Глава 2. Организация лечебно-эвакуационной работы в эвакогоспиталях

Глава 1.  Общая характеристика организации тыловых эвакогоспиталей в годы ВОВ

В июне 1940г. наркомздравом СССР было утверждено «Положение о формировании эвакуационных госпиталей», развертываемых органами здравоохранения СССР в военное время, в котором были регламентированы основные принципы управления и руководства эвакогоспиталями.

Они сводились к следующему: эвакогоспитали в медицинском, административном и финансовом отношении подчинялись органам гражданского здравоохранения по месту их развертывания, а в оперативном отношении – наркому обороны через его местные органы (санитарные отделы военных округов, управления распределительными эвакопунктами, управления местных эвакопунктов), которые осуществляли контроль за поставкой медицинского обеспечения раненных и больных, находящихся на излечении в эвакогоспиталях.

Однако отсутствие четкого распределения функций управления между местными эвакопунктами и гражданскими пунктами здравоохранения, которые регламентировались бы руководящими документами (приказами, положениями, инструкциями) во многом дублировались.

 В соответствии с мобилизационными планами для размещения эвакогоспиталей использовались здания общеобразовательных школ, техникумов и др. общественных зданий.

В каждом госпитале предусматривалось развертывание операционных с предоперационными, перевязочных, палат для раненных и больных, лаборатория, рентгеновского кабинета. В развертывании функциональных подразделений эвакогоспиталей значительную помощь их личному составу оказывали шефские организации. Так, например, эвакогоспиталю №1636 в г. Куйбышеве в переоборудовании помещений помогали коллективы управления Куйбышевской железной дороги, рабочие железнодорожного депо, клуба, средних школ. Но не всегда в эвакогоспиталях удавалось оборудовать санитарные пропускники, физиотерапевтические и зубоврачебные кабинеты. Так в мощном 800 коечном общехирургическом эвакогоспитале № 1636 в своем составе должен был иметь общехирургическое, челюстно-лицевое и офтальмологическое отделения, но штатом не было предусмотрено приемно-сортировочное отделение и санитарный пропускник. В последующем эти недостатки были устранены.

Медицинским персоналом эвакогоспитали были укомплектованы за счет гражданских лечебных учреждений, как правило, не имевших соответствующей квалификации и опыта лечения раненных с боевой патологией. В большинстве случаев медицинские сестры функциональных подразделений эвакогоспиталей были малоопытные, имели стаж практической работы от 6 месяцев до года. Общее руководство эвакогоспиталей осуществлялось местными эвакопунктами.

Трудности так же возникали в подборе приспособленных помещений для развертывания эвакогоспиталей, не хватало медицинского оборудования, инструментария. Значительные затруднения в работе у сотрудников госпиталя были связанны с тем, что отделения лечебного учреждения, располагались на удалении друг от друга на расстоянии 2-х и более километров, а все помещения были размещены в нескольких зданиях, что во многом усложняло снабжение отделений пищей, медицинским имуществом и инвентарем.

 

Глава 2. Организация лечебно-эвакуационной работы в эвакогоспиталях.

В начальный период Великой Отечественной войны, в1941г наши войска отступая, оставляли значительную территорию западного региона страны. Этот период характеризуется значительными санитарными потерями наших войск.

Для медицинской службы действующей армии сложились крайне неблагоприятные условия ее организационного и планового развертывания. Тяжелое положение на фронте и поступление большого числа раненных и больных, нуждающихся в госпитализации, вынудили медицинскую службу организовать их интенсивную эвакуацию всеми имеющимися транспортными средствами. В сложившейся тяжелой оперативной и медицинской обстановке возможности для реализации системы этапного лечения раненных и больных оказались крайне ограниченной. На практике это была эвакуация по принципу «во что бы то ни стало», что привело к значительной перегрузке развернутых по мобилизационному плану эвакогоспиталей тыла страны. К августу 1941г. главное военно-санитарное управление Наркомата обороны СССР (ГВСУ) и Наркомздрав СССР (НКЗ) сформировали более 1500 эвакогоспиталей общей емкостью 658 тысяч коек. Кроме того, в гражданских лечебных учреждениях выделялось более 34 тыс. оперативных коек для госпитализации и лечения раненных и больных. Формирование эвакогоспиталей продолжалось возрастающими темпами и к началу октября 1941г. количество коек достигло до одного миллиона. А всего за годы Великой Отечественной войны было сформировано 2990 тыловых госпиталей на 1.340.400. коек.

Следует подчеркнуть, что численность эвакогоспиталей и их конечный фонд были непостоянными, что в значительной степени определялось оперативно-тактической и стратегической обстановкой на фронтах. Так на 1 января 1942г. во внутреннем тыловом районе было 64,2% коечного фонда, предназначенного для лечения раненных и больных, во фронтовых госпитальных базах 28,4%, а в армейских госпитальных базах лишь 7,4%. Только после битвы под Москвой (зима 1941-1942гг.) коечная сеть армейских и фронтовых госпитальных баз стала резко увеличиваться. 

На 1 января 1943 года на госпитальные базы армий уже приходилось 27,4% коечного фонда, а на госпитальные базы фронтов 27,5%. Таким образом, в армейских и фронтовых госпиталях было сосредоточенно 55,1% всей коечной сети, а в тыловом районе страны 44,9%. К 1 января 1944г. коечная сеть в действующей армии возросла до 65,2%, а количество коек в тылу страны уменьшилось до 34,8%. Увеличение коечной сети в армиях и во фронтах позволило резко уменьшить этапность и эвакуировать раненных в специализированные лечебные учреждения фронтов на 2-3 день после ранения. Поэтому в годы войны в госпиталя поступали наиболее тяжелые раненные.

Увеличение коечной сети госпитальных баз армий и фронтов во многом способствовало передача эвакогоспиталей из НКЗ СССР в ГВСУ НКО СССР. Всего 30% эвакогоспиталей НКЗ СССР в годы войны были переданы для усиления госпитальных баз фронтовых и прифронтовых районов. Наибольшее их количество было передано в 1942 - 1943 годах. Всего за годы войны 17 раз проводилась такая передача. Из целого ряда областей и краев сформированные на их территории эвакогоспитали до 3-4 раз передавались в НКО СССР.

В результате передислокации войск в 1943-1944 годах тыловые госпитальные базы Туркменской, Таджикской СССР, Алтайского и Красноярского края, Кемеровской, Челябинской, Курганской областей были расформированы, а эвакогоспитали из них были развернуты в освобожденных областях РСФСР, Украины и Белоруссии.

Госпитальная база тыла страны предназначалась прежде всего, для специализированного лечения всех поступающих раненных и больных. За годы войны она постоянно совершенствовалось за счет улучшения специализированной коечной сети. Кроме специализированных госпиталей были эвакогоспитали для лечения военнослужащих женщин, лечение гарнизонных больных, госпиталя для лечения военнопленных.

На территории РСФСР было сформировано 70% всех эвакогоспиталей НКЗ СССР, т.е. самая крупная сеть тыловых эвакогоспиталей страны. В них поступило на лечение 80,9% всех раненных и больных из числа находившихся на лечении в системе эвакогоспиталей НКЗ РСФСР. В эвакогоспиталях НКЗ РСФСР из всего числа поступивших на лечение закончили лечение 83,7% раненных. Эвакогоспиталями НКЗ РСФСР было возвращено в строй 86,9% раненных и больных от общего числа, возвращенных в Красную армию органами здравоохранения СССР. Наиболее крупные госпитальные базы эвакогоспиталей были развернуты в Поволжье и на Урале. В Нижнем Поволжье было развернуто 280 эвакогоспиталей на 12 тыс. коек. В областях и автономных республиках Среднего Поволжья был развернут 301 тыловой эвакогоспиталь.

В ходе войны, как было отмечено раньше, в связи с постоянно меняющейся фронтовой обстановкой происходила передислокация госпиталей. Только за 6 месяцев 1941 г. в действующую армию было передано 50% от развернутых эвакогоспиталей на территории РСФСР, в 1942г.-25%, за 1943г.-30% и за 1944г.- 3%.Принято от Наркомата обороны СССР за 6 месяцев 1941г.4% лечебных учреждений, а за 1942г.-28%.

Передача эвакогоспиталей в Наркомат обороны проводилось по представлению ГВСУ через Генеральный штаб Красной армии, поскольку это было связанно с увеличением численности армии.

Специализация коек эвакогоспиталей НКЗ СССР и их дислокация устанавливалась, согласно постановлению ГКО СССР №701 СССР и предшествующими документами, совместно с ГВСУ и НКЗ СССР.

На 1 января 1944г. сеть специализированных коек в эвакогоспиталях РСФСР была представлена следующим образом: общехирургические - 50,5%, нейрохирургические - 4,2%, Челюстно-лицевые - 2,5%, легочно-хирургические -,8%, глазные - 15%, лор - 0,7%, протезные - 7,1%, урологические - 0,6%, восстановительной хирургии - 3,4%,терапевтические -5,2%, нервно-психиатрические - 1,2%, туберкулезные - 1,6%, кожно-венерологические - 0,9%, инфекционные - 1,2%, санаторные - 0,64%, сортировочные - 2,0%.

Среди общего числа поступивших в эвакогоспитали НКЗ СССР, пораженные в боях, составили 84%, больные - 16%. Из числа пораженных в боях - 79,9% составили раненные, 1,3% - контуженные, 2,5% - обмороженные, 0,3% - обожжённые.

Из общего числа раненных и больных, лечившихся в эвакогоспиталях системы НКЗ СССР, наибольшее количество, т.е. 80,9% пришлось на эвакогоспитали НКЗ РСФСР, 10,6% - на эвакогоспитали республик Закавказья, 5,6- на эвакогоспитали республик Средней Азии.

Эвакогоспитали Украины и Белоруссии, начали работать на освобожденной территории только в 1944г. и приняли на лечение 2,9% раненных и больных.

В первые месяцы Великой Отечественной войны в системе Наркомздрава СССР руководство лечебной работой в эвакогоспиталях осуществляли: в центре – военный отдел и управление эвакогоспиталями, а в областях –мобилизационные отделы и отделы эвакогоспиталей. Такая двойственность руководства не способствовала успеху в работе эвакогоспиталей. Поэтому приказом НКЗ СССР М-№485 от 8 октября 1941г. было принято решение образовать Главное управление эвакогоспиталей, а в составе областей (краев) здравотделов и Наркомздравов автономных республик – отделы эвакогоспиталей.

 В системе ВЦСПС также были сформированы эвакогоспитали.

В ходе начавшейся войны управление эвакогоспиталями требовало незамедлительного взаимодействия с ГВСУ НКО и НКЗ СССР, прежде всего по основным вопросам лечебно-эвакуационного обеспечения раненных и больных военнослужащих во внутренних районах страны. Формирование новых эвакогоспиталей проводилось по представлениям ГВСУ через соответствующие инстанции решениями ГКО, распоряжениями СНК СССР и осуществлялось приказами НКЗ СССР.

Важное значение для улучшения медицинской помощи раненным имела передача всех эвакогоспиталей, расположенных в тылу, в подчинение Наркомздраву СССР. В сентябре 1941г. было принято Постановление Государственного Комитета обороны (ГКО) № 707сс от 22 сентября 1941г. «Об улучшении медицинского обслуживания раненных и больных бойцов и командиров Красной Армии» и являлось основным законодательным документом.

Согласно ему, все эвакогоспиталя, дислоцированные во фронтовых и армейских районах, подчинялись военным советам фронтов (округов), а эвакогоспитали, расположенные в тыловых районах страны, передавались в подчинении НКЗ СССР. При этом на Наркомздрав СССР возлагались функции по организации лечения военнослужащих, снабжение эвакогоспиталей всеми видами медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, руководство медицинским обслуживанием эвакогоспиталей ВЦСПС, снабжение их медицинским имуществом, содержание личного состава госпиталей.

В тоже время НКО СССР совместно с НКЗ СССР должен был устанавливать дислокацию, специализацию, коечную емкость эвакогоспиталей, снабжать раненных и больных продовольствием, денежным содержанием, проездными документами, обменным фондом белья, фуражом, организовать эвакуацию раненных и больных в тыловые районы, распределять их по эвакогоспиталям через эвакопункты.

В НКЗ СССР и союзных республик предлагалось создать управления, а НКЗ автономных республик и областей (краев) здрав. отделы по руководству эвакогоспиталями и комитеты помощи по обслуживанию раненных и больных бойцов и командиров из представителей партийных, комсомольских, профсоюзных и общественных организаций.

Совнарком автономных республик и областей (краев), исполкомы обязывались предоставлять для развертывания эвакогоспиталей приспособленные помещения, обеспечение их транспортом, топливом, горючим и всеми видами коммунального обслуживания за счет местного бюджета

ГВСУ КА и санитарным отделом округов предоставлялось право контролировать работу тыловых эвакогоспиталей НКЗ.

Формирование новых эвакогоспиталей и расформирование существующих должно было проводиться на основании распоряжений СНК СССР, приказами Наркомздрава СССР. Отмобилизованный личный состав, освобождающийся при расформировании госпиталей, должен был быть направлен для укомплектования других госпиталей или передаваться в соответствующие военкоматы.

К концу 1941г. в основном уже сложилась общая система организации и управления эвакогоспиталями тыла страны, которая фактически объединились в госпитальные базы областей, краев, республик.

Для выполнения функций, возложенных на НКО СССР эвакогоспитали объеденялись под руководством военных организаций – управлений местных эвакопунктов (УМЭП) и управлений  распределительных эвакопунктов (УРЭП).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: