Композиционные элементы сценария

Этапы написания сценария

 

1. Определить события во имя чего будет ставиться мероприятие (тема и идея).

2. Определить сценическую площадку (ГДЕ вы будете проводить мероприятие (место): ДК, плац).

3. Сориентировать сценарий на конкретную аудиторию ( возраст: для всего лагеря, для маленьких деток, для среднего возраста и вовсе только для старших отрядов).

4. Определить, какие технические средства будут необходимы (комплект звука-колонки:она колонка или две понадобятся, микрофоны-сколько есть они в наличии в лагере, на сколько ориентироваться; может их вообще нет))) видеопроектор-если это что-то интеллектуальное и на подобии эмоджи марафона или своей игры, прожектора: если конечно они есть в лагере))) и т.д.).

5. Определить, какие костюмы есть в наличии, какие надо изготовить-это при условии, если у вас тематическое мероприятие.

6. Подбор творческих сил для воплощения сценария – помощники в изготовлении костюмов, баннера к мероприятию (тут вы можете задействовать ребят из своего совета культоргов)

7.   Непосредственное написание сценария -т.е надо сесть и начать его писать и настроиться на то, что ты потратишь на это не один час времени.

 

Написание сценария

 

Написание сценария начинается с рождения замысла. А замысел сценария начинается с выбора и определения темы. Тема - это круг жизненных явлений, которые затрагивает автор. Чтобы определить тему, нужно поставить для себя следующие вопросы: О чем это мероприятие? О чем будет  говорит сценарист - автор?

 

Давайте сразу буду на примере говорить: тема - Калейдоскоп талантов

 

Далее нужно подумать над формой мероприятия  (это «одежда» мероприятия). Формы мероприятия – дискотека, вечер-талантов (знакомство с отрядом), театрализованное представление, конкурс чтецов, музыкальный конкурс и т.д.  

 

По нашему примеру формой мероприятия будет вечер знакомств с отрядами (иначе говорят вечер визиток)

 

После определения темы, необходимо обязательно определить идею будущего мероприятия. Идея – это главная мысль, главный вывод из всего содержания мероприятия. Если тема сценария понимается как проблема, то идея – это пути решения этой проблемы. Идея всегда главная мысль автора.

 

Чтобы определить идею следует задать следующие вопросы: Что я хочу сказать в данном мероприятии? К чему я призываю? Что я хочу раскрыть у детей? Чему я хочу научить детей?

 

Наш пример идеи - хочется детям показать, раскрыть через сюжет концерта то, что в лагере может быть интересно, что здесь можно много чем интересным заниматься и лагерь раскрывает таланты.

 

Помимо определения темы и замысла, одним из важных этапов написания сценария является подбор материала. Материал бывает художественный и документальный.

К документальному подбору относятся зафиксированные на бумаге кино, фото, различные факты реальной жизни. ОТКУДА МЫ БУДЕМ БРАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДЛЯ СЦЕНАРИЯ. Опираясь, на какой фрагмент фильма/мультфильма можно будем составить свою композицию сценария.

Художественный материал – это готовые художественные материалы профессионального или художественного характера, к ним относятся стихи, музыка, фрагменты из фильмов или кино, фрагменты пьес на которые мы хотим опираться во время написания сценария. Сюда даже входят старые сценарии, которые чаще всего мы просматриваем, сценарии прошлых лет и, основываясь на них мы пишем свой, новый сценарий!

 

Для нашего выдуманного сценария потребуется материал документальный: сюжет из мультфильма про Джина.

 

Композиционные элементы сценария

Композиция – это построение произведения, соотношение его отдельных частей образующие единое целое. Композиция состоит из следующих элементов:

 

1. Экспозиция – это вступительная исходная часть сценария, которая дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях, жизненных обстоятельствах. Экспозиция сообщает повод для проведения мероприятия, иногда и состав его участников.

Например:  Начать разговор одному ведущему про волшебство и чудеса. И привести пример, что вот я когда был в лагере, возрастом такой же, как вы, узнал удивительную, волшебную историю. Случилась это с самой обычной девочкой. Как-то раз, в магазине Вика купила пачку апельсинового сока, а там вместо сока вполне себе комфортно жил самый настоящий джин.

 

2. Пролог – это увертюра всего мероприятия, его визитная карточка. Пролог решается так, чтобы все присутствующие поняли характер, но не содержание начинающегося мероприятия, настроились на определенную волну.

Например: тут выходит эта девочка и допустим танцует с джином, т.е это небольшой номер на какую-то диснеевскую музыку, буквально на минуту.

 

3. Завязка – это начало борьбы, событие, с которого начинается действие в сценарии, влекущее за собой все существенные последующие события. Завязка – это начало конфликта.

 

Тут например у них идет знакомство. Они рассказывают про себя. Как их зовут: девочка-Вика и Джин-Сева. И джин рассказывает, как попал в бутылку из под сока. ПРИМЕР:

 

В: я думала, джинны в старинных сосудах сидят…

С: По-разному, Свободных старинных сосудов теперь мало, их в музеи сдали. А в музее нормальный джинн сидеть не будет.

В: Почему?

С: А в музеях руками трогать ничего нельзя. Никто не будет тереть кувшин, никто джинна не выпустит. Так и просидишь тыщу лет с дурацкой табличкой. А пакеты ничего, комфортные, форма стандартная, удобная. Коробка – она и есть коробка, ни тебе узкого горлышка, ни вмятин от ручек… Знаешь как впиваются? И ста лет не высидишь.

В: А… сколько вы в соке сидели?

С: Да недолго, Это тоже плюс, кстати. Люблю вылезать часто. Общение люблю.

 

 

4. Конфликт - это всегда противоречие двух борющихся сил.

 

Здесь девочка, допустим, загадывает желание, чтобы ее никогда не отправляли в лагерь, что мол она слышала много плохих отзывов про лагерь и что ей не хочется уезжать далеко от мамы. Через образ джина можно раскрыть возможности вожатого в лагере. Ну и здесь джин начинает спорить с девочкой Викой и в конечном итоге их спор должен вылезти в то, что она окажется в лагере. Все это можно показать переходом номером от вожатых, например, как вожатые встречают детей в лагере или первый день вожатого в лагере, ну в общем можно пофантазировать.

 

5. Развитие действия – это самый основной кусок в вашем мероприятии. Он самый большой по временному разграничению, занимает 60% времени от общего количества. Развитие действия должно происходить по нарастающей.

Здесь уже через беседу джина и девочки идет подводки к названиям отрядов и, соответственно, идут их номера-представления (визитки)

 

6. Кульминация – это перелом развития действия. Т.е. здесь заостряется идея всего мероприятия, это может быть самый сильный по эмоциональному воздействию художественный фрагмент или документальный материал, на конец - яркое церемониальное действие.

 

Например: здесь может быть то, что джин признается, что он вожатый и якобы он исполняет желания, т.е он помогает раскрыться детям в лагере, он как друг, он как брат/сестра, т.е он не волшебник, но в лагере благодаря детям он учится им быть. А девочка, напрмиер, признает свои ошибки и то, что по чужому мнению судить никогда ничего нельзя и, например, дает клятву примерного ребенка, которую должны за ней повторять все сидящие в зале.

 

7. Развязка – очень часто сливается с кульминацией и тяготеет к финалу. Это исход борьбы, разрешение противоречий, здесь обнаруживается замысел автора и открывается идея. Развязка помогает понять идейное содержание мероприятия и окончательно определить отношение зрителя к нему.

 

8. Финал – это смысловая точка мероприятия, заключительный аккорд, и поэтому финал должен превратиться в общее коллективное действие, окончательно разрушить деление аудитории на зрителей и участников.

 

Здесь можно по простому станцевать или спеть вместе джину – вожатому и ребенку.

 

 

 

Сценарный план

О н нужен для того, чтобы было легче ориентироваться во время концерта ВСЕМ: ведущим, вожатым, которые будут понимать, кто, когда выходит, чтобы подготовить своих ребят.  

 

На нашем примере это бы выглядело так:

1. Выход ведущего для приветствия

2. Представление членов жюри (если они будут)

3. Пролог - номер джина Севы и девочки Вики

4. Номер от вожатых

5. И тут по нумерации номера отрядов как они будут выступать

6. Итоги: объявление результатов членов жюри

7. Финальный номер джина и девочки

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: