Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: «Чего (кого) не стало?».
Ребенок:
а) Клубка б) Звонка в) Кружка
Хвоста Столба Гвоздя
Станка Шнурка Пловца
Значка Платка Флажка
Дворца Крючка Шланга.
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен существительных от глаголов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит глагол и дает образец образования существительного. Затем просит ребенка изменить слова по предложенному образцу.
а) с суффиксом – К -.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
|
|
Спешить спешка. Сказать сказка
Связать связка. Свалить свалка.
Плясать пляска. Красить краска.
Стирать стирка. Трясти тряска.
Собрать сборка. Следить слежка.
б) с суффиксом – ЧК -.
Спать спячка. Скакать скачка.
в) с суффиксом – Б -.
Дружить дружба. Служить служба.
Просить просьба. Стрелять стрельба.
Упражнение «НАЗОВИ ЧЕТВЕРТОЕ СЛОВО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа.
2. Развивать логическое мышление.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку поиграть и обращается к нему с вопросом: «Каким будет четвертое слово?»
Логопед: Ребенок:
Человек - дети, птицы - птенцы.
Огород – овощи, сад - фрукты
Овощи – грядка, цветы - клумба.
Бутылка – пробка, кастрюля - крышка.
Копать – лопата, сгребать - грабли.
|
|
Фрукты – дерево, овощи - грядка.
Человек – дом, птица - гнездо.
Отвертка – шурупы, молоток - гвозди.
Машина – руль, самолет - штурвал.
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при употреблении антонимов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом с противоположным значением.
Логопед: Ребенок:
Шепчут тихо, а кричат … громко.
Ночью темно, а днем … светло.
Отдыхать легко, а работать … трудно.
Сегодня мне весело, а вчера было … грустно.
Я живу от школы далеко, а мой друг … близко.
В комнате чисто, а на улице … грязно.
У коробки дно снизу, а крышка … сверху.
Когда ешь горчицу, во рту горько, а когда сахар … сладко.
Упражнение «СКАЖИ, КАК?».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании и употреблении наречий.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом, отвечающим на вопрос «как?».
Логопед: Ребенок:
На полу грязь. В комнате (как?) … грязно.
Клоун смешил детей. Он выступал (как?) смешно.
От страха малыш заплакал. Ему было (как?) страшно.
Мама грустит. Ей (как?) грустно.
В комнате много света. В комнате (как?) светло.
Собака лаяла со злобой. Она лаяла (как?) злобно.
Бабушка с трудом поднялась по лестнице.
Ей было (как?) трудно.
В подвале сырость и мрак. Там (как?) мрачно.
Упражнение «СРАВНИ ПРЕДМЕТЫ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании сравнительной степени наречий
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу.
Логопед: Ребенок:
Яблоко твердое, а айва еще … тверже.
Река глубокая, а море еще … глубже.
Весной птицы поют звонко, а летом еще … звонче.
Собака рычит громко, а лев еще … громче.
Веревка крепкая, а канат еще … крепче.
Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа.
2. Учить отвечать на вопросы.
3. Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить
на вопросы одним словом.
Логопед: Ребенок:
Смотрит Светка сквозь стекло.
На дворе светлым-светло.
Кто смотрит? Светка.
|
|
Смотрит через что? Стекло.
Как на дворе? Светло.
На цветке сидит пчела.
До чего она мала.
Набирает сладкий сок
Наша пчелка в хоботок.
- Где сидит пчела? На цветке.
- Какой сок она собирает? Сладкий.
- Назови пчелу «ласково». Пчелка.
Круглый, и сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри,
Очень красный он внутри.
- Какой арбуз по форме? Круглый.
- Какой арбуз на вкус? Сладкий.
- Какой арбуз внутри? Красный.
- Арбуз красный где? Внутри.
Что за ягода вот тут
на стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло.
- Что это? Клюква.
- Где повисла клюква? На стебле.
- Что потечет, когда взглянешь? Слюнки.
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит словосочетание и дает образец образования прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
Логопед: Ребенок:
Шкаф для книг книжный шкаф.
Ком из снега снежный ком.
Гвоздик из стали стальной гвоздик.
|
|
Суп из грибов грибной суп.
Запах хвои хвойный запах.
Нож для хлеба хлебный нож.
Двор около школы школьный двор.
Проем двери дверной проем.
Джемпер в грязи грязный джемпер.
Стол в форме круга круглый стол.
Упражнение «ИСПРАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа.
2. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
3. Совершенствовать грамматическое оформление фразы.
Ход игрового упражнения.
Логопед просит ребенка исправить предложения.
Логопед: Ребенок:
У Светы на брошке новое платье. У Светы на платье новая брошка.
Дворник сгреб грабли и взял листву. Дворник взял грабли и сгреб листву.
Два гнезда смотрят из дрозда. Из гнезда смотрят два дрозда.
Плотник забил в гвозди бревно. Плотник забил в бревно гвозди.
Хлебные крошки клюют птичку. Птичка клюет хлебные крошки.
Степка отнес спальню в кресло. Степка отнес кресло в спальню.
Пленку накрыли грядкой. Грядку накрыли пленкой.