Франсиско Гойя. Продавец посуды. 1778 г. Прадо, Мадрид.
213
на шабаше («Когда рассветёт, мы уйдём»). Однако с наступлением утра нечисть не исчезает, а лишь меняет свой облик, оборачиваясь внешне добропорядочными людьми. Духовенство и знать Испании предстают в «Капричос» в образах ослов, попугаев, обезьян («Какой златоуст!», «Вплоть до третьего поколения»). Здесь чудовищно безобразные старые сводни развращают юных неопытных девиц, а коварные прелестницы жестоко обманывают своих кавалеров. В «Капричос» старость берёт верх над юностью, глупость и невежество — над умом, а распутство — над добродетелью. Гойя изобразил на одном из офортов себя окружённым слетающимися совами, летучими мышами и прочими тварями. Он назвал этот офорт «Сон разума рождает чудовищ».
«Капричос» моралистичны, что было свойственно эпохе Просвещения, но в них уже проступают чер-
Франсиско Гойя.
Когда рассветёт, мы уйдём.
Из серии «Капричос».
Гг.
Офорт.
|
|
Франсиско Гойя.
Какой златоуст! Из серии «Капричос». 1797—1798 гг. Офорт.
Франсиско Гойя.
Сон разума рождает
Чудовищ.
Из серии «Капричос»
Гг.
Офорт.
214
Франсиско Гойя. Обнажённая маха. Около 1802 г. Прадо, Мадрид.