Не всякий знает правду

 

Стал пьяница на улице водку пить. Шел мимо добрый человек и сказал: — Не пей! Это яд. Пьяница удивился и сказал: — Какой это яд? Это водочка.

 

Не все люди знают, что они яд выпивают. — Чтобы яда не выпивать, надо про него правду знать.

 

Вредные «напитки»

 

Спирт, водка, вино, наливка, пиво — вредные «напитки». От питья их человек болеет. Кто пьет эти напитки, тот теряет ум. Пьяный человек поет худые песни, дерется, ругается, валяется в грязи.

От вина много зла. Кто пьет вино, у того в семье не хорошо — грязь, беднота, драки, ругань. Пьяница пропивает все свое добро; когда нет денег, он ворует чужое и пропивает. Пьяные люди доходят до убийств.

Раньше люди не знали вина. Значит, и без вина жить можно. Не пейте вина: от вина много зла на свете.

 

Зло от вина

 

Много зла от вина.

Многих губит оно,

И во многих бедах

Виновато вино.

 

Гули да гули — в лапти и обули

 

Умирал отец и говорил сыну:

— Сынок, не пей вина!

Умер отец. Забыл сын отцово наставление. Стал пить да гулять. Пропил все отцовское добро. Отморозил во хмелю руки. Ходит теперь под старость с сумой да просит:

— Подайте, Христа ради!

 

С вином поводишься — нагишом находишься. — Нынче гуляшки, завтра гуляшки — находишься и без рубашки. — Водку пить — по миру бродить. — Стаканчики да рюмочки доведут до сумочки.

От вина бедность.

 

Больной

 

Солнце светит. Цветы расцветают.

Дышит радостью вешний денек.

Плачет старая мать и рыдает:

Умирает любимец сынок.

Молодой, удалой и красивый,

Был сынок-молодец точно князь.

Мать ждала себе доли счастливой,

А тоски да беды дождалась.

Погубила несчастного водка.

Стал он пить да гулять без забот.

Пил да пил — и сразила чахотка

И в могилу беднягу ведет.

 

Кто вино любит — тот сам себя губит. — Кто в водке ищет силы, тот найдет себе могилу. — Водку глотаешь, смерть накликаешь.

От вина болезнь.

Что пьяному чудится

 

Водка обманывает. Пьяному чудится то, чего нет. Пьяный решетом деньги меряет, а проспится — не на что и решета купить. У пьяного семь коров доится, а проспится — и подойника нет. У пьяного кулаки дерево рубят, у трезвого и топор не берет.

 

Вешний путь — не дорога, пьяного речь — не беседа. — Хмель шумит — уммолчит.

От вина обман.

Пьянство с ума сводит

 

Жил-был умный человек. Не знал он, что водка яд. Стал сильно водку пить. И потерялся у него ум. Стали ему мерещиться бесенята. Стал он говорить и делать глупости. Посадили человека в сумасшедший дом. Там он и умер.

 

Вино уму не товарищ. — Прощай, разум, как встретился с вином. — Вино с разумом не ладит.

От вина сумасшествие.

Смерть гуляки

 

Во полюшке растет ракитов куст.

Под кустом лежит убит добрый молодец.

Разметал свои руки белые,

Растрепал свои кудри черные.

Что не ласточка, не касаточка

Вкруг тепла гнезда увивается,

Увивается его матушка родимая:

— Ах как я тебе, сынок, говаривала, —

Не водись, сынок, со пьянчугами,

Не ходи, сынок, на гульбу в кабак,

Ты не пей, сынок, зелена вина, —

Потеряешь, сынок, буйну голову.

 

Где вино, там и драка. — Вино пить — буйну голову сложить.

От вина преждевременная смерть.

 

Отчего сгорела деревня

 

В деревне был праздник. Народ пил водку и пиво, шумел, плясал, ругался и дрался. Ночью пошел пьяный мужик в подполье за пивом и опрокинул там лампу. Загорелась изба. Еле люди выскочили. Поднялся ветер, разнес искры, и загорелась вся деревня. Народ был пьян. Тушить некому. И сгорела деревня дотла.

 

От вина пожары.

 

Пьянство

 

Как давно, — не знаю, — стариков спроси, —

Развелось лихое горе на Руси.

Горе то косматое встретить не дай Бог!

Лыком опоясано, ходит без сапог,

Ходит по деревням, селам, городам,

И по избам бедным, и по господам.

Поселится в хате — хату разорит,

Бедное хозяйство как огнем спалит.

Вон его не выкуришь — средства не берут…

Это зло великое пьянством все зовут,

 

Пьянство — великое зло.

 

Пьянство делает несчастным

 

Кто пьянствует, тот несчастный человек. Он живет худо: голодает, холодает, хворает. Работы не любит. Всем вред делает. В семье беднота да ссоры, драки да укоры...

Не хочешь быть несчастным? Учись... трудись и не пей первой рюмки. И несчастным не будешь.

 

От пьянства несчастье.

 

Будь трезвым

 

Хочешь счастливо прожить?

Будь трезвым.

Хочешь почет заслужить?

Будь трезвым.

Хочешь избавиться от бед?

Будь трезвым.

Хочешь видеть радость и свет?

Будь трезвым.

Хочешь умным быть?

Будь трезвым.

Хочешь добра нажить?

Будь трезвым.

Хочешь не хиреть, не болеть?

Будь трезвым...

 

Всегда трезвись.

 

Хорошее дело

 

Учитель часто говорил с учениками о трезвости. Однажды ученики сказали ему:

— Мы обещаемся не пить хмельных «напитков». Учитель обрадовался.

— Это хорошо, детки. Держите твердо свое обещание. Никогда не пейте. Уговаривайте друг друга, читайте книжки о трезвости; молитесь за своих родителей, чтобы и они никогда не пробовали вина.

С этого дня завелось в школе детское общество трезвости.

Учись работать на мир.



Чему учит эта книжка

 

Пища и питье дают силу, здоровье и жизнь.

Есть вредная пища и вредное питье. От них человек умирает.

Такая пища и такое питье называются ядами.

Человек боится ядов.

Но он не все яды знает.

Он думает, что иные яды не яды, и пьет их.

Все хмельные напитки яды, а человек их пьет.

Вино приносит много зла.

От вина бедность.

От вина болезнь.

От вина сумасшествие.

От вина смерть.

От вина всякие беды.

Пьяница — вредный человек.

Пьянство — великое зло.

Не надо пить хмельных «напитков».

Надо быть трезвым.

Трезвость приносит счастье.

Надо других людей от пьянства спасать.

 

Пьянство — наша гибель.

Трезвость — наше счастье.

 

С. Успенский

ШКОЛА ТРЕЗВОСТИ [30]

Популярный учебник трезвости для начальных училищ

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

...Излагая в систематическом порядке и с наивозможной полнотой все, что касается учения о вреде алкоголя и противопоставляя сему положительные данные о трезвости, мы придали истолкованию того и другого форму популярных бесед с учащимися, полагая, что такое ознакомление с предметом скорей закрепит в детском сознании преследуемые нашей книгой цели.

...Опыт говорит, что чем проще при условии содержательности форма изложения всякого школьного предмета, тем скорее детская мысль начинает работать в желательном направлении, а самостоятельная умственная работа детей — это половина успеха всякой «учебы»...

Являясь первым учебным руководством по ознакомлению учащихся в начальной школе с гибельными последствиями потребления спиртных «напитков» и положительными качествами трезвости, наша книжка хотела бы сослужить свою посильную службу в борьбе с роковым злом нашего отечества — пьянством, и особенно теперь, когда правительство и общество признали за народной школой могучего фактора в деле воспитания трезвых граждан нашей родины.

 

ВВЕДЕНИЕ

К ЭЛЕМЕНТАРНОМУ КУРСУ АЛКОГОЛЕВЕДЕНИЯ

 

§ 1. Для чего мы едим

Дети! Не правда ли, что когда вы бегаете или играете, то мнете, рвете или изнашиваете свою одежду? Проходит некоторое время, и такая одежда уже требует починки и заплат. То же самое делается и с вашей обувью. В начале года то и другое бывает таким новеньким, неизношенным, а к середине его уже оказывается потертым.

Нечто подобное происходит и с вашим телом.

При беганье, ходьбе, работе, при всяком движении и даже дыхании наша кожа, мясо и кости тоже изнашиваются, или незаметно и постепенно теряют те частицы, из которых они состоят, но при этом изношенные и выбывшие частицы заменяются новыми.

— Откуда же берутся эти новые частицы?

— Из пищи, или из того, что мы едим.

Таким образом, наша пища должна состоять из тех же самых веществ, которые входят в состав нашего тела.

Запомним же пока, что мы едим для того, чтобы восстановлять наше тело...

 

ПОЛЕЗНЫЕ НАПИТКИ

Напитки натуральные

§ 2. Вода

Среди различных напитков, которые мы употребляем, одни дарованы нам самой природой и необходимы для нас — таковы вода и молоко, другие напитки изобретены людьми и служат нашей прихоти. Без таких напитков мы легко обходимся.

Вода и молоко называются натуральными, или естественными, напитками, все же остальные напитки — искусственными.

Среди натуральных напитков самым необходимым и здоровым для человека и всего живого является вода, мы пьем воду и тем утоляем нашу жажду. Вода же разжижает нашу пищу, облегчая ее сварение в желудке. Помимо этого, вода восполняет в нашем организме убыль жидкостей, которые ежедневно выделяются им. Вода же способствует и удалению ненужных организму веществ. Таково значение воды для человека...

 

§ 3. Молоко

Другим естественным, здоровым напитком для человека является молоко. В младенчестве молоко служит не только напитком, но и единственной пищей ребенка. Это говорит о том, что в молоке содержится все, что нужно для питания, роста и здоровья детей.

Но молоко — здоровый напиток и для взрослых.

Почему же?

Если мы посмотрим на каплю молока через микроскоп, то увидим, что в ней плавает чрезвычайно много шариков белого цвета. Шарики эти состоят из жира. Самая же белая жидкость состоит главным образом из воды, в которой растворены: белок, сахар и соли.

 

ВРЕДНЫЕ «НАПИТКИ»

§ 4. Краткие исторические сведения об алкоголе

Выработка и употребление пьяных «напитков» относится к глубокой древности.

Библия рассказывает нам о случаях, когда люди пили вино и напивались им. Первобытные народы, стоявшие на низких ступенях своего развития, уже приготовляли подобие нашего вина и водки. С этой целью они ставили на солнце или в тепло соки плодов, выжимки хлебных зерен, мед и добивались их закисания. Полученные таким путем жидкости заквашивались, после чего они быстро изменялись, приобретая свойства и качества, доселе им чуждые: эти жидкости делались опьяняющими и острыми на вкус.

Так из рода в род стало переходить у людей уменье готовить пьяные «напитки». Замечая острый вкус перебродивших «напитков», древние арабы назвали эту остроту алкоголь, то есть что-то острое.

Это что-то острое и есть опьяняющий спирт, содержащийся во всех пьяных «напитках».

В средние века ученые (химики) выработку алкоголя усовершенствовали, и спиртные «напитки» получили заманчивое, но лживое название «воды жизни».

В конце XII века по Рождестве Христове один француз, Арнольд де Вильнев, ввез спирт во Францию, где он употреблялся сначала как лекарство, а затем пьяные «напитки» вошли и в постоянное употребление среди высших классов общества страны. Из Франции спирт скоро проник почти во всю Европу.

В 18-м столетии уже большая часть населения, где рос виноград, была знакома с алкогольными «напитками». По невежеству водку пили с тем, чтобы «остаться вечно молодыми».

В России, Швеции, Норвегии, Дании, Пруссии за это время простой народ все еще оставался трезвым и не знал пьянства.

Лишь с 19-го столетия потребление спиртных «напитков» стало распространенным всюду и сделалось постоянным и общим достоянием народа.

С этого времени пьяные «напитки» пили и в праздники и будни, по случаю общественных и семейных торжеств и даже без всякого повода.

С этих же пор и всеобщее приготовление алкогольных «напитков» пошло быстрыми шагами вперед, причем изготовители «водочных изделий» не стеснялись их сдабривать ядовитыми маслами и составами, лишь бы достичь желанного вкуса и цвета...

Загадка: стоит море на пяти столбах, а двое о нем спорят. Один кричит: «Радость моя!» Другой ворчит: «Пагуба наша!» Кто прав?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: