Франсиско Гойя. Зонтик. 1777 г. Прадо, Мадрид

Франсиско Гойя. Продавец посуды. 1778 г. Прадо, Мадрид.

213

на шабаше («Когда рассветёт, мы уйдём»). Однако с наступлением утра нечисть не исчезает, а лишь меняет свой облик, оборачиваясь внешне добропорядочными людь­ми. Духовенство и знать Испании предстают в «Капричос» в образах ослов, попугаев, обезьян («Какой златоуст!», «Вплоть до третьего по­коления»). Здесь чудовищно безо­бразные старые сводни развращают юных неопытных девиц, а коварные прелестницы жестоко обманыва­ют своих кавалеров. В «Капричос» старость берёт верх над юностью, глупость и невежество — над умом, а распутство — над добродетелью. Гойя изобразил на одном из офор­тов себя окружённым слетающи­мися совами, летучими мышами и прочими тварями. Он назвал этот офорт «Сон разума рождает чудовищ».

«Капричос» моралистичны, что было свойственно эпохе Просвеще­ния, но в них уже проступают чер-

Франсиско Гойя.

Когда рассветёт, мы уйдём.

Из серии «Капричос».

Гг.

Офорт.

Франсиско Гойя.

Какой златоуст! Из серии «Капричос». 1797—1798 гг. Офорт.

Франсиско Гойя.

Сон разума рождает

Чудовищ.

Из серии «Капричос»

Гг.

Офорт.

214

Франсиско Гойя. Обнажённая маха. Около 1802 г. Прадо, Мадрид.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: