Давайте разберемся с основными понятиями. Итак, что же такое игра? Игра — полезное средство воспитания детей и подростков. Мы должны помнить, что игра всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий.
Игра - очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет собой большую ценность в воспитательной работе с детьми в ДОЛ. Игры (направленные) на знакомство и командообразование в большей степени проводятся в орг.период для знакомства детей друг с другом и вожатыми.
Игры на знакомство имеют разные цели, например на узнавание и запоминание имен, на узнавание друг друга. Игры на сплочение и командообразование подразумевают своей главной целью определение наиболее ценных качеств детей для дальнейшей работы отряда. В таких играх видно, кем могут быть дети в отряде (инициаторы, организаторы, исполнители) и как они могут взаимодействовать между собой.
Для того, чтобы проведение игр прошло для детей и вожатого максимально комфортно, нужно подготовить определенную базу, а именно:
|
|
1. Зажечь интерес детей к игровому действию (тут, как нигде, важны позитивные и честные эмоции);
2. Покажите, что эта игра интересна вам;
3. Расскажите плюсы данной игры (эта игра с прыжками через скакалку подойдет нам, потому что, я вижу, что мы самый спортивный отряд из всех)
При проведении любых игр важно понимать, что существуют определенные эмоциональные стадии игр.
1 стадия: Интерес
2 стадия: Эмоциональный подъем участников
3 стадия: Эмоциональное плато
4 стадия: Угасание интереса
5 стадия: Потеря интереса и пассивное участие
Ориентируясь на вышесказанное, на практике мы действительно можем увидеть все эти стадии, и главной рекомендацией недопущения 5 стадии в игре будет служить ваше внимание. Если вы поддерживаете эмоциональный контакт с детьми, вам легко удастся закончить даже самую веселую и увлекательную игру на 3 стадии и плавно перейти к следующей игре, не теряя эмоции и интерес детей к происходящему.
Помимо этого, не стоит забывать о том, что игра – эта универсальная вещь. Важно понять, что даже самую «древнюю» игру можно преподнести актуально и с минимальными изменениями.
Трансформация игры может носить: эмоциональный, предметный, ролевой и подвижный характер. Это значит, что изменив или добавив новый предмет в игру (мяч, обруч, монетка) или же изменив ролевую составляющую (все мы становимся хомяками) можно в корне изменить отношение детей к «древней» игре в позитивное русло.
Какое бы множество изменений (трансформаций) не происходило с разными играми, для нас существует уже определенный (базовый) порядок проведения:
|
|
Озвучивание названия игры и ее краткая характеристика (в этой игре важна не только скорость бега, но еще больше наблюдательность, как у настоящего разведчика);
· Объяснение роли играющих (лучший вариант – на собственном примере), их исходное положение (круг – любимая фигура вожатого);
· Ход игры и цели, к которым стремятся играющие (познакомиться, объединиться по интересам, сплотиться);
· Оглашение правил – самый важный этап в проведении игр. Важно чтобы не только вы, но и каждый ребенок понимал, как, зачем и для чего происходит игра.
· Чем заканчивается данная игра (конечная позитивная точка – аплодисменты, объятия, фото на память и т.п).
Помимо всего этого, стоит учитывать так же ряд нюансов, а именно:
· Прежде чем пытаться учить новой игре других, необходимо научиться играть в нее самим.
· Игра должна соответствовать возрасту ребенка.
· Игра должна быть целенаправленной.
· Необходимо полностью изучить описание игры и убедиться, что для ее проведения имеется все необходимое.
· Для игры важно выбирать безопасное место, хорошо исследовать территорию.
· Правила игры надо формулировать четко, так же четко давать распоряжения.
· Объяснение – четкое и короткое. Ребята должны хорошо понимать не только процесс игры, но и представлять ее результаты.
· Принцип игры: от простого – к сложному.
· Надо следить за ходом игры, пресекать недружелюбное и опасное поведение.
· После завершения игры необходимо подвести итоги, как отряд справился с заданием, было ли сложно, как стоит поступать в аналогичных ситуациях и т.п.
На время орг.периода в лагере вожатый обязан составить план игр на знакомство и командообразование. При составлении данного плана стоит учитывать, что:
· Планирование должно быть грамотным (Сколько игр? Когда? Где? Возраст? Количество? Атрибуты?)
· Играть необходимо вместе с детьми – быть активным учатником, а не наблюдателем
· Правила игры объяснить четко, в случае вопросов у детей – ответить грамотно
· Следуем правилу «Одна за другой». Не нравится – играем в следующее, без пауз.
· Не легко и не очень сложно!
· Ребенок тоже может быть главным!
· Чем меньше пассивных участников — тем веселее игра.
В играх с детьми главное помнить, что то, что кажется вам простым и понятным, может не оказаться таковым для ребят. Поэтому набирайтесь опыта путем проб и ошибок, держите внимание детей своими эмоциями и готовьтесь экспериментировать с трансформацией игр!
Универсальные базовые игры на знакомство:
«Меня зовут и я умею делать так…». Все участники игры становятся в круг, таким образом, чтобы все играющие видели друг друга. Участники по очереди входят в центр круга не только называя свое имя, но и сопровождая его каким-нибудь движением (жестом). После этого все должны повторить этот жест и имя этого человека, сказав «Его зовут… и он умеет делать так».
«Газетка». Группа стоит в кругу. Ведущий в центре, у него в руках свернутая «газетка». Вожатым называется имя кого-то из круга, и ведущий пытается его осалить газеткой. Чтобы не быть осаленным, названный должен успеть быстро назвать кого-то еще, стоящего в кругу. Если человека осалили до того, как он назвал имя, он становится водящим. Через некоторое время вводится дополнительное правило: бывший ведущий, как только встает в круг должен быстро назвать какое-нибудь имя. А если он не успевает это сделать до того, как его осалит новый ведущий, он становится ведущим опять.
«Делимся». Ребятам нужно разбиться на группы по интересам, например: по цвету глаз, по любимому жанру фильма, по сотовому оператору и т.п.
Универсальные базовые игры на командообразование:
«Поменяйтесь те, кто...». Ребятам необходимо встать в круг, вожатый говорит, что сейчас он будет называть признаки, а те, кому эти признаки близки, должны будут поменяться местами.
|
|
«Болото». На асфальте рисуется круги, квадраты и треугольники на расстоянии 2 шагов в разном порядке. Задание: отряду, держась за руки, необходимо преодолеть болото и не расцепиться. Сложность в том, что на определенную фигуру можно вставать только определенным количеством ног участников: квадрат – 4, треугольник – 3, круг – 1. Если руки расцепляются, игра начинается заново.
«Скала». Необходимо найти ровную возвышенность: скамейки, бордюр. Дети встают на возвышенность лицом вперед, задача – каждому участнику необходимо пройти данную скалу по очереди, лицом к другим игрокам. Важно: не упасть – игра довольно травмоопасна при недостатке контроля вожатого. Если один игрок падает, он встает в самый конец, и начинает следующий.