Кадр из фильма «Малыш»

Мак Сеннетт, классик ранней американской комической, во многом предопределивший стиль современного комического фильма: динамизм, большое количество погонь и потасовок, постоянные гэги (комедийные трюки) и «слэпстики» (англ. «удары палкой»).

В театре Чаплин часто играл подвыпившего светского франта; аналогичные роли доставались ему и в «Кистоуне». Вскоре актёра заметила публика. Персонаж Чаплина был ещё далёк от всемирно известного бродяжки, и звали его не Чарли, а Чез, он был жесток и бессердечен. Так, например, в фильме «Его новая работа» (1915 г.), вынужденный заботиться о калеке в кресле-каталке, Чез только и мечтает о том, чтобы утопить несчастного или каким-либо другим образом освободиться от обузы.

После «Кистоуна» Чаплин работал в других фирмах. Росло его мастерство, росли гонорары и слава. Чез постепенно превращался в Чарли. Уже во второй своей картине — «Детские автогонки в Венеции» (1914 г.) — Чаплин создал образ отверженного романтика и бродяги, которого придерживался в большинстве своих фильмов. Герой Чаплина утратил светский костюм и монокль. У него появилась шляпа-котелок, маленькие усики заменили прежние длинные, герой облачился в кургузый, узенький пиджачок, мешковатые брюки и большие башмаки, отчего стал ходить по-утиному, вперевалочку. Но главное — герой Чаплина утратил бессердечность Чеза и обрёл человечность, сострадание к таким же несчастным, как он сам. Однако по-прежнему фильмы Чаплина — это россыпь забавных выходок и смешных гэгов.

После того как сложился экранный образ, великий комик принялся за масштабные, крупные работы. В 1921 г. вышел его первый полнометражный фильм «Малыш», где Чарли, работающий стекольщиком, усыновляет беспризорного мальчишку; малыш камнями разбивает окна, чем доставляет работу своему опекуну и зарабатывает им обоим на обед. В «Золотой лихорадке» (1925 г.) Чарли — золотоискатель на Аляске. Знамениты два эпизода картины: в одном страдающий от голода бродяжка варит собственные ботинки, а шнурки от них наматывает на вилку, как спагетти; в другом, ожидая девушку, которую пригласил на ужин, Чарли втыкает вилки в две булочки, получается что-то вроде ног, и этими «ногами» он исполняет танец на обеденном столе.

Кадр из фильма «Великий диктатор».

*Американская комическая — так в немом американском кино назывались фильмы в жанре комедий. В звуковом кино этот термин уже не применялся.

460

Чаплин не столько веселил зрителей, сколько рассказывал языком немого кино о печальной участи человека, вынужденного существовать в мире, где царят несправедливость и зло. Последние предвоенные фильмы Чаплина — «Новые времена» (1936 г.), где Чарли, работая на современном заводе, бесконечно повторяет одни и те же действия у конвейера, что доводит его до нервного расстройства, и «Великий диктатор» (1940 г.). Это первая звуковая картина Чаплина. До 1940 г. он не снимал звуковые фильмы, поскольку считал, что комедийное кино должно оставаться немым. В «Великом диктаторе» актёр сыграл две роли — еврея-парикмахера, вынужденного спасаться от фашистских молодчиков, и карикатуру на Гитлера — правителя Аденоида Хинкеля, мечтающего о мировом господстве.

Наше время — век машин. Писатели и кинематографисты нередко изображали человека рабом и жертвой машины — как Чаплина в «Новых временах».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: