Конкуренция, кооперация и симбиоз

 

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.

 

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

 

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

 

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

 

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

 

Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберёзовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) У конкурирующих организмов одинаковые потребности.

2) Пользу в виде дополнительной пищи и ресурсов окружающих их среды. Пример: рак-отшельник и актиния. Рак переносит актинию и подкармливает её, актиния защищает рака.

3) Гибель менее приспособленных особей.

ИЛИ

Необходимость освоения популяцией иных (новых) мест обитания.

Задание 29 № 2316

Пользуясь таблицей «Содержание белков, жиров и углеводов в продуктах питания», ответьте на следующие вопросы.

1) Какого органического вещества больше всего в сметане?

2) Какое органическое вещество преобладает в ржаном хлебе?

3) В каких продуктах наблюдается наибольшее содержание белков?

Пояснение.

Правильный ответ содержит следующие элементы:

1) жиров (30,2 г);

2) углеводы (39 г);

3) в продуктах животного происхождения: сырах, мясе; а так же в горохе.

Задание 30 № 12955

Наталья съела на второй завтрак омлет с ветчиной, салат овощной и чай без сахара.

1) Каково количество жиров в завтраке Натальи?

2) Соответствует ли энергетическая ценность завтрака Натальи нормам для 16-летнего подростка, если за весь день с едой она получила 3100 ккал?

3) Где начинают расщепляться углеводы?

Пояснение.

1) Количество жиров в ужине рассчитывается как сумма количества жиров каждом из блюд. То есть 14 г + 0 г + 0 г = 14 г для завтрака Натальи.

2) Нет. Энергетическая ценность второго завтрака Натальи составляет 350 + 60 + 0 = 410 ккал. Согласно нормам, подросток 16 лет должен употребить с пищей 3100 ккал · 0,18 = 558 ккал. Следовательно, Наталья получила за второй завтрак недостаточное количество калорий.

3) В ротовой полости. Углеводы начинают расщепляться в ротовой полости. Во рту под действием амилазы расщепляется крахмал.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: