Имеются две совокупности, генеральные доли признака в которых равны p1 и p2. Нулевая гипотеза заключается в равенстве генеральных долей: H0: p1 = p2. Из этих совокупностей возьмём две независимые выборки достаточно большого объёма n1 и n2. Были вычислены выборочные доли признака: и . При больших объёмах выборок выборочные доли w1 и w2 имеют приближённо нормальный закон распределения. В этом случае и разность выборочных долей w1 – w2 будет соответствовать нормальному закону распределения. В качестве статистического критерия можно воспользоваться t-критерием Стьюдента с k = n1 + n2 – 2 степенями свободы:
где – наилучшая оценка доли, равная выборочной доле признака, если две выборки смешать в одну: . Выбор критической области и проверка гипотезы осуществляется так же, как и для генеральных средних.
Пример 3. Студенты двух групп разной численности выполнили контрольную работу по статистике. В первой группе из 110 предложенных задач верно было решено 66, во второй группе из 140 задач верно было решено 91. На уровне значимости 0,02 проверить гипотезу об отсутствии существенных различий в усвоении учебного материала по статистике студентами обеих групп.
|
|
Решение. Сформулируем нулевую гипотезу: H0: p1 = p2 = p. В качестве альтернативной гипотезы возьмём H1: p1 ≠ p2.
Рассчитаем выборочные доли для каждой из двух групп:
Наилучшая оценка вероятности:
Найдём наблюдаемое значение t-критерия Стьюдента:
Учитывая альтернативную гипотезу, необходимо выбрать двустороннюю критическую область. Критическое значение t-критерия Стьюдента находим из условия:
Ф(tкр) = 1 – α = 1 – 0,02 = 0,98.
Отсюда tкр = 2,33.
Так как |tн| < tкр (0,82 < 2,33), то гипотеза H0 принимается. В целом можно говорить об одинаковом уровне усвоения учебного материала студентами обеих групп.