Кадр из мультфильма «Белоснежка и семь

422

 

Кинокамера.

Зоетроп.

425


ЗАПИСЬ ДВИЖЕНИЯ

«Волшебный фонарь» позволил показывать неподвижные картинки на экране. Но как запечатлеть, записать движения предметов?

Сам принцип был открыт до изобретения кино. Он основан на особом свойстве человеческого зрения. Попробуйте обжечь в костре палку, так чтобы на конце образовался светящийся уголёк, а затем стремительно вращайте её. Будут видны не отдельные яркие точки, а цельный, непрерывный круг. Так получается потому, что отражения, попав на сетчатку глаза, не исчезают сразу, но задерживаются на мельчайшие доли секунды. Если одно отражение не успевает исчезнуть, когда на сетчатку попадает другое, они воспринимаются не раздельно, а слитно, оттого в случае с палкой и появляется непрерывный круг.

КАК ЗАРОЖДАЕТСЯ ФИЛЬМ И КТО ТАКОЙ ПРОДЮСЕР

Кинофильм — предприятие коммерческое. Ни драматург, ни режиссёр, ни оператор, ни актёры в большинстве случаев не могут снять его на свои деньги. Поэтому в киноиндустрии существует ещё одна важная профессия — продюсер.

Хороший кинопродюсер не только бизнесмен; это человек, понимающий и любящий искусство. Организуя весь процесс производства, он ещё и участвует в нём. Несмотря на то, что у драматурга постоянно есть в запасе несколько сценариев, а режиссёр всегда окрылён идеей какого-либо фильма, у истоков кинокартины стоит именно продюсер. Каковы же его обязанности? Прежде всего, он должен знать, что хочет увидеть зритель на экране. Он подсчитывает (примерно), сколько зрителей посмотрят тот или иной фильм. Затем продюсер выбирает режиссёра, способного снять фильм в нужном жанре, и сценариста, который напишет подходящий сценарий. В процессе создания сценария продюсер часто «подправляет» планы драматурга — ведь он знает, что сегодня нужно зрителю.

Когда сценарий написан и выбран режиссёр, продюсер ищет необходимое финансирование. Он обращается в различные государственные и негосударственные структуры, объясняя им выгоду предприятия, которая не всегда заключается в получении прибыли. Участие в финансировании хорошего фильма — это часть рекламной кампании. Название фирмы может быть написано в титрах, или её фирменный знак может возникнуть в кадре. Например, в картине современного польского режиссёра Романа Полански «Девятые врата» (1999 г.) в одном из напряжённых моментов действия, когда герой заправляет машину бензином, весь экран занимает логотип компании «Shell».

Продюсер участвует также в подборе актёров, съёмочной группы, художника и композитора. Значительная часть его работы — реклама и прокат фильма.

КАК ПИШЕТСЯ СЦЕНАРИЙ

Сценарий фильма — это не роман, не повесть и не рассказ, хотя часто в его основе лежит прозаическое произведение. Сценарий строится по законам драматургии, преследующих цель привлечь и удержать внимание зрителя.
КИНО — ИСКУССТВО МОНТАЖА

Знаменитый английский и американский кинорежиссёр Алфред Хичкок как-то сказал, что фильм — это жизнь, лишённая всех элементов скуки. Действительно, на экране часы, дни, годы и даже столетия пролетают всего за час-полтора. Но за это время зритель успевает не только совершить путешествие сквозь годы, но и побывать в огромном количестве мест, увидеть невероятное число предметов. Это происходит потому, что создатели фильма «вырезали» из жизни самые интересные моменты, а потом сопоставили их.

Иными словами, используя людей, природу и предметы реальной жизни как строительный материал, кинематографисты создают свой, до сих пор не существовавший мир. Например, в Норильске можно снять кадр, в котором будут окно и человек, смотрящий из него на улицу. Следующий кадр — пейзаж с пальмами. Склеив последовательно эти два кадра, можно увидеть человека, который живёт в доме где-то на жарком юге. Такое соединение отдельных кадров в фильме называется монтажом (фр. montage — «установка», «сборка»). Его чудо заключается в том, что смысл изображения находится не внутри двух кадров, а на их стыке (монтажная склейка).

 

Хлопушка. Метка (справа) — для начала озвучания.


ДРЕВНЯЯ «АНИМАЦИЯ»

Возраст искусства анимации исследователи определяют по-разному. Самые смелые утверждают, что анимация родилась задолго до новой эры. Вся жизнь проявляется через движение, и первобытные художники пытались передать его доступными им средствами. Это могли быть серии изображений одного и того же бизона в чуть различающихся позах или быка с шестью ногами и двумя хвостами — такие наскальные изображения найдены в пещере Ласко во Франции и в пещере Альтамира в Испании. Движение пытались передать и египтяне на рельефах гробниц, и греки на вазах, а в странах Азии появился (и до сих пор существует) теневой театр, спектакли которого внешне очень напоминают мультфильмы. И в нашей стране, на берегах Онежского озера, были найдены необычные изображения охотника и лягушки, выбитые на камне. Когда на них падают лучи заходящего солнца, изображения как бы оживают. Это можно считать своего рода прообразом анимационного кино.


УОЛТ ДИСНЕЙ


В 1901 г. родился Уолт Дисней — пожалуй, самый заметный человек в истории мировой мультипликации. Он был режиссёром и художником рисованных фильмов. Дисней разработал технологию производства мультфильмов, которая так и называется — диснеевская, или классическая. По существу, он создал целую мультипликационную империю. Диснею принадлежат первый звуковой мультфильм — «Пароходик Вилли» (1928 г.), первый музыкальный — «Пляска скелетов» (1929 г.) и первый рисованный полнометражный мультфильм — «Белоснежка и семь гномов» (1938 г.)
Историю мультипликации стали делить на периоды «до» и «после» Диснея. Его шестилетняя дочка Диана однажды спросила: «Уолт Дисней — это ты?». Он ответил: «Ты ведь знаешь, что я». — «Знаменитый Уолт Дисней? — уточнила девочка и попросила: — Тогда дай мне, пожалуйста, автограф».

Дисней довольно быстро перестал работать на собственной студии как режиссёр и художник. Почему же тогда говорят о «фильмах Диснея» и о «стиле Диснея»? Он не стремился высказать то, что его волновало. Целью были успех, известность и прибыль. Дисней хотел выпускать как можно больше мультфильмов, которые нравились бы зрителям. Один из главных персонажей — Микки-Маус был симпатичен публике и удобен для рисования. Зрителей он умилял своими детскими пропорциями (большая голова, маленькое туловище), а художников — целесообразностью построения. «Конструкция» каждого персонажа продумывалась так, чтобы его легко было изобразить в любом ракурсе.

Дисней создал целую мультиндустрию. На его студии работало множество художников различных специальностей. Мультипликаторы разрабатывали основные движения персонажей, их ассистенты, фазовщики, — фазы этих движений. Прорисовщики рисовали детали персонажа и следили за тем, чтобы они на всех рисунках получались одинаковыми. Эта предварительная работа выполнялась карандашом на кальке. Затем контуровщики переносили рисунок на целлулоид, а заливщики раскрашивали его по образцу специальными красками. Применение целлулоида упростило работу. Для сцены можно было использовать несколько слоёв: на одном рисовать фон, на другом — персонажей и даже их отдельные неподвижные части (например, голову), на третьем — движущиеся руки и ноги. В листах целлулоида были сделаны прорези для креплений, поэтому листы не сдвигались и части рисунков совпадали. А дальше начиналась покадровая съёмка многослойных рисунков.

 

 







Кадр из мультфильма «Белоснежка и семь


В 1933 г. в Москве впервые были показаны фильмы Диснея, которые произвели большое впечатление. И от мультипликаторов немедленно потребовали «своего, советского Микки-Мауса». Через три года, в 1936 г., появилась студия «Союзмультфильм», устроенная по американскому образцу. В течение нескольких десятилетий мультипликация двигалась только по одному пути: художники создавали сказки для детей с как можно более реалистичными персонажами. Советские мультипликаторы увлеклись новой для них технологией, с удовольствием её осваивали и сделали много замечательных фильмов: «Серая шейка» (1948 г., режиссёры Л.К. Амальрик и В.И. Полковников), «Золотая антилопа» (1954 г., режиссёр Л.К. Атаманов), «Снежная королева» (1957 г., режиссёр Л.К. Атаманов). В 1953 г. открылось второе, кукольное объединение студии.

Однако это было только начало — ведь для перекладок можно использовать разные материалы: гладкие и шершавые, прозрачные и непрозрачные. Можно делить персонаж не только на крупные детали (рука, голова), но и до бесконечности менять части лица. Этим и стал заниматься в 70-х гг. Юрий Борисович Норштейн (родился в 1941 г.), которого знают, прежде всего, по фильму «Ёжик в тумане» (1975 г.). Его главная работа — «Сказка сказок» (1979 г.) признана критиками и киноведами «лучшим мультфильмом всех времён и народов».

Норштейн использовал кусочки фольги и целлулоида. На них он рисовал и царапал линии, до тех пор, пока не складывался именно тот персонаж, который представлялся режиссёру. Кроме того, оказалось, что можно разложить эти кусочки на нескольких стеклянных ярусах (одни ближе к камере, другие дальше), и персонаж станет объёмным и живым.

Все фильмы, о которых говорилось до сих пор, можно разделить на рисованные и кукольные, а также выделить группу перекладок. Однако су-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow