Архитектура Франции эпохи Наполеона I

198

Мир романтиков таинствен, противоречив и безграничен; художник дол­жен был воплотить его многообразие в своём творчестве. Основное в ро­мантическом произведении — чувства и фантазия автора. Для художни­ка-романтика не было и не могло быть законов в искусстве: ведь всё, что он создавал, рождалось в глубине его души. Единственное правило, кото­рое он чтил, — это верность себе, искренность художественного языка. Нередко творения романтиков шокировали общество полным неприяти­ем господствовавших вкусов, небрежностью, незавершённостью. Знамени­тый французский живописец Эжен Делакруа, лидер романтизма, утверж­дал, что искусство «даёт только намёк, является лишь мостом между душою художника и душою зрителя».

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

АРХИТЕКТУРА

В первой половине XIX столетия в Европе развернулось невиданное по раз­маху градостроительство. Большинство европейских столиц — Париж, Санкт-Петербург, Берлин — обрели свой характерный облик; в их архитектурных ансамблях усилилась роль общественных зданий.

Неоклассицизм в первой половине XIX в. пережил поздний расцвет. К середине столетия основной проблемой европейского зодчества стали поиски стиля. Вследствие романтического увлечения стариной многие ма­стера попытались возродить традиции архитектуры прошлого — так воз­никли неоготика, неоренессанс, необарокко. Усилия зодчих нередко при­водили к эклектизму — механическому соединению элементов разных стилей, старого с новым.

АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

В годы Великой Французской рево­люции во Франции не построили ни одного долговечного сооруже­ния. Это была эпоха временных по­строек, как правило деревянных, которые, конечно, просуществовали очень недолго.

В начале революции была разру­шена Бастилия, снесены памятники королям. В 1793 г. закрыли королев­ские академии, в том числе Ака­демию архитектуры. Вместо них появились Национальное жюри ис­кусств и Республиканский клуб искусств (в 1795 г. их заменила

Школа изящных искусств), главны­ми задачами которых были орга­низация массовых праздников и оформление парижских улиц и пло­щадей.

На площади Бастилии, на руинах старой тюрьмы, воздвигли павильон с надписью: «Здесь танцуют». Пло­щадь Людовика XV, созданная Жа­ком Анжем Габриелем, была назва­на площадью Революции (ныне площадь Согласия) и дополнена триумфальными арками «в честь побед, одержанных над тиранией», статуями Свободы, фонтанами с эмблемами. Она должна была стать местом национальных празднеств. Позднее на месте конной статуи Людовика XV в центре площади

199

200-201

установили гильотину: здесь обезгла­вили свыше тысячи человек, в их чис­ле короля Людовика XVI и королеву Марию Антуанетту, а затем и мно­гих вождей революции, среди них Жоржа Жака Дантона и Максимильена Робеспьера. Марсово поле стало местом народных собраний с алта­рём Отечества в центре; именно здесь 8 июня 1794 г. отмечался празд­ник Верховного существа, культ ко­торого был провозглашён взамен официально упразднённого рево­люционным правительством като­лицизма.

В 1791 г. церковь Святой Женевьевы, построенная Жаком Жерменом Суфло, была названа Пантео­ном национальных героев Франции. Сюда поместили останки деятеля революции графа Мирабо, филосо­фов и писателей Вольтера, Жана Жа­ка Руссо. Дом Инвалидов (комплекс зданий, построенных в Париже по приказу короля Людовика XIV для престарелых солдат-инвалидов) и его Собор превратились в храм Че­ловечности.

Париж был украшен новыми мо­нументами: скульптурными памят­никами «Возрождённая природа», «Слава французского народа», ко­лонной в честь солдат, умерших за родину, и др.

Однако в годы Французской рево­люции были предприняты и шаги, сыгравшие существенную роль в ис­тории архитектуры. В 1794 г. была образована Комиссия художников, которая занималась благоустройст­вом города, а также планировала изменения в его облике. Эти планы оказали влияние на последующие градостроительные преобразования в Париже, реализованные уже в на­полеоновскую эпоху.

АРХИТЕКТУРА ФРАНЦИИ ЭПОХИ НАПОЛЕОНА I

В искусстве наполеоновской Фран­ции господствующая роль осталась за неоклассицизмом (который в своё время был объявлен Конвен­том — высшим законодательным и исполнительным органом Француз­ской республики — официальным стилем революции). При этом архи­тектурные формы приобрели осо­бую пышность и торжественность, а масштабы строительства — гран­диозный размах. Неоклассицизм времён Наполеона I получил назва­ние ампир {франц. empire — «импе­рия»). Он должен был символизиро­вать величие и могущество державы, созданной генералом Бонапартом.

Главным мероприятием Наполе­она в области архитектуры стала реконструкция Парижа. По плану перестройки французской столицы, разработанному ещё Комиссией ху­дожников, предполагалось связать средневековые кварталы системой проспектов, пересекающих город по оси «восток — запад», повторив маршрут революционных празднич­ных шествий от руин Бастилии до площади Революции (Согласия). Этот проект был осуществлён, но в изменённом виде; теперь ансамбль парадного центра города включал дворцовые комплексы Лувр и Тюильри, площадь Согласия. Отсюда новый проспект Елисейские Поля вёл к за­падной окраине города, где скрещи­валось несколько дорог (в 1863 г. там была разбита площадь Звезды, в 1970 г. переименованная в площадь Шарля де Голля). Некоторые кварта­лы были заполнены типовой за­стройкой, как, например, улица Риволи (1801 г., архитекторы Шарль Персье и Пьер Франсуа Леонар Фонтен), проложенная от площади Со­гласия к Лувру.

Ключевые пункты новой плани­ровки столицы были отмечены мо­нументами, прославлявшими побе­ды императорской армии. Нередко их проектировали, используя черты известных древнеримских памят­ников. Например, триумфальная колонна на Вандомской площади (1806—1810 гг., архитекторы Жан Батист Лепер, Жак Гондуэн) повто­рила форму Колонны императора Траяна, а въездные ворота дворца Тюильри (1806—1807 гг., архитекто­ры Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен), ко­торые сейчас более известны как

202

Ансамбль Лувра

И Тюильри в Париже.

Начало XIX в.

Триумфальная арка на площади Ка­русель, — уменьшенная копия зна­менитой Триумфальной арки импе­ратора Септимия Севера. До 1815 г. арку венчала бронзовая колесница Победы, прежде украшавшая фасад собора Сан-Марко в Венеции, затем её заменили квадригой (скульптор Франсуа Жозеф Бозио).

Триумфальная арка Великой ар­мии (1806—1837 гг., архитекторы Жан Франсуа Шальгрен и др.) была заложена в центре будущей площа­ди Звезды по приказу императора в честь его победы в 1805 г. при Аустерлице (в Чехии) над объеди­нёнными войсками Австрии и Рос­сии. Однопролётная арка (почти пятьдесят метров высотой, около сорока пяти метров шириной, дли­на пролёта — чуть более двадцати метров) и ныне великолепно про­сматривается из разных частей горо­да, так как она расположена на пересечении двенадцати больших улиц. Арка является памятником воинской доблести французов: на её поверхно­сти вырезаны имена шестисот шес­тидесяти героев наполеоновских


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: