьяненко – писатель-фантаст.
|
|
2. Понятие о фантастике, научной фантастике.
ФАНТАСТИКА, -и, ж. 1. То, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. 2. Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. Научная ф. (в литературе, кинематографе: моделирующая события далекого будущего на основе достижений науки и техники). 3. Что-н. невообразимое, невозможное (разг.). Найти друг друга через столько лет!
Научная фантастика — жанр литературы, который основывается на фантастических допущениях в области науки и техники.
Темы научно-фантастических произведений — новые открытия, изобретения, неизвестные науке факты, исследования космоса и путешествия во времени.
Задание № 1.
- Докажите, что «Чужая боль» - это научно-фантастический рассказ.
- Найдите в тексте элементы научной фантастики, что доказывает, что перед нами будущее.
Сюжетная линия. Работаем с текстом. Текст можно поделить на две части.
Игра.
«Она спускалась по горному склону. Легче ветра, быстрее стрелы...»
- Как звали девушку?
«Он еще раз порадовался тому, как удачно выбрал место для засады: в тени густых, старых деревьев, на противоположном склоне, невидимый для нее…»
- Как зовут героя?
«Ему вдруг представилось то, что сейчас случится. Огненный факел, летящий вниз, тяжело натыкающийся на камни...»
-А что должно случиться?
«Камень дернулся, раскололся на куски, разлетелся неторопливым, увесистым градом. А из центра этого града ударила молния — точный, неотвратимый выстрел.»
"Боль... Выключить боль..."
"Почему я не убираю боль?"
|
|
– Кому больно? – Кто выстрелил?
После игры.
«...Она пила чай на веранде.»
Обратите внимание: после причиненной боли, после убийства!!!
«Он долго мылся, прямо в саду, под самодельным душем.»
«— Давай поговорим…
— Зачем ты это сделал!...
— Ты не убрал боль…..
— Это было мерзко! Такой крик...»
- Слышно ли сочувствие в словах героини?
«— Помнишь, что ты натворил в Майданеке?»
- Что случилось в Майданеке?
«Холодный металл, забытый ею на стуле, обжег руку. Он поймал белое платье в полукруг прицепа. Затаил дыхание. И нажал на спуск.»
- Чем закончился рассказ? – Кто убил героя?
- Как вы бы озаглавили части рассказа?
- Какой еще рассказ также композиционно делится на 2 части? (Л.Толстой «После бала»)
- Что отличает мир, изображенный Лукьяненко, от нашего современного мира?
(прогресс, люди научились выключать боль, обрели бессмертие)
- Люди обрели бессмертие, чем они занимаются?
- В какие игры они играют?
- У вас не возникает никакого вопроса, который хочется задать этим людям?
Задание № 2
Ответьте на п роблемный вопрос: Почему они играют в такие игры, почему люди играют в убийство? В каких местах происходит игра?
Чтобы ответить на проблемный вопрос, необходимо обратиться к тексту.
- С чего началась такая игра?
«— Я не знаю. Но с чего она началась, Игра?
Она пожала плечами. С тех пор, как люди обрели бессмертие, наверное. Игра — это жизнь. Что является основной чертой жизни? Стремление убить. Что является основной чертой Игры? Стремление убить. В инсценировке — на Перл-Харборе, где кипит вода и в который раз тонут корабли, и падают ведомые смертниками бомбардировщики на Курской дуге, где танки спекаются с землей и кровью в один сплошной черный ком; в Хиросиме, где снова и снова вспыхивает пламя атомного взрыва...»
- Что является синонимом слова игра? (Жизнь.)
- А что является основной чертой жизни? (Убивать.)
География произведения.
Майда́нек — лагерь смерти Третьего рейха на окраине польского города Люблин.
Перл-Ха́рбор [1][2], Пёрл-Ха́рбор — гавань на острове Гавайи. Большая часть гавани и прилегающих территорий заняты центральной базой тихоокеанского флота военно-морских сил США.
7 декабря 1941 года Япония совершила нападение на Перл-Харбор, что послужило поводом вступления США во Вторую мировую войну.
Битва на Курской дуге является одним из ключевых сражений Второй мировой войны и Великой Отечественной войны.
Хироси́ма — город в Японии. Также известен как первый город в мире, который был подвергнут ядерной бомбардировке.
Концентрацио́нный ла́герь и ла́герь сме́рти Осве́нцим в 60 км к западу от Кракова.
Хаты́нь — деревня в Белоруссии, уничтоженная 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немецких военнослужащих[1].
Ма́ссовое уби́йство в Сонгми́ — военное преступление, совершённое солдатами Армии США в деревенской общине Милай получило мировую известность в 1969 году в ходе войны во Вьетнаме
Это места, где произошли преступления против человечества.
- Можно ли играть в таких местах?
Лукьяненко поднимает проблему памяти. Мы не должны забывать о массовых убийствах против человечества.
- Вспомните, в каком еще рассказе затронута проблема памяти? (В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»)
- Можно ли поставить знак равенства между понятиями игра и убийство?
- Дэн не похож на остальных. Случай в Майданеке. Почему он вышел из роли, бросившись на эсесовцев с голыми руками? (не играл, знал и помнил, кто такие эсесовцы)
Продолжаем чтение.
«Но ведь когда-то в первый раз это не было игрой! Они не могли играть, умирая по-настоящему! Их вело в бой что-то другое! Они бросались на колючую проволоку концлагерей не потому, что это очень интересно! И ведь Дэн почувствовал, почти ощутил это неведомое, непонятное, когда в прекрасной инсценировке "Майданек" смотрел на сытых, откормленных эсэсовцев, избивающих детей... Он бросился вперед не потому, что хотел испортить игру, соригинальничать. Он просто не мог иначе. Он почти понял! А они не хотят или уже не могут понять. Слишком долго длилась Игра.»
|
|
- Что понял Дэн? Что утратили люди?
- Какую ценность потерял человек с появлением бессмертия? (Ценность жизни.)
Они играют, потому что… утратили ценность жизни, потеряли нравственные качества, стали бездушными роботами.
"Игра — это жизнь. Играя, живи, живи, играя. Это не больно — боль в твоей власти. Это не страшно — ты умирал сотню раз и столько же раз воскресал. Убивай! Это только игра! Это весело! Машины, которые умнее тебя, воскресят бренное тело, поставят на прежнее место, вложат в руки новое оружие. Играй! Не повезло сейчас — повезет в следующий раз! Кто хочет сыграть в Чингисхана? Кандидатуру на роль Гитлера, побыстрее! Экипаж "Энолы Гай"? Играем! Майданек, Освенцим, Хатынь, Сонгми? Играем!"
- Можно ли жить, играя?
- Почему Дэн решил умереть? (решил прекратить игру)
Чтение финала рассказа.
«Она стояла совсем рядом. Смотрела на молчаливую толпу, поблескивающую самым разным оружием. И читала во всех глазах один и тот же вопрос, его вопрос... "Зачем мы играем! Что такое Игра!" Шаг. Еще шаг. Она склонилась над Дэном, коснулась его лица:
— Ты победил...»
- О чем предупреждает автор рассказ? (Прекратите играть!)
Задание № 3.
Объясните значение словосочетания чужая боль.
- Каков смысл названия рассказа?
Работа с афоризмами.
Выбрать тот, который отражает основную мысль произведения. Записать.
Чужая боль не то, что боль души своей. Корнель Пьер
*****
Чужая голова не болит. Сервантес
*****
Люди гораздо чаще били бы молотком по пальцу, если бы боль ощущалась лишь год спустя. Николас Гомес Давила
|
|
*****
Страдание и боль всегда обязательны для широкого
сознания и глубокого сердца. Достоевский Федор Михайлович