Тесей, победитель Минотавра. 1 781 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Антонио Канова.

Эрот, слетающий к Психее. 1792 г. Лувр, Париж.

*Тесей — в древнегрече­ской мифологии герой, победивший Минотавра — получеловека-полубыка, жившего на острове Крит во дворце-лабиринте.

207

Канова виртуозен не только в идиллических, но и в трагических сценах. В группе «Геракл и Лихас» (1796 г.) позы обезумевшего героя и его слуги Лихаса, которого Геракл бросает в море, странным образом повторяются. Скульптор сопостав­ляет фигуры могучего атлета и хрупкого, беззащитного юноши. Это заставляет задуматься о сходст­ве участи безумца и его жертвы: могучий Геракл так же бессилен в руках судьбы, как злополучный Лихас — в руках Геракла.

В 1802 г. Наполеон пригласил Канову во Францию. Там скульптор выполнил несколько изображений императора и его близких. Сестра Наполеона Паолина Боргезе пред­ставлена в образе Венеры, полу­чившей от Париса золотое яблоко (1805—1807 гг.). В этой работе Кановы мифологический образ сливает­ся с реальными чертами модели, на­турализм в деталях оборачивается вызывающим неправдоподобием це­лого: так, подушка с тщательно выре­занными складочками не мнётся под локтем лежащей, постель несокру­шимо тверда — тело Паолины-Венеры лишено веса.

С 1810 г. Канова стал директором римской Академии Святого Луки. После падения Наполеона он сделал многое для того, чтобы художест­венные ценности, вывезенные фран­цузами, вернулись в Рим, за что получил от Папы Пия VII титул мар­киза. Однако дворцовые интриги заставили скульптора покинуть сто­лицу. Последние годы жизни Канова провёл на родине, отдав их строи­тельству и украшению храма Трои­цы в Поссаньо.

БЕРТЕЛЬ ТОРВАЛЬДСЕН

(1768 или 1770—1844)

Датский скульптор Бертель (Аль­берт) Торвальдсен родился в Ко­пенгагене в семье резчика по дере­ву, исландца по происхождению. С одиннадцати лет он обучался в дат­ской Академии художеств. В 1793 г. молодой скульптор был отмечен Большой золотой медалью, что дало ему право на заграничную стажиров­ку. Однако материальные трудно­сти заставили отложить отъезд.

В 1797 г. Торвальдсен прибыл в Рим. Встреча молодого скульптора с Вечным городом омрачилась тем, что большинство прославленных древностей из римских коллекций были тогда вывезены французами. Однако датский мастер и без класси­ческих образцов сумел почувство­вать величие античной пластики. В этом убеждает статуя Ясона с золо­тым руном (1802—1803 гг.).Чуждый зависти Антонио Канова, увидев эту

Антонио Канова.

Паолина Боргезе-Бонапарт.

Гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: