Задание 7. Анализ средств выразительности

 

Формулировка задания

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла?

2) И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его  отца.

3) К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и  вниз.

4) Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде.

5) Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий.

Описание содержания задания

Необходимо найти указанное средство выразительности в примерах из текста.

Для того чтобы правильно выполнить это задание, рекомендуется выучить языковые средства выразительности (их определения и примеры).

Правильных вариантов может быть от 2 до 4.

ВАЖНО!

В вариантах этого задания могут встретиться следующие средства выразительности:

Звукопись (новое на ОГЭ!)

Эпитет

Метафора, развёрнутая и скрытая метафоры

Гипербола

Олицетворение

Сравнение и сравнительный оборот

Фразеологизм

 

Образец рассуждения

 

Эпитет – это троп, яркое образное определение, которое служит для усиления художественной выразительности. В роли эпитета чаще всего выступает прилагательное в переносном значении.

 

Читаем примеры из текста.

В 1 варианте есть эпитет (прилагательное в переносном значении) «страшные (вёсла)».

Во 2 варианте нет эпитетов.

В 3 варианте нет эпитетов.

В 4 варианте есть эпитеты (прилагательные в переносном значении) «смертельным (ужасом)» и «заклятой (работе)».

В 5 варианте нет эпитетов.

Ответ: 14

Алгоритм выполнения задания 7

1. Внимательно прочитайте задание, выделив для себя, какое именно средство выразительности необходимо найти.
2. Для выполнения задания  достаточно знать следующие термины: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.
3. Не путайте метафору, сравнение и сравнительный оборот



Теория

Метафора - (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Все метафоры принято делить на несколько видов:

1. Резкая. Это самый распространенный и самый яркий вид. Как правило, это все лишь два слова, которые абсолютно противоположны друг друга. Например, «крылья огня», «цветок луны», «взрыв эмоций».

2. Стертая. Это метафора, которая настолько прочно уже вошла в наш лексикон, что мы употребляем ее не задумываясь. Например, «лес рук», «жизнь как мед», «золотые руки».

3. Метафора-формула. Это еще более простой вид стертой метафоры. Это некие конструкции, которые мы уже даже не сможет разделить на составляющие и перефразировать. Например, «ножка стула», «носок ботинка», «чаша бытия».

4. Преувеличение. Метафора, с помощью которой мы намеренно увеличиваем масштаб происходящего. Например, «я тебе уже сто раз говорил», «миллионы человек не могут ошибаться», «весь класс упал со смеху».

Все перечисленные виды относятся к простым метафорам. То есть они небольшие по конструкции и, как правило, в переносном смысле употребляется только одно слово.

 Но есть так называемые развернутые метафоры. Это целые куски текста. И чаще всего их можно встретить  в поэзии.

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Гипербола

Само это слово греческое – «hyperbole» и обозначает оно «чрезмерность, избыток, преувеличение».

В сто сорок солнц закат пылал.

Я видывал, как она косит: что взмах- то готова копна.

Шаровары шириной в Чёрное море.

Устал до смерти.

Литота– чрезмерное преуменьшение.
«Сократил он их так, что некуда носа высунуть...»
"Дюймовойка" и "Мальчик-с-пальчик" (Г.Х. Андерсен)

Мужичок с ноготок

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

 

Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия (утес плачет в пустыне).

Забормотал спросонок гром.

Заводь спит. Молчит вода зеркальная.

Только там, где дремлют камыши,

Чья-то песня слышится печальная,

Как последний вздох души.

 

Что, дремучий лес, призадумался, грустью темною затуманился?

Осторожно вечер из калитки вышел,

Постучал в окошко, пробежал по крыше.

 

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона …
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы …

Сравнением называется сопоставление двух явлений (предметов), основанное на сходстве их в каком-нибудь отношении. В отличие от метафор в сравнении всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.

Серебряный серп сверкает в небе — это метафора; молодой месяц сверкает в небе, как серебряный серп — сравнение.

 

Есть несколько базовых способов для создания сравнений:

1. С помощью сравнительных союзов «как», «будто», «словно», «что/чем», «точно»;

2. С помощью существительных в творительном падеже;

3. С помощью прилагательного или наречия в сравнительной форме;

4.  С помощью слов «похожий» и «подобный».

 

Он бежал быстрее, ЧЕМ лошадь.

На Красной площади, БУДТО сквозь туман веков, неясно вырисовывались очертания башен.

Молнии на небе не только вспыхивали, сколько трепетали, КАК крыло умирающей птицы.

И стоят за дубовыми сетками, СЛОВНО нечисть лесная, пеньки.

Здесь каждая деревня так люба, ТОЧНО в ней красоты все Вселенной.  

 






Существительные в творительном падеже

1. Из разрубленной старой березы ГРАДОМ лились прощальные слезы.

2. Птицы СКАЗОЧНЫМ ВИДЕНИЕМ возникали из водной глади.

3. Луна скользит БЛИНОМ в сметане.

4. Узорным чистым ПОЛОТЕНЦЕМ свисает радуга с берез.

 

Прилагательные и наречия в сравнительной форме

1. СИЛЬНЕЕ кошки зверя нет.

2. Эти глаза ЗЕЛЕНЕЕ моря и кипарисов наших ТЕМНЕЕ.

3. Девичьи глаза ЯРЧЕ роз.

4. СВЕТЛЕЕ солнца тронный зал.

 

Слова «похожий» и подобный»

1. Родина ПОДОБНА огромному дереву, на котором не сосчитать листья.

2. На глаза осторожной кошки ПОХОЖИ глаза твои.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: