Упражнение «ПРОФЕССИИ»

Цель:

1. Продолжать учить четко произносить слова  слоговой структуры  7-го типа при словообразовании имен существительных, обозначающих профессии людей по их занятиям.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: сюжетные картинки по теме «Профессии».

Ход игрового упражнения.

Логопед, показывая ребенку картинки, называет занятия людей и просит ребенка назвать их профессии.

 

Логопед:                                                   Ребенок:

 

Рыбу ловит                                               рыболов.*

Лес рубит                                                  лесоруб.*

Лес разводит                                             лесовод.      

Водит машину                                          водитель.

Учит детей                                                учитель.

Пишет книги                                                 писатель.

Командует кораблем                                капитан.

Дирижирует оркестром.                           дирижер.

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 7-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

 

Водитель доволен машиной.

Котенок лакает языком.

У соседей загудел пылесос.

Лесоруб работал топором.*

За забором замычал теленок.

Голубой поясок завязан в узелок.

Воробей чирикал под высокой березой.

Не велик соловей, да голосок золотой.

Закутан ребенок в сотню пеленок.

За комодом валялось пять кубиков.

 Сыночек подарил маме букетик фиалок

 Папа укрыл детишек меховым тулупом.

Сыночек подарил маме букетик фиалок.

Тимофей нашел кожаный ботинок под диваном.

Любитель-рыболов наловил у камышей окуней.

Василий намочил зеленый пуховик и капюшон.

Савелий положил в пакетик пирожок и шоколад.

Высокий молодой человек вытащил тяжелый чемодан из вагона.

 За ужином ученик ел тушеный кабачок и пил напиток из лимонов.

Геннадий положил самокат под тополем и побежал качаться на качелях.

 

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА.

(8 тип слоговой структуры)

Упражнение  «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»

Цель:

1. Учить произносить слова слоговой структуры 8-го типа.

2. Упражнять в слоговом синтезе.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

 

                        Ход игрового упражнения.

Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит заданный слог. Логопед, возвращая мяч, заканчивает слово. Затем ребенок произносит слово полностью.

 

Ребенок:                             Логопед:                    Ребенок:

 

ПО                                         ходка                    походка

                                              возка                      повозка

                                              ломка                     поломка

                                              видло                     повидло

                                              чинка                     починка

                                              дарки                     подарки

     

БУ                                        лавка                          булавка

                                             ханка                     буханка                                                                                       

                                             тылка                    бутылка              

                                             кашка                    букашка

                                             лочка                     булочка                          

                                                

Упражнение “НАЗОВИ ЛАСКОВО”.

 

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

 

                                     Ход игрового упражнения.

    Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».

 

 а) с суффиксом - ОШК-; - ЫШК; -УШК; -ЮШК - ЕЖК -.

 

Логопед: Ребенок:                 Логопед: Ребенок:

 Камни –  камешки.                Бумага –     бумажка.

 Окно –      окошко.                  Деньги –  денежки.

 Перо –      перышко.                Серьги –  сережки

Дно –   донышко.                 Поле –   полюшко.

Зима –      зимушка.                  Горе –    горюшко.

 

б) с суффиксом  - К -.

 

Петля – петелька.                       Туфель – туфелька.

Капля – капелька.                       Неделя – неделька.

Вафля – вафелька.                       Сабля – сабелька.

Цапля – цапелька.                       Песня – песенка.

Лестница – лесенка.                    Сосна – сосенка.

Ведро – ведерко.

 

в) с суффиксом – Ц -.

 Письмо – письмецо.                   Пальто – пальтецо.

Дерево – деревце.                        Масло – маслице.

Окно – оконце.                             Болото – болотце.

Полено – поленце.                       Колено – коленце (движение в

                                                                                      пляске).

 

г) с суффиксом – ОНЬК -;  -ЕНЬК.

Лиса – лисонька                             Дядя – дяденька

Киса – кисонька                                Тетя – тетенька

Упражнение «ДОБАВЬ ПОСЛЕДНИЙ СЛОГ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа.

2. Упражнять в слоговом синтезе.

3. Развивать слуховое внимание.

4. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

                                       Ход игрового упражнения.

 

    Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, говорит последний слог, затем называет слово полностью.

 

Логопед        Ребенок:                Логопед        Ребенок:

 

а) Малыш-       малышка            б) Веран             веранда 

  Калит-     калитка                   коман  ДА   команда 

  Улит             улитка                    секун              секунда   

  Выдум-    выдумка                 награ              награда

   Ушан-         ушанка                          

     Коляс-          коляска

 Короб-          коробка               в) подру             подруга  

     Селед-        селедка                    отва                отвага

  Опуш- КА опушка                    шерен   ГА   шеренга

    Баран-     баранка                    кольчу            кольчуга

    Запис-     записка                    бедня              бедняга

 Бабоч-       бабочка

    Загад-        загадка

     Зелен-          зеленка

    Сосед-       соседка

 Косын-         косынка

 

(Лексический материал упражнения необходимо разделить на два занятия).       

 

 

Упражнение «НАЗОВИ НЕСКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен существительных  множественного числа именительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.

 

  А) с окончанием – И.

Логопед:                    Ребенок:          Логопед:             Ребенок:

Воробей         -         воробьи             соловей    -   соловьи

Порошок        -          порошки           коробок   -    коробки 

Кабачок          -         кабачки                  василек    -    васильки    

Пузырек          -        пузырьки          муравей   -    муравьи

Бублик                 -         бублики            каблук      -    каблуки.

 

      Б) с окончанием – Ы.

Дельфин       -           дельфины         балкон       -   балконы

Вокзал          -           вокзалы             компас      -    компасы

Колодец        -           колодцы            альбом      -   альбомы

Комната        -           комнаты            магнит      -    магниты

Солдат           -          солдаты             павлин     -    павлины

 

    В) с окончаниями  - А; - Я.

Мастер         -            мастера           полено       -    поленья

Облако         -             облака            колос          -    колосья

Доктор          -           доктора           дерево        -   деревья

Зеркало         -           зеркала  

 

(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия).

Упражнение «У КОГО ТАКОЙ ДЕТЕНЫШ»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа.

2. Учить составлять предложение по сюжетной картинке.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки с изображением взрослых животных; предметные картинки с изображением детенышей животных.

 

                               Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы), задает вопрос: «У кого такой детеныш?». Ребенок отвечает на вопрос и подбирает соответствующую картинку.

 

                                                        Ребенок:

У зайчихи зайчата.

У волчицы волчата.

У белки бельчата.

У тигрицы тигрята.

У орлицы орлята.

У галки галчата.

У козы козлята.

У наседки цыплята.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: