Конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности

Сопровождение представляет собой деятельность, направленную на создание системы социально-психологических условий, способствующих

Успешному обучению и развитию ребенка в конкретной среде. Сильнее всяких методик воспитывает среда, и главной задачей психологической службы является поддержание и развитие такой образовательной среды, которая формирует личностно-значимые качества и обеспечивает благоприятные условия для успешного обучения и социально-психологического самоопределения школьников на всех возрастных этапах.

Психологическое сопровождение - предполагает отслеживание обучения, развития и воспитания учащихся. Это процесс непосредственного взаимодействия психологической службы и учащихся, их родителей и учителей.

2. Основные направления работы школьного психолога.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

1.Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);

имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения. Психодиагностические данные необходимы для:

- составления социально-психологического портрета школьник (описания его социального статуса);

- определения путей и форм оказания помощи в обучении, общении, психическом самочувствии;

- выбора средств и форм психологического сопровождения в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Но диагностика не должна становиться самоцелью.

2. Коррекционно – развивающая работа (индивидуальная и групповая);

Развивающая работа в большей степени ориентирована на «психологически благополучных детей», уровень развития и актуальное состояние которых, позволяют им решать достаточно сложные психологические задачи.

Коррекционная работа позволяет решать психологические проблемы обучения, общения или внутренние психологические состояния школьников, т.о., она ориентирована на «психологически неблагополучных» учащихся.

Если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе (Н.И.Гуткина).
Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики.

3. Профилактика

Представляет собой вид деятельности, направленный на предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей.
Конкретными задачами работы в данном направлении являются:

формирование установок на здоровый образ жизни;

развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма.

Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но и формировать навыки здорового и жизненного стиля. Необходимым условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуации и т.д.).

Позитивный опыт работы в этом направлении накоплен в системе «Школа здоровья». Оригинальный блок психологического сопровождения обучения здоровому образу жизни включен в образовательную программу «Здоровье».
Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения ребенка являются отношения ребенка с сообществом сверстников.
На сегодняшний день четко установлена связь между социально-эмоциональным благополучием ребенка в сообществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности.

Специалист сопровождения призван решать особый тип проблемных ситуаций, связанных с отвержением ребенка сообществом, например, из-за этнических различий, особенностей внешности и др.
Разрешение подобных ситуаций требует, с одной стороны, работы с окружением ребенка по преодолению у сверстников негативных стереотипов, формированию способности к принятию, толерантности, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои силы.

4. Консультирование (индивидуальное и групповое);

-это многофункциональный вид деятельности, в рамках которого могут быть решены следующие задачи:

- оказание помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;

- оказание психологической помощи и поддержки школьникам и учителям, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

- обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия, самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития.

5. Психологическое просвещение и образование обеспечивает формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей. Оно ориентировано на создание условий для активного присвоения и использования социально-психологических знаний в процессе развития, обучения, общения. Его эффективность определяется тем, насколько предлагаемое знание в данный момент значимо, актуально для аудитории с которой работает психолог, насколько привлекательна или привычна выбранная форма передачи знаний.

6. Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятельности реализуется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) образовательных программ. Подобные возможности открываются в связи со складывающимся различением учебной и образовательной программ. В учебной программе акцент делается на овладение знаниями, умениями, навыками. В образовательной программе основное внимание уделяется становлению, развитию и воспитанию личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик.

Таким образом, образовательная программа в отличие от учебной должна выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе и, следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Основанием для проектирования образовательных программ для любой ступени образования является возрастно-нормативная модель развития ребенка определенного возраста, в которой дается характеристика его развития в виде последовательности ситуаций и типов развития. Образовательная программа проектируется совместно педагогом-психологом и учителями.
Процесс проектирования включает в себя несколько этапов.

1-й этап: мотивационный – установление эмоционального контакта между педагогом и психологом, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий.
2-й этап: концептуальный – раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для педагога, выработка общего языка, определение роли, статуса и общей профессиональной позиции учителя и психолога относительно ребенка, распределение между ними функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смыслов сотрудничества.

3-й этап: проектный – разработка проекта образовательной программы на основании ориентировочной диагностики наличного уровня развития; ознакомление с проектом программы других участников образовательного процесса; психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса (не принимавших участия в разработке проекта программы).
4-й этап: реализация проекта – практическая реализация образовательной программы: одновременно проводится текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях проводится текущая психологическая диагностика для определения причин и направления разрешения затруднений.

5-й этап: рефлексивно-диагностический – завершение процесса: итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по проектированию образовательной программы перехода на следующую ступень образования (развития).

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).

 













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: