Самостоятельная работа студентов

1. Задание для самостоятельной работы студентов при самоподготовке:

- изучить литературу по теме;

- дать ответы на вопросы для самоподготовки.

2. Задание для самостоятельной работы на занятиях:

       Студент получает комплект ситуационных задач и рассчитывает: исходную активность изотопов, остаточную активность изотопов через определенное время, время необходимое для заданного снижения активности изотопов, основной изотоп, загрязняющий объект внешней среды, используя

закон радиоактивного распада,  согласно которому за равные промежутки времени распадаются равные доли атомов. Эта зависимость носит экспоненциальный характер и выражается формулой:

Nt = N0 х et                       (1)

где, Nt - число радиоактивных атомов (активность), оставшихся спустя время

    N0 - первоначальное число радиоактивных атомов (активность) данного изотопа;

    e - основание натурального логарифма;

     ƛ - постоянная распада;

      t - время.

Постоянная распада связана с периодом полураспада Т через коэффициент 0,693 формулой:

ƛ = 0,693/Т               (2)

Подставив в формулу (1) формулу (2), получим исходную формулу (3), которую используем при решении задачи:

 

Nt = N0 х e-0,693хt/T                     (3)

 

Выражение e-0,693хt/T найти по таблицам без вычисления, в которых оно будет соответствовать значению eХ, где Х = - 0,693 х t/Т.

 

 

Задачи для решения:

Задача №1

В лабораторию 5 лет назад был приобретен эталон Sr-90 (период полураспада – 28 лет) с активностью 10000 распадов/мин. Рассчитайте активность эталона в данный момент времени?

Задача №2

Радиоизотопной лаборатории месяц тому назад был поставлен препарат йод-131 (период полураспада – 8,3 дня). Скорость счета этого препарата в настоящее время составляет 1000 импульсов/мин. Рассчитайте скорость счета на момент поставки.

Задача №3

С помощью радиометра было определено, что скорость счета от пищевых продуктов, попавших под радиоактивные осадки на 20 число Х месяца, составляет 7787 имп/мин. На 25 число этого же месяца скорость счета стала 5160 имп/мин. Определите, каким радиоактивным изотопом заражены продукты (период полураспада стронция – 90 – 28 лет; цезия-137 – 33 года; йода -131 – 8,3 дня; стронция-89 – 51 день; иттрия 91 – 61 день).

Задача №4

Удельная активность отходов, содержащих изотоп стронций-89 (период полураспада – 51 день), составляет 1,2 Х 10-6 Ku/л в хозяйственно-бытовую канализация можно слить отходы, если их активность не более, чем в 10 раз превышает допустимую концентрацию (ДК) изотопа в воде (ДК для стронция 89 в воде 1,2 х10-8 Ku/л). Рассчитайте минимальное время, в течение которого нужно выдержать эти отходы до их слива в канализацию.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

1. Открытый источник ионизирующего излучения, определение.

2. Основные опасности при работе с открытыми источниками ионизирующих излучений.

3. Основные принципы защиты при работе с открытыми источниками ионизирующих излучений.

4. Понятие радиотоксичности изотопа.

5. Классификация работ с открытыми источниками ионизирующих излучений. 

6. Особенности планировки помещений на предприятиях 1-го, 2-го, 3-го классов.

7.  Особенности оборудования предприятий 1-го, 2-го, 3-го классов.

8. Особенности вентиляции на предприятиях 1-го, 2-го, 3-го классов.

9. Особенности канализации на различных объектах, использующих открытые источники ионизирующего излучения.

10. Дезактивация и дозиметрический контроль на предприятиях 1-го, 2-го, 3-го классов.

11. Закон радиоактивного распада, его практическое использование.

12. Естественная радиоактивность воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов.

13. Дезактивация. Основные методы дезактивации.

14. Основные принципы охраны окружающей среды от загрязнения радиоактивными веществами.

15. Радиоактивные отходы. Понятие, виды.

16. Методы обработки газообразных, твердых и жидких отходов.

17. Методы контроля за загрязнением объектов внешней среды и поверхностей радиоактивными веществами.

18. Понятие радиационной аварии.

19.Основные мероприятия по индивидуальной профилактике лучевых поражений при радиационных авариях.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Лакшин А.М. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник по гигиене для студентов стоматологических факультетов мед. вузов - М.,2004. - С.154 – 171

2. Рукавцова О.М., Налимова И.В., Павлова Д.В., под ред. проф. Карелина А.О. Методическое пособие по гигиене для практических занятий студентов лечебного, спортивной медицины, педиатрического, высшего сестринского образования, стоматологического факультетов. Часть 1. Радиационная гигиена. – Спб.: Издательство СПбГМУ, 2015.

2. Рукавцова О.М., Налимова И.В., Павлова Д.В., под ред. проф. Карелина А.О. Тестовые задания по общей гигиене с экологией для студентов лечебного, стоматологического факультетов, факультета спортивной медицины, факультета высшего сестринского образования. Часть I. – Спб.: Издательство «ПаркКом», 2013.

Дополнительная:

1. Ильин Л.А., Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена: Учебник для вузов – ГЭОТАР – Медиа.- 2017

  Нормативная:

1. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09 января 1996 г. №3 -ФЗ

2. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999г. №52-ФЗ.

3. СанПин 2.6.1.2513-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ -99/2009)».

4. СанПин 2.6.1.1192-03Санитарные требования к размещению и эксплуатации рентген кабинетов..

5. Методические указания МУ 2.6.1.2500-09 «Организация надзора за обеспечением радиационной безопасности и проведении радиационного контроля в подразделении радионуклидной диагностики»

6. СП 2.6.1.2612-10 Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ –99/2010)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: