Расчет слоев половинного ослабления

Кратность ослабления 2 4 8 16 32 64 128 256 512 1024
Число слоев половинного ослабления 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

Пример задачи:

Требуется ослабить интенсивность гамма излучения Cо60 в 500 раз экраном из свинца, для которого слой половинного ослабления равен 1,8 см. Из таблицы №4 находим, что для ослабления в 500 раз требуется 9 слоев половинного ослабления. Следовательно, общая толщина свинцового экрана равна: 1,8 х 9 = 16,2 см.

 

II. Рассчитать радиационную защиту для аппаратов контактной лучевой терапии по следующей методике:

Расчет фактической мощности дозы:

Р= Q х Ку / R2,

где Р – фактическая мощность дозы (Р/час).

       Q - активность источника (мКu);

       Kу - ионизационная гамма-постоянная (4,65 р х см2/ч х мКu);

       R - расстояние от источника (см);

Расчет кратности ослабления:

К= Р х 103 / РПДУ,

где РПДУ – допустимая мощность дозы (мР/час). (Р/час х 103 = мР/час)

 

 

 

 

Задача для решения:

Стена «А» из железобетона – 860 мм, отделяет помещение персонала группы А от помещения с аппаратом контактной лучевой терапии - HDR. Допустимая мощность дозы - 0,6 мР/ч = 6 мкЗв/ч; активность источника – 4361,4 мКu; энергия гамма излучения источника — 0,5 МэВ; Kу – 4,65 р.см2/ч.мКu; расстояние от источника – 260 см.

1. Рассчитать кратность ослабления;

2. Рассчитать мощность дозы без экрана;

3. Определить защиту из бетона по таблице №3;

4. Оценить существующую защиту.

 

III. Изучить приборы, используемые для группового и индивидуального радиационного контроля. Провести измерение радиационного фона в учебной комнате, используя прибор ДБГ-06Т. Дать оценку полученного результата.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

1. Основные задачи радиационной гигиены.

2. Понятие радиоактивности.

3. Виды ионизирующих излучений. Их основные свойства.

4. Физическая природа α-, β-, ϒ-, рентгеновского, нейтронного излучений; их ионизирующая и проникающая способность в воздухе и биологических средах.

5. Активность, понятие, единицы измерения.

6. Виды доз ионизирующего излучения, единицы измерения.

7. Составляющие естественного радиационного фона и их величины.

8. Причины, влияющие на колебания естественного радиационного фона.

9. Технологически измененный естественный радиационный фон. Его средняя величина.

10. Дозы, получаемые человеком за счёт рентгенодиагностических процедур.

11. Основные биологические механизмы действия ионизирующего излучения.

12. Понятие стохастических эффектов, перечислите их.

13. Степень риска смерти от рака, лейкозов, генетических дефектов у облученных и их потомства.

14. Понятие детермированных эффектов, перечислите их.

15. Дозы ионизирующего излучения, вызывающие развитие острой и хронической лучевой болезни.

16. Принципы радиационной безопасности.

17. Категории облучаемых лиц.

18. Понятие критического органа. Перечислите группы критических органов. 

19. Основные дозовые пределы, их величины.

20. Классификация источников ионизирующего излучения.

21. Закрытые источники. Основные опасности при работе с ними.

22. Основные принципы защиты от внешнего излучения.

23. Материалы, из которых изготавливают экраны для защиты от β-, ϒ-, нейтронного излучения.

24. Способы и методы использования закрытых источников в медицине.

25. Мероприятия по защите медицинского персонала при проведении рентгенологических процедур.

26. Мероприятия по радиационной безопасности персонала при проведении внутриполостной, внутритканевой, аппликационной терапии.

27. Мероприятия по снижение дозовых нагрузок на пациентов при проведении рентгенодиагностических процедур.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ (открытые источники)

1. Открытые источники ионизирующих излучений. Определение. Основные опасности при работе с ними.

2. Радиотоксичность изотопов. Определение. Классификация.

3. Классификация работ с открытыми источниками ионизирующих излучений.

4. Особенности планировки и оборудования помещений на предприятиях 1-го, 2-го, 3-го классов при работе с открытыми источниками.

5. Закон радиоактивного распада и его практическое использование.

6. Основные принципы и методы охраны окружающей среды от загрязнения радиоактивными веществами.

7. Методы определения уровней загрязнения объектов окружающей среды радиоактивными веществами.

8. Мероприятия по сбору, удалению и обезвреживанию радиоактивных отходов.

9. Дезактивация. Определение. Методы дезактивации воды, воздуха, почвы, продуктов питания, поверхностей.

10. Радиационные аварии. Меры защиты населения и профилактики лучевых поражений.

11. Нормативные документы, регламентирующие радиационную безопасность населения.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Источник излучения открытый – источник излучения, при использовании которого возможно поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду, т.е. это радиоактивные вещества, находящиеся в таких оболочках и упаковках, из которых возможно их попадание во внешнюю среду. Это твердые, жидкие, порошкообразные вещества в негерметичной упаковке или легко поддающейся поломке. При работе с ними возникает необходимость их фасовать, взвешивать, растворять, перемешивать, набирать в шприц и они могут рассыпаться, разлиться, испариться, т.е. загрязнить воздух, предметы, руки, одежду. Они могут попасть при дыхании внутрь организма, включаться в метаболические процессы, обуславливая внутреннее облучение.

 В медицине открытые изотопы применяются с диагностической и лечебной целью. Изотопы обладают различной радиотоксичностью.

Радиотоксичность вещества зависит:

1. От периода полураспада (времени, за которое активность вещества уменьшится вдвое);

2. От периода полувыведения (времени, за которое выведется половина вещества из организма);

3. От вида излучения (α, β,ϒ, и др);

4. От скорости поступления;

5. От распределения в организме.

       Все радиоактивные вещества в зависимости от степени радиотоксичности разделены на 4 группы (А, Б, В, Г). В качестве меры радиационной опасности радионуклида принята минимально-значимая активность (МЗА) – активность открытого источника ионизирующего излучения в помещении или на рабочем месте, при превышении которой требуется разрешение органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на использование этого источника.

МЗА для различных групп радиотоксичности составляет:

Группа А – 103 Бк;

Группа Б – 104 и 105 Бк;

Группа В – 106 и 107 Бк;

Группа Г – 103 Бк и более

Все работы с открытыми источниками, в зависимости от группы радиотоксичности (А,Б,В,Г) и фактической активности на рабочем месте подразделяются на 3 класса.

Кроме общих защитных мероприятий от внешнего облучения, для работающих с открытыми источниками ионизирующего облучения используются дополнительные принципы защиты, зависящие от класса работ:

1. Герметизация производственного оборудования с целью изоляции процессов, которые могут явиться источником поступления радиоактивных веществ во внешнюю среду.

2. Мероприятия планировочного характера. Проведение работ 3 класса разрешается в общих помещениях лабораторий на специально оборудованных местах. Работы 2 класса следует проводить в специально оборудованных изолированных помещениях. Работы 1 класса проводятся в отдельном здании или изолированной части здания, имеющей отдельный вход через санпропускник.

 В основу планировки предназначенных для выполнения работ 1 класса, положен принцип их деления по степени возможного радиоактивного загрязнения на 3 зоны:

Первая зона – высокой радиационной активности, где размещено оборудование (камеры, боксы)и коммуникации, являющиеся основными источниками излучения и радиоактивного загрязнения. Эта зона людьми не обслуживается.

Вторая зона – ремонтно-транспортная (где производятся ремонтные работы, вскрытие оборудования, загрузка и выгрузка радиоактивных веществ, временное хранение сырья, готовой продукции, радиоактивных отходов).

Третья зона – помещение для персонала – операторов. Между 2 и 3 зонами имеется санитарный шлюз, для предварительной дазактивации, на выходе из 3 зоны – санитарный пропускник с полным переодеванием персонала.

Такой принцип зонирования и поточности необходимо соблюдать и во 2 и 3 классах работ.

3. Применение санитарно-технических устройств и оборудования, использование специальных защитных материалов.

Устраиваются специальные системы вентиляции, основное назначение которых – зашита воздушной среды рабочих помещений от радиоактивного загрязнения, В помещениях 1 класса необходимы системы местной приточно-вытяжной общеобменной вентиляции. Перемещение воздуха осуществляется последовательно из III зоны в I путем преобладания в III зоне притока над вытяжкой. Устройство водопровода, хозяйственно-фекальной и специальной (при наличии жидких радиоактивных отходов) канализаций радиологических объектов должно соответствовать требованиям санитарных норм.

Оборудование и рабочая мебель в помещениях, где ведутся работы с радиоактивными веществами в открытом виде, должны иметь гладкую поверхность и конструкцию, позволяющую легко их обрабатывать моющими средствами. В помещениях, где ведутся работы 1 и 2 классов, управление общими средствами отопления, газоснабжения, сжатого воздуха, водопровода и др. выносятся из рабочих помещений.

4. Защитные мероприятия, взаимосвязанные последовательно друг и другом: использование СИЗ, санитарная обработка персонала, выполнение правил личной гигиены, очистка от радиоактивных загрязнений поверхностей строительных конструкций, аппаратуры и СИЗ.

5. Радиационный и медицинский контроль за работающими с открытыми источниками ионизирующего излучения.

Радиационный контроль обеспечивает получение необходимой информации о состоянии радиационной обстановки и облучении персонала при работе с источниками ионизирующих излучений.

Медицинский контроль включает комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение приема на работу с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений лиц, имеющих противопоказания и на обнаружение ранних признаков лучевых поражений у работающих.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: