Польша в VIII - ХV вв

Лекция

План.

 

1. Периодизация польской истории.

2. Польские земли в догосударственный период.                                               

3. Польское государство в 10 – начале 12 века.                                                       

 

1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОЛЬСКОЙ ИСТОРИИ

История Польши – это не совсем то же самое, что история Польского государства/ Когда мы говорим об истории Польши, то имеем в виду только историю польских этнических земель: Великой Польши, Малой Польши, Силезии, Восточного и Западного Поморья Мазовии и Куявии.

Польское гос-во – это совсем иное. От него, с одной стороны, с одной стороны, оказались оторванными Силезия и Западное Поморье уже с XIII-XIV вв.; с другой – в его составе оказались в XIV-XVI вв., благодаря присоединению ряда земель и унии с ВКЛ огромные новые этнически непольские территории. Сложилась Речь Посполитая, объединявшая собственно польские, украинские, белорусские, литовские и даже часть русских земель. Этот «дрейф» с запада на восток стал чрезвычайно важным геополитическим фактором польской истории.

Что касается периодизации польской истории, то ее можно выстраивать по-разному, в зависимости от выбранного критерия.

1) социально-экономический критерий - весь п-д с IX по XVIII век будет относиться к феодализму, прошедшему рад этапов: становление – с IX по XII века; зрелости и расцвета – с XIII по XV века; трансформации в фольварочно-крепостническую систему и упадка – с 16 по 18 века; генезиса капитализма – в XVIII веке.

2) Социокультурный критерий – эпоха средних веков с IX  по X века; Возрождения и Реформации – в XVI веке; Барокко и Контрреформации – XVII – начало XVIII века; Просвещения – с середины XVIII века.

3) Социально-политический критерий дает нам самую дробную и самую ясную периодизацию:

· догосударственный п-д вплоть до IX – начала X вв.;

· п-д централизованной монархии – X – начало XII века;

· два века политической раздробленности – XII-XIII вв.; 

· сословно-представительная монархия, отмеченная прогрессирущим сближением с Литвой в XIV-XV вв.;

· «шляхетская демократия» с XVI до середины XVII вв.;

· режим магнатской олигархии с середины XVII до середины XVIII вв.;

· п-д кардинальных политических реформ, первого национально-освободительного восстания и Разделов Польши. 

По этой схеме мы и будем рассматривать историю Польши.

 

2. ПОЛЬСКИЕ ЗЕМЛИ В ДОГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРИОД

А)ПОЛЬСКИЕ ЗЕМЛИ В ДРЕВНОСТИ

Под «древностью» будем понимать первобытно-общинный строй – п-д приблизительно до 500 г., т.е. до конца европейской античности. Начало п-да – появление следов пребывания человека на польских землях – около 200 тыс. лет назад.

Палеолит и мезолит – одинаковы в любой части Европы. «Неолитическая революция» докатывается до польских земель в 5 тыс. до н.э. и длится приблизительно до 1700 г. до н.э.

Эпоха бронзы – с 1700 г. до н.э. до VII в. до н.э. – происходят не только фундаментальные перемены в орудиях труда, но важные социально-культурные изменения: имущественное неравенство, формирование племенной аристократии; в языческом пантеоне Перун становится как бы старшим богом, подчинив себе других. К этой же эпохе относится формирование двух археологических культур и двух предположительно соответствующих им этнических групп – западнолужицкой культуры венетов и восточнолужицкой культуры невров.

Этническая принадлежность лужицкой культуры – предмет давних и незавершенных споров. Одна из точек зрения относит ее народ к праславянам, с которых начинается отделение славян от других индоевропейских народов. Судьба этой лужицкой культуры загадочна. В период 650-500 гг. до н.э. она переживает расцвет – переход от бронзовых орудий к железным, рост обмена с соседними племенами, разложение родо-племенного строя и выделение военно-племенной верхушки. Местом пребывания военно-племенной верхушки становятся укрепленные поселения – ГРОДЫ, которые иногда достигают внушительных размеров. Лучше других изучен реконструированный археологами грод в БИСКУПИНЕ – площадь 2 га, население около 1000 человек, окружен земляным валом, имеет 12 мощеных бревнами улиц, сходящихся к центральной площади. Все говорит в пользу того, что в середине 1 тыс. до н.э. прапольские племена стояли на пороге образования собственного гос-ва и социальных структур феодально-средневекового типа. Но этого не произошло. Более того, после 500 г. до н.э. лужицкая культура погружается в глубокий упадок на несколько веков. Причины неясны, скорее всего – резкое похолодание – сокращение производства – голод – уход населения с насиженных земель – ожесточение в связи с этим межплеменных отношений. Лишь к концу 1 тыс. до н.э. (около 125 г. до н.э. – 25 гг. н.э.) наблюдается некоторая стабилизация, но на более низком уровне. Тогда на основе этой пришедшей в упадок культуры возникает две новые археологические культуры – оксывская и пшеворская.

Первые 5 веков нашей эры характеризуются польскими историками как период римских влияний – восстановление железоделательного произв-ва, подъем домашнего ремесла, медленный, но прогресс земледелия и животноводства, население проживает не в гродах, а в деревнях, по 6-7 семей, поселения нестабильны – после истощения земли переходят на новое место, через 20-30 лет возвращаются на старое, вновь начинается социальная дифференциация, выделяется племенная знать, устанавливается «военная демократия». Население на 90% - из славянских племен.

 

Б) ХОЗЯЙСТВО И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ПОЛЬСКИХ ПЛЕМЕН В 6-9 ВЕКАХ.

С 6 века – складываются условия, которые приводят к образованию гос-ва.

Расселение. Сведения скупы. Населения – от 500 тыс. до 750 тыс., т.е. плотность его – 2-3 человека на кв.км.

Базовую ячейку общ-ва составляет большая патриархальная семья, объединявшая под одной крышей или в одном дворе несколько поколений родственников. Главная потребность семьи – приобретение рабочей силы, а не материального богатства как такового. Отсюда – институт патриархального рабства, ранние женитьбы сыновей, терпимое отношение к незаконнорожденным детям.

Два основных тира поселений – деревни и гроды. Деревня объединяет несколько дворов (а иногда и вовсе состоит из единственного двора) по 12-20 чел. в каждом дворе. Дворы (возникают вокруг избы или полуземлянки) размещаются хаотично, редко образуя улицу. Десяток деревень составляют ополе – социальную и хозяйственно-политическую структуру общинного типа.

Гроды выступают как оборонные и административные центры, защищены частоколом, валом, рвом. Они располагаются на холмах, в излучинах рек, на мысах. Они служат резиденцией для дружины и убежищем для окрестного населения в случае внешней угрозы.

Хоз-во. Начиная с 6 века – распространилось стабильное пашенное земледелие, главным орудием которого служит соха. Путем выжига леса осваивают новые земли. Каждая семья имеет в пользовании 40-50 га земли, из которых около 10 га вспахивали на волах. Остальные – под паром или заняты угодьями – лугами, лесом. Самая популярная к-ра – просо, дает наибольший урожай – от сам-два до сам-четыре. Животноводство – в основном – крупный рогатый скот, постепенно распространяется свиноводство.

Ремесло. Обособились в отд. группу только кузнецы. В остальном – домашнее ремесло, гл.роль играет ткачество и гончарное дело.

Торговля велась в основном иностранными купцами и местной племенной аристократией. Вывозили мех, воск, янтарь, рабов, иногда соль; ввозили – вооружение и предметы роскоши.

Социально-политическая структура польских племен. В этот п-д социальную стр-ру невозможно отделить от политических институтов. Сама власть и ее распространение внутри семьи, общины, племени – выступает структурообразующим фактором социальной дифференциации. В известном смысле, власть оказывается первичнее экономики и социальных отношений. Можно выделить 4 уровня власти и общества.

1 и базовый уровень соц.-полит. орг-ции общ-ва – семья. Первенство и власть главы семьи (мужчины) неоспоримы. Его авторитет и воля – главные гарантии хозяйственного преуспевания, внутрисемейного согласия, статуса семьи внутри общины. Его главная задача – не столько командовать и наказывать, сколько примирять, объединять, поскольку семейная солидарность служит оплотом благополучного существования каждого члена семьи. Но: патриархальность устоев не означала приниженного или угнетенного положения женщины. Женщины в силу заинтересованности семьи в детях занимали самостоятельное и достойное место в древнепольских племенах. Плохо было только бесплодным и неработоспособным – им грозило изгнание, изгойничество – и скорая смерть. Характерно жестокое отношение к старикам как к «хозяйственной помехе».

2 уровень социальной организации древнепольских племен – община-ополе. Интеграция обеспечивается необходимостью коллективного освоения новых земель, согласованными хоз.действиями всей общины в совместной борьбе с грозящими опасностями (агрессивные соседи, голод, болезни), религиозно-культовыми факторами.

На уровне ополя властные функции руководителей уже отделялись от хозяйственных. Глава общины – ЖУПАН, избираемый на общинном собрании (вец, вече). Он возглавлял ополчение, руководил судом, созывал собрания, представлял общину в ее внешних связях. Внутриобщинная демократия соблюдалась при помощи созыва двух общественных собраний: А)схода глав семейств и Б) в случае затруднений или очень важных решений обращались к вецу (вече), на котором все взрослые мужчины общины криками выражали согласие или неодобрение.

Существовали факторы, дифференцирующие родовую солидарность. Отдельные семьи занимали со временем лидирующее положение, опираясь не столько на накопленные богатства, сколько на численность членов семьи, на преобладание в ней мужчин, приобретенный во время военных столкновений авторитет, на превосходство физической. Именно из таких семей рекрутировалась общинно-племенная аристократия, в руки которой соплеменники передавали функции регулярной военно-политической деятельности. Выделявшаяся на этой основе элита составляла ядро дружины – она пребывала в гродах. Дружина, в свою очередь, становилась ядром государственного аппарата и будущего военно-феодального сословия.  

3 уровень социальной организации – малое племя. Это 20-30 общин, объединенных единой территорией проживания, языческим культом племенных предков и тотемов, особенностями языка и интересами в отношениях с соседями. На польской территории их к 9 веку около 40-50.

Институт самоуправления – племенные вечевые собрания, в которых участвовали жупаны и главы семейств, в случае нужды – все взрослые и лично свободные мужчины племени. Племенное вече (вец) избирало КНЯЗЯ. Его задача – быть предводителем дружины и племенного ополчения; а также быть хранителем казны и вершить суд от имени племени. При этом князь сильно зависел с одной стороны – от веца, с другой – от племенной аристократии. Власть князя держится не на собственности или богатстве и даже не на насилии как таковом, а на личном признаваемом племенем авторитете.

4 уровень социальной организации – большие племена или союзы племен. Это непрочные военно-политические объединения ряда племен одной территории, ведшие войны друг с другом и с соседями. Территории, ими занимаемые, стали основой для польских исторических областей.

· Поляне стали основой области «Великая Польша»

· Висляне и лендзяне – Малой Польши

· Мазовшане – Мазовии

· Поморяне – Поморья и т.д. 

 

Собрание вождей «малых племен», жупанов и старейшин общин – это вец «большого племени». Он избирал «великого князя», который возглавлял дружину и ополчение и не обязательно был выходцем из польских племен. Союзы племен можно рассматривать как протогосударственные образования на территории Польши. Начало государственности же относится к X веку.

3. ПОЛЬСКОЕ ГОСУДАРСТВО В X – НАЧАЛЕ XII ВЕКА

Принятие христианства. Первым исторически достоверным князем в Великой Польше был представитель династии Пястов Мешко I (960-992). В 966 г. он принял христианство по латинскому обряду, присоединил к своему княжеству Западное Поморье, большую часть Силезии и Малой Польши. Столицей Польши стал город Гнезно, где в 1000 г. была основана отдельная митрополия.

Правление первых Пястов. Дело создания польского государства продолжил сын Мешко Болеслав I Храбрый (992-1025), принявший титул короля, расширивший границы Польши до Балтийского моря и объединивший все польские племена. С 1025 г. Польша стала королевством с разветвленной системой укрепленных замков польской элиты, с городами, управлявшихся королевскими наместниками - комесами, позднее каштеля-нами. Тогда же сложилось польское дворянство - «рыцарство», к XIV веку превратившееся из пожалованных землевладельцев в родовое дворянство (шляхту), по наследству владевшую землей и крестьянами.

После смерти Болеслава I в стране начались смуты, его сын Мешко II (1025-1034) потерял часть земель, а его преемники перестали называться королями. И хотя правнук Болеслава Храброго Болеслав II (1058-1080) совершил несколько походов в Чехию, Венгрию и Поморье, а в 1069 и 1076 г. на Русь, положительных результатов для Польши это не имело. В результате восстания, поднятого знатыо (баронами), Болеслав II бежал в Венгрию. Ему наследовал брат Владислав I Герман (1080-1102), отказавшийся от титула короля и женившийся на сестре императора Генриха IV.

Его преемник Болеслав III Кривоустый (1102-1138) успешно воевал против поморян и отразил наступление немцев. Болеслав Кривоустый перед смертью издал статут о престолонаследии, по которому Польша была разделена между его сыновьями. Этот акт знаменовал начало феодальной раздробленности, которая продолжалась до конца XIII в.

Немецкая колонизация. В XII—XIII вв. с помощью немецкой колонизации происходило освоение пустовавших земель, получило распространение трехполье. Успешно развивались ремесло и торговля. Города добились особых привилегий. Образцом при этом служило приспособленное к польским условиям право немецких городов, прежде всего Магдебурга. Возникли цеховые ремесленные организации. В XIV в. купцы создали собственные гильдии.

В течение XII-XIV вв. в Польше оформились основные феодальные сословия. В XII в. рыцарство добилось превращения условного землевладения в наследственное, а со второй половины XIII в. стало получать иммунитетные грамоты и другие привилегии, на основе которых сложилось шляхетское право. Каждое из сословий пользовалось определенными привилегиями. Исключение составляло лишь крестьянство, которое попало в феодальную зависимость. В начале XII в. Польша стала дробиться на уделы, которых насчитывалось несколько десятков.

Феодальная раздробленность в Польше. Удельная раздробленность была закономерным этапом в развитии феодализма в Польше. Ускорив развитие производительных сил, она создала благоприятные условия для формирования сословий, подготовила экономические и политические предпосылки объединения польских земель. Однако раздробленная Польша не смогла дать отпор, когда зимой 1241 г. татарские орды двинулись на страну.

Положение польских княжеств ухудшилось и после появления на Балтике в 1226 г. Тевтонского ордена, который стал постепенно захватывать польские земли. К середине XIII в. политическая раздробленность стала тормозить и экономическое развитие страны. Предпосылками объединения являлись этническая общность польских земель, рост национального самосознания, единая церковная организация, начало складывания единого рынка.

Восстановление единого польского государства в XIV-XVвв. Борьбу за объединение польских земель, начатую в конце XIII в. великопольским князем Пшемыславом II (1257-1296), успешно продолжил Владислав I Локетек (1306-1333). Он распространил свою власть на Великую и Малую Польшу, перенес столицу в Краков и здесь в 1320 г. короновался. Однако процесс объединения польских земель и политической централизации еще долго оставался незавершенным. Годы царствования Владислава Локетека были наполнены длительными и безуспешными войнами с Тевтонским орденом и Чехией за польские земли.

Казимир III Великий (1333-1370) сумел укрепить и расширить полученное от отца королевство. В 1335 г. он заключил Вышеградский договор с чешским королем, прекратил борьбу с Тевтонским орденом, заключив с ним в 1343 г. Калишский договор. В то же время Казимир III начал активную экспансию на восток и присоединил к Польше Галицкую землю, часть Волыни и Подолии. Внутренняя политика Казимира была направлена на упрочение экономического положения страны.

Формирование сословной монархии. Восстановленное Польское государство начало оформляться как сословная монархия. При Казимире III были составлены Вислицко-Петрковские статуты (1347), отразившие создание в Польше сословной монархии Статуты усилили позиции шляхты и содействовали ее выдвижению на первое место в политической жизни государства. Так стала складываться уникальная система сословных привилегий польской шляхты. Червиньский привилей (1422) гласил, что король не будет конфисковывать или захватывать имения шляхтича без судебного решения; Едльненский (1430) и Краковский (1433) привилеи устанавливали принцип личной неприкосновенности шляхты. Это выводило шляхту из-под юрисдикции короля и давало ей право выбирать свои собственные шляхетские суды. Особенно ограничил власть короля Нешавский привилей 1454 г.

Кревская уния. После смерти Казимира III в 1384 г. польской королевой стала дочь венгерского короля Людовика Ядвига. Борьба с Тевтонским орденом вынуждала Польшу к тесному союзу с Великим княжеством Литовским. В 1385 г. в Кревском замке состоялись переговоры между польскими магнатами и великим литовским князем Ягайло. Поляки предложили ему польскую корону вместе с рукой наследницы престола Ядвиги, а Ягайло обязался принять католичество вместе со всеми своими подданными и способствовать возвращению отторгнутых от Польши земель. На этих условиях была заключена династическая уния, которая была закреплена в 1386 г. браком между Ядвигой и Ягайло, принявшим в качестве польского короля имя Владислава II (1386-1434). Так в Польше началось правление династии Ягеллонов.

Польша и ВКЛ в борьбе с Тевтонским орденом. Владения Тевтонского ордена простирались от Вислы до Нарвы, преграждая Польше и Литве выход к Балтийскому морю. В 1409 г. началась «Великая война» между Польшей и Литвой с одной стороны и Орденом с другой. Ее решающим сражением была Грюн-вальдская битва (15 июля 1410), в результате которой военные силы Ордена были разгромлены. В 1411 г. в Торуни был подписан мирный договор. И хотя Тевтонский орден получил назад часть потерянных земель, его военная мощь и политический престиж были значительно подорваны.

Однако Торуньский мир не принес спокойствия. Стычки с Орденом продолжались. По-прежнему у Польши не было выхода к Балтийскому морю. В 1454 г. началась Тринадцатилетняя война, которая закончилась в 1466 г. поражением крестоносцев. Тевтонский орден признал себя вассалом Польши, которая по второму Торуньскому миру (1466) возвратила себе значительную часть своих земель и получила выход к Балтике.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: