Предпосылки формирования и этапы развития гибридной архитектуры

Кравченко Ирина Сергеевна

«Творческая группа при мэрии г. Казани»

 E-mail: i.kravchenko.2017@yandex.ru

Денисенко Елена Владимировна

КГАСУ, кафедра ТПА, доцент, кандидат архитектуры

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

 

Предпосылки формирования гибридной архитектуры

Аннотация

Постановка задачи. Цель исследования - выявить предпосылки развития комплексов с гибридной типологией на основе анализа исторических этапов формирования гибридной архитектуры.

Результаты. Основные результаты исследования состоят в определении предпосылок формирования развития гибридной архитектуры в структуре города.

Выводы. Значимость полученных результатов для архитектурысостоит в возможности разработать новую типологию гибридных комплексов на основе изученного опыта. Анализ и систематизация опыта работы с гибридной архитектурой позволит выявить комплексный подход для разработки нового гибридного пространства.

Ключевые слова: гибрид, структура, адаптивность, типология, гибридная архитектура, комплекс c гибридной типологией.

 

Введение

Гибридная архитектура появились в 19 веке, в это время, город, столкнувшись с повышением плотности застройки, начал принимать неизбежность дублирования функций в условиях ограниченного пространства. В мегаполисах появились структуры, зависящие, главным образом, от их расположения. Их происхождение связано с резким повышением цен на землю и изменением городской планировки, что накладывало ограничения на территорию, занимаемую объектом. Вместо того, чтобы занимать изолированные участки города, функции заполняли любое доступное пространство. По мере роста городов, формировалась гибридная структура, постоянно меняющаяся и развивающаяся, как единое целое. Термин «гибридность» происходит из генетики и обозначает скрещивание видов различных пород. Сегодня же, гибрид в архитектуре или градостроительстве – это образование, в котором одновременно происходят различные социальные процессы и программы, которые в свою очередь могут быть не связаны между собой. Существуют примеры, основанные на классической архитектуре или на факторах, связанных с традиционной инфраструктурой, но в прагматичных мегаполисах комплексы должны решать новые задачи, они должны приспосабливаться к потенциальным трансформациям функций. 

Функции смешиваются, зачастую образуя новые неочевидные комбинации программ, кажущихся несовместимыми. В результате возникновения предпосылок, таких как гиперурбанизация, тенденция к повышению уровня взаимной коммуникации между людьми, стеснение городской застройки, повышение стоимости земли, а также развитие строительных технологий, появилась потребность в новой типологии зданий. Вместо развития районов без качественного сервиса и доступных гибких общественных пространств, где здания выполняют только одну функцию, нужно задуматься о развитии новой типологии, в которой архитектура способствовала бы повышению качества жизни человека.

Существует ряд параметров, дающих определение понятию гибридного комплекса. Гибридный комплекс – это мультифункциональный комплекс, возникший на стыке общественной и частной сфер в результате объективных факторов, ответом на которые и стало появление комплекса со сложной программой. Это комплексы с «полной занятостью», с 24-часовым рабочим днем, поскольку они соединяют частную и общественную жизнь в едином объеме. Как правило, это нетиповые, уникальные здания, часто формирующие образ всего пространства города, служащие ориентиром. Здания-гибриды активно работают с окружением и контекстом, представляя историческую ценность. Это адаптивные комплексы, реагирующие на происходящие в окружающей среде изменения, готовые подстраиваться под меняющиеся условия и незапрограммированные заранее ситуации.

В России, несмотря на объективную потребность в разработке, концепции пространственного взаимодействия различных функций, собранных воедино, реализованы единично. Перспективная потребность в развитии гибридных комплексов в РФ, делает особо актуальной систематизацию мирового опыта для выявления на его основе принципов формирования и размещения подобных гибридных пространств в городской структуре.

Предпосылки формирования и этапы развития гибридной архитектуры

Термин «гибриды» ввел в 1896 году А.Н. Бекетов. Это организм или клетка, полученные вследствие скрещивания генетически различающихся форм. Возможность искусственного получения гибридов впервые предположена немецким ученым Р. Камерариусом в 1694 году, а осуществил ее английский садовод Томас Фэйрчайлд в 1717 году, скрестив разные виды гвоздик. Со временем понятие «гибрид» стало использоваться в самых различных областях, в том числе, как ответ на развитие культуры и общества и усложнение жизни в целом, синоним смешанного, неопределенного, многоаспектного, разнообразного, объединенного и т.д.

Различные функции зачастую комбинировались в единую структуру: к примеру, в России в XVII–XIX веках объединялись торговля и жилье - в городах практиковались двух- и трехэтажные дома с магазином или складом на первом этаже. Другим примером может служить мост с функцией торговых рядов Понте Веккио во Флоренции. Гибриды появились в конце 19-го века: город, в следствии повышения уровня плотности застройки, столкнулся с проблемой неизбежности дублирования функций. Именно в мегаполисах появились смешанные организмы, движимые главным образом центральным расположением. Их происхождение связано с резким повышением цен на землю и жесткостью городской планировки. Это ограничения, наложенные территорией. Существуют и более ранние примеры, основанные на классической архитектуре, связанные с традиционной инфраструктурой, например, в прагматическом мегаполисе США гибридное здание должно было искоренять традиционные типы зданий, приспосабливаясь к любой потенциально прибыльной функции. Гибридное здание может похвастаться атмосферой, способствующей естественному появлению неожиданных действий и функций, активизирующих его.

Гибридное здание – это образование, в котором одновременно, без возможности вычленить определенную функцию, происходят различные социальные процессы и события, которые в свою очередь могут быть абсолютно не связаны между собой. Гибридные здания, как и многофункциональные комплексы, могут быть автономными и иметь в себе полный жизненный цикл, удовлетворяя все каждодневные потребности их обитателей. Гибридные здания живут и развиваются как настоящий и естественный город – в этом их отличие от мегаструктур или гигантских торговых центров, в которых запрограммирована система четкого зонирования.

 

В результате возникновения предпосылок, таких как гиперурбанизация, выраженная в тенденции к повышению уровня взаимной коммуникации между людьми, стеснении городской застройки, повышении стоимости земли, а также развитии строительных технологий, появилась потребность в новой типологии зданий. Вместо развития районов без качественного сервиса и доступных гибких общественных пространств с монофункциональными зданиями, возникли исследования о развитии новой типологии, где район был бы удобен человеку и удовлетворял его потребностям.

 

В 1916 году была принята Нью-Йоркская резолюция о зонированиих [1] Она регулировала режим использования, высоту и объемы новых зданий. Была обрисована линия, соответствующая наклону солнечных лучей к центру улицы. Эта линия совпадала с углом наклона минимального отступа, требуемого для постройки небоскребов Нью-Йорка. С того момента, построенный объем должен был находиться от улицы на расстоянии, рассчитанном относительно его высоты, что создавало новые задачи для архитекторов того времени, чье образование основывалось на идеях Школы изящных искусств. Этот кризис стиля был толчком к новым решениям, так как эстетические ценности современных тенденций были изменены прагматическими требованиями структуры здания и экономики. Принятие резолюции стало первым шагом к изменению образа города в сторону гибридизации архитектуры, мегаполис подстраивался под новые правила.

Рис. 1.Правила регулирования высоты и объема зданий относительно нового режима, трактованного Нью-Йоркской резолюцией.

 

Существует классификация гибридных зданий по форме, которая создана американским архитектором ХХ века Джозефом Фентоном, активно изучавшим явление гибридизации в архитектуре. Данная классификация выделяет три типа:

1.      Контекстуальный гибрид – сложная программа полностью вписывается в заданную оболочку, и относительно слабо проявляется вовне. Благодаря ясности формы, здание воспринимается как одно целое, а не как части, собранные воедино.

2.      Сочлененный гибрид – каждая функция обладает собственной формой, и целое образуется как сложное сочленение отдельных элементов. Разные объемы соединяются, чтобы создать единое здание.

3.      Монолитный гибрид – самоценная монументальная форма общегородского масштаба, вмещающая в себя все компоненты функциональной программы.

В поисках моделей, способных экономить ресурсы, здания-гибриды, особенно те, которые предназначены для бытового использования, представляют собой образцы возможностей, у которых «ген» развития смешанного использования встроен глубоко в их генетический код, ген, который жизненно важен для адаптации к тенденциям времени. Тем не менее, это смешанное состояние приводит к тому, что их ошибочно сравнивают с другой моделью времен авангарда, моделью, которая, несмотря на то, что поначалу казалась ее предшественницей, на самом деле совершенно противоположна. Эта модель – «Социальный конденсатор». В первом исследовании, проведенном на гибридной архитектуре, Джозеф Фентон заявляет, что они появились в первой четверти 20-го века как попытка оживить американские города и оптимизировать землепользование.

 

Примерно в то же время конструктивистское движение создало социальный конденсатор, описанный Моисеем Гинзбургом как здание, предназначенное для преобразования отношений между гражданами в трех основных сферах нового социалистического государства: коллективное жилье, клубы и фабрики. Оба проекта относятся к эпохе авангарда, в это время исторические события создали новый план для многих новых подходов.  Конденсатор разработан в Советском Союзе, в условиях появления доступной земли и острой потребности в жилье. Это была возможность экспериментировать, чем конструктивистские архитекторы Союза современных архитекторов должны были в полной мере воспользоваться. В конкурсе новых типологий жилья, организованном в 1927 году журналом группы «Современная архитектура», были предложены проекты, содержащие мезонеты и трехэтажные дома, внутренние улицы и входные галереи. Гинзбург разработал некоторые из этих предложений, кристаллизуясь в минимальной живой клетке (27-30 м), которые использовались в качестве основы для больших жилых кварталов, называемых дом-коммуна. Они будут служить для размещения пролетарских масс и направлены на влияние на социальное поведение жителей. Большая часть деятельности, которая раньше была частью частной жизни, теперь проходила на общих кухнях, в столовых, прачечных самообслуживания или в детских комнатах. [2]

Рис. 2. М. Гинзбург, проект Дома Наркомфина

Гибридизация как феномен растущего города нью-эйджевской эпохи все чаще подвергается осмыслению — поднимаются проблемы гуманизации общественных пространств, искусной интеграции истории и современных стилей, простоты и сложности в искусстве и жизни.

Попытки разрешить проблему простоты и сложности в архитектуре предпринимались на протяжении всей истории архитектуры. Гибридные формы порождались сложностями и противоречиями эпох, которым были свойственны тревога и напряженность, нарушение гармонии и закономерности бытия. Полные метафор, скрытых смыслов, формы готики и барокко; двойное кодирование постмодернизма отвечали многоаспектности и многозначности городской среды. Вентури предпочитал в архитектуре гибридные, неопределенные, противоречивые, двусмысленные формы — он стремился найти жизненность (для которой характерна хаотичность), богатство значений и говорил о том, что «меньше — это скука» (Мис ван дер Роэ: «Меньше — это больше».)

Однако, возникало и ответное стремление многих архитекторов «распутать» нелепые сочетания и создать нечто однозначное и понятное всем представителям населения. Как отмечает Евгений Асс, простая форма избегает иллюзорности и зачастую более «сложна» и таит больший смысл, нежели усложненная; которая, скорее, показывает приоритет формы над содержанием. Сергей Чобан утверждает, что «задача архитектора — соединить достижения традиции и современности». Это обращает к вопросу стилистики, искусной «гибридизации» и интеграции стилей эпох, истории и философии.

Можно выделить несколько видов «архитектурной гибридности»:

1) стилевую (коллажность стилей, элементов среды);

2) функциональную (многофункциональность, универсальность);

3) технологическую (использование медиа, экотехнологий, биомиметики);

4) символическую (двойное кодирование).

В настоящее время, изучается смежное направление «гибридный урбанизм» — синтез урбанистики, цифровых технологий и нового образа мышления, который родился в эпоху стартапов, прототипирования, социальных сетей и дополненной реальности. Направление исследует преобразования пространства в век информации и коммуникации, а также разрабатывает и проектирует гибридные городские и медийные сети. Иногда под «гибридным урбанизмом» понимается «устройство мира, в котором физические пространства не привязаны к одной задаче, люди не привязаны к одному пространству, а действия в кафе, магазине, интернете порождают тонны данных, заключая тебя в информационный пузырь». Здесь это понятие выступает скорее, как характеристика цифрового общества, которому стала свойственна гибкость и мобильность, в некоторых случаях доходящая до абсурда.

Новые методы проектирования, подкрепленные возможностями современной техники и BIM технологий, позволяют совершенствовать процесс проектирования, разрабатывать новые способы организации пространства, технологии создания интеллектуальной архитектурной среды.

В 2018 году в Берлине прошла международная конференция от лаборатории «Hybrid Space Lab» посвященная теме гибридных пространств и гибридного урбанизма. Основной тезис конференции: «Гибридное пространство фокусируется на методологиях для комплексного изучения и разработки слияний медиа-пространства и физического места, этих гибридных амбивалентных пространств, которые одновременно аналоговые и цифровые, виртуальные и материальные, локальные и глобальные, тактильные и абстрактные.».

На конференции представлен проект «Вулкан Гумбольдта», главная идея которого - преобразовать центр Берлина в гибридный сад с вулканом в центре. Проанализировав международный опыт в области озеленения городов и адаптации к изменению климата, лаборатория предложила кристаллистическую архитектуру и озелененные пространства в качестве основных элементов нового «Smart Green City», сделав отсылку к немецким традициям, выступающим против дворцов и его структур. Проект позволяет сделать город более открытым для международной общественности и собственной историих [3,4].

Рис. 3. Проект Вулкан Гумбольдта

Рис. 4. Вулкан. Архитектор: Франко Стелла с FS HUF PG

Сегодняшний бум строительства зданий высокой плотности отчасти вызван экономическим подъемом, повышением цен на землю, а также ростом «экономических гигантов», в частности, Китая. Стремление архитекторов решить эту проблему привело к появлению «гибридных» зданий, то есть зданий смешанного использования. Степень их плотности и «гибридности» - параметры социальной активности в здании и на территории.

Самый яркий пример гибридного проекта на сегодняшний день – это комплекс Linked Hybrid Стивена Холла в Китае. Комплекс состоит из 8 башен, связанных в почти овальное кольцо 8 мостиками, на которых устроены плавательный бассейн, фитнес-центр, кафе, выставочная галерея, зрительный зал и ночной клуб. Комплекс расположен близ линии прохождения не сохранившихся крепостных стен Пекина; он противопоставлен типовой городской застройке современного Китая: продолжая важную для работ Холла тему «пористости», ансамбль открыт вовне со всех сторон и служит рекреационной зоной для горожан. В его состав входят 750 квартир, различные объекты инфраструктуры и гостиница на 82 номера. Пористая структура Linked Hybrid создает разнообразные точки зрения – извне наружу или даже сквозь комплекс, сверху вниз и снизу-вверх, бесконечные диагональные вариации – что тесно связывает новое сооружение с городской средойх [5]

 

 

Рис. 5. Linked Hybrid, архитектор Стивен Холл

 

В кольце башен расположены здания меньшей высоты с садами на крыше, а между ними – двор с зеленью и водоемами. Все расположенные там учреждения – школа системы Монтессори, детский сад, кафе, рестораны, магазины, кинотеатр – соединены с озелененными пространствами.

Комплекс будет охлаждать и отапливать геотермальная система из 660 колодцев. Благодаря ей, Linked Hybrid стал одним из крупнейших «зеленых» жилых массивов в мире и может претендовать на золотой сертификат энергоактивности LEED.

Полезная площадь комплекса – 220 000 м2. Он рассчитан на более чем 2 500 жильцов.

В своей структуре гибридные здания имеют множество зальных общественных пространств, открытых и наполненных воздухом атриумов, офисных этажей, неразрывно связанных с помещениями отдыха и общения. Помимо общественных пространств, гибридная типология содержит в себе также жилые ячейки, гостиницы, торговые центры и пр.

Комплексы могут быть скомбинированы по 2 принципам: тематический и несопоставимый. Тематические комбинации увеличивают взаимодействие между функциями и процессами. Несопоставимые комбинации позволяют фрагментированным частям существовать во взаимном союзе, не конфликтуя друг с другом.

Также существует всемирно известная классификация основных функций, которые используются в гибридных зданиях и по-разному комбинируются: спорт, образование, рекреация/досуг, культура, гостиницы, торговля, офисы, жилье, предпринимательская деятельность с дополнительной жилой функцией, паркинг.

Заключение

В настоящее время здания монофункциональны. Так же происходит и с архитектурным пространством. Опыт проектирования гибридной архитектуры свидетельствует о значимости данного направления. Объекты, сформированные с применением принципов развития комплексов с гибридной типологией, помогут возродить новую жизнь в привычной среде. С внедрением гибридных комплексов появятся новые сценарии использования территории – комплексы станут работать 24 часа в сутки, они будут энергоэффективными, трансформируемыми, смогут сами обеспечивать себя ресурсами, пространства станут гибкими, адаптивными и беспрерывными, в результате чего архитектурная среда, окружающая человека, будет удовлетворять его запросы, архитектура станет средством коммуникации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: