Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды физкультурного зала

 

Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Развивающая предметная среда– это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно – через свое содержание и свойства – создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание.

      Для полноценного физического развития детей, удовлетворения потребности в движении в дошкольном учреждении должны быть созданы определенные условия. В групповых комнатах выделено достаточно места для активного движения, физкультурные уголки наполнены разнообразными пособиями, в том числе и изготовленные своими руками. Должны быть оборудованы спортивные залы и площадки на улице с различным спортивным инвентарем. Так, в группе должно быть выделено достаточно места для активного движения, физкультурных пособий, спортивных комплексов и тренажёров. Всё это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет упражняться во всех видах основных движений в помещении.На участке ДОУ желательно оборудовать физкультурную площадку с зонами для подвижных и спортивных игр, беговыми дорожками, «полосами препятствий» и т.д.

Все это повышает интерес к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий. Особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Поэтому необходимо использовать разнообразные варианты проведения физических занятий: традиционные занятия, занятия-соревнования, занятия с играми разной подвижности, занятия с элементами танцевальных движений, занятия серии «здоровье». Где детям прививаются навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Но нельзя лишать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Необходимо развивать двигательную активность детей на прогулке, в играх используя возможности оборудования на участке детского сада и во всех других видах детской деятельности.

Характеристика развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей посещающих ГБДОУ детский сад № 75.

Развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала содержательно насыщена, построена в соответствии с возрастными особенностями детей от 2-х до 3-х лет и от 3-х до 7-ми лет. В пространстве зала учитываются особенности каждого ребёнка, которые проявляются в индивидуальных темпах развития. Принципиальным показателем высокого качества среды физкультурного зала, является ее способность обеспечивать весь комплекс потребностей детей, создавать мотивацию их активной деятельности.

Насыщенность среды зала, соответствует возрастным особенностям детей посещающих ДОУ, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики. 

Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. В совместной деятельности со сверстниками у детей воспитывается готовность помочь партнеру по игре, способность сопереживать его успехам или неудачам, умение радоваться общим достижениям в том или ином виде двигательной деятельности.

Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений. В пространстве зала имеется: гимнастическая стенка, детские тренажеры, горка, дуги для подлезания, коррекционные мячи различной формы, фитболы, обручи, скакалки, гимнастические палки, мячи в достаточном количестве, ребристые коррекционные дорожки для хождения, трубы для лазания. Всё оборудование находится в свободном доступе.

Для поддержания и развития речевой активности в физкультурном зале представлен разнообразный игровой материал: иллюстративный тематический материал, карты-схемы, комплекты детских спортивных игр, резиновые игрушки, сказочные персонажи для проведения подвижных игр и т.д.

В пространстве зала используется принцип гибкого зонирования, что позволяет детям заниматься разными видами деятельности, не пересекаясь и не мешая друг другу. Для обозначения «границ» своей игровой территории детям предоставлены игровые коврики, мягкие модули, цветные шнуры и конусы, на пол нанесена цветная разметка.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно заключить, что развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала ДОУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства физкультурного зала, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.

 

Безопасность и психологическая комфортность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: