Франсиско Гойя. Одетая маха. Около 1802 г. Прадо, Мадрид

Во второй половине XVIII в. король Карл III, желая привить в стране фран­цузские моды и обычаи, попытался запретить национальную испанскую одежду и некоторые любимые наро­дом развлечения, например корриду. Возмущённые испанцы старались отстоять свои права. Больше всех про­тестовали махо и махи — так называ­ли молодых мужчин и женщин, принадлежавших к городскому про­стонародью. Они вели себя на редкость свободно, подчас вызы­вающе, не подчиняясь правилам благочестивой скромности, установ­ленным Церковью.

В 80—90-х гг. обычаи махо и мах стали модными при дворе. Одной из самых горячих сторонниц этих обы­чаев была возлюбленная Франсиско Гойи — Каэтана Альба, одна из знат­нейших женщин Испании (её полный титул — донна Мария Тересия Каэтана де Сильва и Толедо, тринадцатая гра­финя-герцогиня Бенавенте и Альба, маркиза Вильяфранка). Помимо уди­вительной красоты она отличалась острым умом и независимым, свое­вольным характером. Друг Гойи, поэт Хуан Мелендес-Вальдес, назвал её в стихах испанской Венерой. Роман­тическая любовь Гойи отразилась в его творчестве. Он написал несколь­ко портретов очаровательной Альбы, сделал множество рисунков. Однако самыми знаменитыми её изображени­ями стали «Одетая маха» и «Обнажён­ная маха».

ты реализма XIX столетия. Эта се­рия приобрела невероятную попу­лярность в среде романтиков, ею восторгались и без конца её копи­ровали.

В 1800 г. Гойя создал для коро­ля Карла IV портрет его семьи. В этом парадном полотне хорошо видна ирония художника по отно­шению к властителям мира сего. Гойя замечательно передал цвета и фактуру тканей: шелестящего лёгко­го шёлка, тяжёлой золочёной пар­чи, прозрачных кружев, мягкого нежного бархата. Однако великоле­пие ярких нарядов, блеск золота и сияние драгоценностей лишь силь­нее оттеняют физическое несовер­шенство и заурядность членов королевской фамилии. Фигуры в ро­скошных одеждах стоят неподвиж­но, словно куклы. Их некрасивые, замкнутые, холодные лица произ­водят отталкивающее впечатление. Даже дети не выглядят естественны­ми и жизнерадостными в этой чо­порной семье.

Начало XIX в. совпало для худож­ника с появлением в его творчестве идеала романтической личности, свободной, бунтующей, бросающей вызов обществу. Такими Гойя видел своих соотечественников («Портрет Исабели Ковос де Порсель», 1806 г.; «Портрет графа Педро Антонио Пе­реса де Кастро», 1803—1806 гг.).

В то время на земле Испании про­исходили драматические события.

215

Франсиско Гойя.

Портрет королевской семьи. 1800 г. Прадо, Мадрид.

Франсиско Гойя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: