Вопрос разработка тестовых заданий для контроля знаний студентов по данной теме

Тест служит одним из методов педагогической диагностики, позволяющей проверить результаты обучения, планомерность и эффективность педагогического процесса. Прежде, чем приступить к разработке теста, необходимо определить цель тестирования - проверить знания студентов по данной теме. Как будем проводить - по форме проведения, наш тест является групповым, письменным, бланковым.

Анализу подвергаются учебные планы и учебники.

Составляется технологическая матрица, в которой определяется количество заданий - допустимый минимум.

Определяем типы и виды заданий по элементам. В данном тесте используются следующие виды заданий:

Тестовые - традиционные задания с выбором (1 или нескольких правильных ответов), открытой формы (тестируемый сам должен написать правильный ответ или дополнить недостающее), на установление соответствия.

Оценка выставляется традиционно по балу за каждый правильный ответ.

Итоговый тест по дисциплине.

Спецификация теста

Тест состоит из 17заданий по выбору.

Описание статистических процедур обработки данных.

Обработка результатов тестирования осуществляется путем проверки бланка ответов и сопоставления их с эталонами правильных ответов. Выполнение контрольных заданий оценивается по 4-бальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Правильные ответы студентов оцениваются по общему суммарному балу.

Критерии оценок

1 балл ставится за полный и правильный ответ, 0,5 балла - за правильный, но неточный ответ, 0 баллов - если ответ неверный или отсутствует. Максимальное количество балов - 17

Система контрольно-тестовых заданий.

1. Особенности сенсорного развития в раннем возрасте:

А) зрительно-двигательная координация;

б) возникают представления о свойствах предметов;

в) освоение сенсорных эталонов;

г) развитие фонематического слуха - понимание и освоение речи.

2. Сенсорные эталоны - обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт...

3. Впишите недостающие моменты обследования предметов:

а) восприятие целостного облика предмета;

б) вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (форма, величина и т.д.);

в) определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т.д.);

г) выделение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

д)

4. Какому из видов детской деятельности принадлежит данная сенсорная основа-восприятие и различение особенностей материалов, их пластичности, фактуры, формы.

а) изодеятельность;

б) конструктивная деятельность;

в) манипуляция с предметами;

г) трудовая деятельность.

5. Восприятие это:

а) простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предмета и явлений материального мира, а т.ж. внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

б) процесс приема и переработки человека различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, завершается формированием образа.

6. Ведущее восприятие дошкольного детства:

а) слуховое;

б) зрительное;

в) тактильное.

7. Верна ли последовательность установления сенсорных эталонов по Вергеру:

а) сенсомоторные предэталоны;

б) предметные предэталоны

в) предметные эталоны.

Разработка тестовых заданий для контроля знаний студентов по теме, описание критериев их оценки.

Задание 1.

Цель: изучение осведомленности о сенсорных эталонах формы.

Материал для исследования: рамки и вкладки М. Монтессори. Используются пять

основных форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Рамки и вкладки

сделаны из дерева натурального цвета

Ход исследования: перед ребенком сначала раскладываются две рамки (с круглым и

квадратным отверстием), а затем три оставшихся.

Инструкции: «закрой окошко». В случае затруднения экспериментатор показывает

способ выполнения задания, дополняя его указательным жестом,и предлагает «сделай

также». Далее перед ребенком раскладываются все геометрические фигуры и выявляются

знания названий и умение самостоятельно называть их: «покажи круг, квадрат и т.д.

,назови что это?»

Задание 2

Цель: выявление сформированности представлений от геометрических телах.

Материал для исследования: деревянные шар и четырехугольная призма (кирпичики из

детского конструктора), соотносимые по размеру и одинаковые по цвету, деревянный

желобок на подставке.

Ход исследования: перед ребенком устанавливается желобок, небольшая картонная

коробка с шариком и кирпичиком.

Инструкции: «прокати шарик». В случае затруднения взрослый показывает способ

выполнения и предлагает сделать также, сопровождая высказыванием, указательным

жестом. Далее устанавливается знание названий геометрических тел: «покажи шарик,

кирпичик.......».

0 баллов получает ребенок, который не выполнил задание, не понял предложенные инструкции, не выделил внешние признаки предметов.

1 балл ставится ребенку, которого привлекали предметы, предложенные ему в ходе исследования, он обследовал их, применяя специфические манипуляции.

2 балла получает ребенок который проявлял интерес к заданиям, выполняя их по подражанию, а в ряде случаев по образцу.

3 балла получает ребенок который выполнил предложенное задание, использую образец, в ряде случаев использую пробы (под руководством педагога), сличал цвет, форму, величину предметов.

4 балла получает ребенок который выполнил предложенное задание по образцу или по словесной инструкции.

ВОПРОС № 6

Труд. деят-ть – деят-ть, направленная на преобразование окр. мира с целью создания социально полезного продукта.

Специфика детского труда – продукт труда может иметь не соц-ую, а личностную ценность (самообслуж-ие).

2.Особенность труда как деятельности – необходимость волевого усилия. Эфф-ть определяется постановкой цели, планированием, контролированием хода труда. Источник труда – потребность в активном участии в жизни взрослых (Д.В.Сергеева).

3.Связь детского труда с игрой зависит от возраста детей и проявляется в следующем (В.Г.Нечаева, Я.Л.Коломенский, Л.В.Финькевич):

-переключение с труда на игру,

-труд по изготовлению предметов для игры, -отражение в игре труда взрослых,

4.Возрастная специфика труд. деят-ти:

Раннее детство – предпосылки труд. деят-ти и насят хар-р труда, совм. со взрослым.. Низкое качество, но интерес к процессу. Реб. осваивает оруд-ые действия, формир-ся простейшие труд.умения. Привлекает сам процесс исп-ия орудия. Не доводит начатое до конца. Нет установки на кач-во рез-та. Во 2ой пол 3го г.ж. в созн.реб. складывается новообраз-ие «гордость за достижение» (Лисина). Начинают выделять рез-т своих действий, стремятся получ-ть полож-ую оценку. Осн.задача –формир-ие навыков самообслуж-я.

Мл.дошк.возр.- тр.д-ть дошк-ка не приводит к получению объективно значимого рез-та, но имеет огр.значение для психич-го разв. самого реб. Спец-ка труда дошк. в том, что он тесно связан с игрой. Часто происходит замена труд. цели на игр-ую. Поэтому практикуется «труд рядом», т.е. действие ребенка по образцу взр-го (взр-ый учит труд. умениям и контролирует процесс труда. Складывается уваж-ое отнош-е к труду взр-х. Мотив поощрения и порицания: «чтобы мама похвалила», «Чтобы мама не ругала».

Ст.дошк.воз-т особ-ти в развитии труд.деят. дошк: -склад-ся общественные мотивы труда;

-расширяются и усложняются труд. умения;-формир-ся целеполагание, планирование и самоконтроль труд.деят; -расширяется самост-ть реб. в труде, что позволяет усложнять виды и формы труд. деят.; -совместный со сверстниками труд; -появляется потр-ть трудиться и привычка к регулярному труду; -формир-ся представления о труде взрослых.(А.Н.Белоус, В.И.Логинова).

В2. Важное значение труд. восп-ию придавал К. Д.Ушинский, кот-ый во многих своих работах определил теорет-ий и методолог-ий взгляд на труд детей. Большое значение труду придавали А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский.

Отличие дет.труда от взр.: -реб. не создает в своем труде общественно знач-х матер-х цен-ей. (у труда реб. нет рез.та,. то, что он делает, никому не нужно. Труд дошк. имеет обществ-ое знач-е.)

-труд детей носит воспитывающий хар-р - так на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собых возможн-ей, сближает его со взрослыми.

-близость труда к игре.

-в процессе труда дети приобретают труд. навыки и умения, помогающие реб. Стан-ся независимым от взрослого,

самостоят-ым. Труд дошк-ов не имеет

постоянного матер-ого вознаграждения.

труд реб. носит ситуативный, необязательный характер

- все структурные компонентов деят-ти еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого. Задачи тр.воспит-я: На основе классификации Ю.К. Бабанского В.И.Логиновой, В.Г.Нечаевой можно выделить 2 гр.задач: 1.Помощь реб. в овладении труд.деят-тью(в освоении структуры деят-ти, приобретении трудо.навыков, умений); 2.Развитие личности реб.а в труде (развитие св-в, качеств личн-ти, формир-ие взаимоотношений и приобретение соц-го опыта взаимод-ия).

По содержанию труд детей дошк.возр. делится на 4 вида: самообслуживание (труд реб., направ-ый на обслуж-ие им самого себя), хоз-но-быт-ой труд(труд по уборке помещ-я, мытье посуды, стирка и др),труд в природе(уход за раст. и животн., выращ-ие овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др), ручной и художый труд (изгот-ие поделок из прир-го матер., бумаги, картона, ткани, дерева). Зарождение умственного труда.

Формы организ. труда: поручения, дежурства,общий,совм-ый, коллект-ый труд (такая организация детей, при котор. при общей цели каждый реб. вып-ет какую-то часть работы самостоят-но). Поручения: обращенная к реб-у просьба взр-го вып-ть какое-либо труд. действие. М.б: по форме организации:инд-ыми, подгрупп-ыми, общими; по продолжит-ти: кратковр-ми или длит-ми, постоянными или одноразовыми; по содержанию: соотв-ть видам труда. Дежурства: предполагает труд одного или неск-их детей в интересах всей группы. Усл-ия труд. воспитания:

-создание эмоц-но-полож-ой атмосферы; - организация матер-ой среды и труд. оборуд-ия; -учет нагрузки, которую может испытать реб, выполняя трудовые задания; -учет инд-ых интересов, склонностей к тому или иному виду труда. Средства труд. воспит-ия дошк-собственная труд.деят-ть дошк. (дети обучаются конкретным труд. умениям и навыкам, добиваются рез-та, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых). С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи труд.воспита-ия.

-Ознакомление с трудом взрослых (расширяются представления ребенка о содержании деят-ти чел-ка, об общ-ой знач-ти труда, об отнош-ии к труду).

В3. Межпредметные связи - связи между отд-ми предметами (внешние и внутр-ие). Внешние связи: с физиолог.и гигиеной, дошк. педаг-ой, детской псих-ей, возр-ой, практич. псих-ей, общей и народной педаг-кой. Внутр-ие связи (внутри курса дошк. педаг.ки): умств., физич-ое, нравств-ое, эстетич-ое воспит-ие.) Внешние:общая педагог-ка опред-ет понятие «воспит-ие», возр. и дет. Псих-ия раскрывают возр-ую спец-ку труд.деят-ти (предпосылки, формир-ие труд.навыков и умений). Содерж-е и формы организации труда опред-тся на основании физиологии и гигиены чел-ка (усложнение и нагрузка в соотв-ии с возр. ребенка). Практич.псих-ия опред-ет коррекц-ую работу с детьми по труд.восп-ию. Управление ДОУ связано с труд.воспит-ем тем, что сост-тся план работы ДОУ, методиста, воспитателей по труд.воспит. Внутренние: раздел «Труд. воспита-е» в дошк.педаг. изучается после всех разделов, так как труд. воспит-е неразрывно входит во все разделы дошк. педаг. (умств., физич., нравств., эстетич. Воспит-е). Труд.воспит-ие в ДОУ осущ-ся параллельно с обучением ребенка, занимает ведущее место в обучении, в организации режимн. моментов, в игре и т.д.

ВОПРОС № 7

Б-7 В 1. Раннее детство – период с 1 до 3 лет. Факторы развития: прямохождение, речь, предметные действия.

1.Социальная ситуация развития – ситуация совместной деятельности со взрослым на правах сотрудничества: «ребенок-предмет-взрослый» (Д.Б.Эльконин, Л.Ф.Обухова).

2.Ведущая деятельность – предметная (возникает из манипулятивной), связана с использованием предмета для достижения цели. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладел назначением предмете», научился действовать с ними так» как принято в обществе Этапы развития: узнавание назначения, применение по назначению, более широкое использование. Орудийные и соотносящие действия. Предметы-заместители – переход от наглядно-действенного к элементам наглядно- образного мышления (знаковая функция сознания). Предметная игра – предпосылка сюжетно-ролевой игры.

1.Формирование активной речи (М.П.Елагина): от автономной к связанной. Совместные действия с предметами – потребность в речи. Форма общения со взрослым – ситуативно-деловое общение. Обобщающая функция речи.

1.Восприятие – основная познавательная функция, реализуется в процессевнешнего ориентировочного действия. Освоение сенсорных эталонов – образцов свойств. В предметной деятельности – свойства предметов. Фонематический слух

1.Первый этап развития личности. Стремление к самостоятельности. Познание себя. Личное действие. Личное желание.

1.Результат раннего детства - кризис 3-х лет (расширение практического опыта – стремление к самостоятельности). Взрослые – расширение сферы самостоятельности, возможность выбора. Симптомы: упрямство, негативизм, строптивость (Л.С.Выготский).

1.Главное новообразование возраста – гордость за собственные достижения, элементы самосознания «Я-сам». Накопленный опыт предметных действий, освоение речи, успехи в других видах деятельности и сферах жизни способствуют тому, что у ребенка нарастает стремление к самостоятельности, тенденции действовать без помощи взрослых, независимо от них. Это стремление оформляется в речевой форме – «Я сам».

В2 исследователи, изучавшие ребенка раннего возраста Н.М. Щелованов, Тихеева,Н.М. Аксарина, О.Л. Печора, Л.Н. Павлова, Э.Г.Пилюгина

Связь психического и физического развития – если плохо себя чувствует, то и эмоциональное состояние ухудшается.

Недостатки в развитии движения сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики влечет за собой замедление в развитие речи.

Ребенок раннего возраста познает мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию(сенсорное развитие-развитие органов чувств, овладение сенсорными эталонами и способами обследования предметов. Факторы развития восприятия: созревание анализаторов, чувственный опыт, мышление, речь. Сенсорное развитие составляет основу познания, развития психических функций и личности.

Особенность – навыки неустойчивы, если не повторять не закреплять, легко теряются.

Метод обучения – система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Выбор метода обучения зависит от цели и содержания предстоящего занятия.

Основные методы в р.в. – практические, наглядные, словесные, игровые.

Мышление – наглядно-действенное, поэтому и методы обучения

Занятия направлены на развитие ориентировки ребенка в окружающем мире и овладении речью. Дети учатся различать и называть предметы ближайшего окружения(мебель, посуда, игрушки, одежда), некоторых животных, части их тела, знакомятся с их действиями и словесными обозначениями (летает, бегает, прыгает).

Ребенка учат выделать некоторые признаки предметов (форма, величина, цвет).

На занятиях детям показывают действия с предметами. Обучают действиям с дидактическими игрушками

Чтение коротких стихотворений, чтение и рассказывание сказок, рассматривание картин и картинок.

На музыкальных занятиях детей учат слушать музыку, выполнять движения в такт музыке. Формируют первые певческие умения.

Физкульт.занятия – обучение основным движениям – ходьба, ползание, лазание.

Рисование пальчиками, ладошками.

Современная диагностика умственного развития ребенка раннего возраста – Стребелева.

Много сейчас в семье детейр.в. Родители не знают, как развивать, или покормить и спать или читать и англ.язык. Совр.программа «Кроха», кот ориентирована на р.в. Есть нетрадиц. Программы рисования.

В3 Для студентов педколлдежа можно провести – лекции, на которых рассматриваются особенности психического, физического и умственного развития детей раннего возраста. И все, что есть по программе. Хорошо принести деревянные матрешки, пирамидки, кольца, вкладыши и т.п. для наглядного показа студентам. Магнитофон с дисками пальчиковых игр и логоритмики (например Железнова) и поиграть со студентами.

Основные показатели развития детей раннего возраста дать по Печоре и Павловой.

На семинарское занятие выбрать отдельные темы, чтобы студенты подготовили различные темы по вопросом. На практическое занятие – задачи, где характеризуются умения и навыки ребенка раннего возраста, а студентам надо определить (Павлова, Печора есть таблицы, кто что должен уметь с 1 года до 2 х делятся навыки по 3 месяца, с 2х до 3х лет – по полугодиям) кто из детей в задачах отстает в развитии, в норме или опережает в развитии. Порисовать со студентами пальчиковыми красками.

ВОПРОС № 8

8 вопрос
Семья - малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быт Семья - дифференцированная социальная группа: в ней представлены различные возрастнь половые, профессиональные «подсистемы», «дети - зеркало семьи». Главные функции семьи: воспитательная, Оздоровительная, Духовно-нравственная (совместное проведение досуга), эмоциональная (взаимопонимание, уважение), ф.первичного социального контроля (обеспеч.выполнен.соц.норм), познавательно-образовательная (оргиниз.разностр.развития), трудовая, охранно-защитная, сексуально-эротическая. Т.А.Маркова- факторы силы св.: - Семья отличается глубоким эмоц-ым, интимным характером. - Постоянство и длительность воспитательных воздействий. - семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с 1-ых лет жизни в разнообразные виды Д-ти.(важный фактор-осознание себя как представителя определ.пола овладение соотв-щим ролевым поведением). Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка. Б) Этапы развития общения ребенка: 1. От рожд. До 2-3 мес- биологическое по содержанию, контактное общение, служащее средством удовлетворения органических потребностей ребенка (примитивная мимика и жестикуляция. 2. от 2-3 до 8-10мес. Начальный этап познавательного общения. 3. От 8-10 до 1,5л. Возникновение координированного, обслуживающего когнитивные потребности. Переход к исп-ию языка как средства общения. 4. от 1,5 до Злет. Игровое общение, связанного с возникновением предметной Д-ти и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения. 5. от 3 до 6-7лет. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения. в) Типы семей: в зависимости от места жительств; по составу семьи. 1. патриархальная (традиционная).Главенство мужа, внутрисемейные роли строго распределены, у детей низк.самооценка. 2. детоцентрическая (современный тип):ребенок объект поклонения. 3. супружеский (постсовременный): интересы кажд.члена не замыкаются на семье А - содержание взаимодействия ДОУ и семьи (педагогическое просвещение родителей), Б - формы работы с родителями.(родительские собрания, консультации - групповые и индивидуальные, дни открытых дверей, родительские конференции, детско - родительские праздники, развлечения,) А)Основа любого взаимодействия - это реализация потребностей его участников. В основе взаимодействия современного ДОУ и семьи лежит сотрудничество. Коллектив Д/с должен сознавать, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи Д/с. Поэтому обе стороны должны осознавать необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверять друг другу. С таких позиций и подходит коллектив к организации работы с родителями. Руководитель призван обеспечить развитие всех форм работы с семьей в их взаимосвязи. Система работы с родителями делиться на 3 блока: 1- Повышение психолого-педагогических знаний: - открытые занятия - университет педагогических знаний - лекция, семинар, практикум, - конференции - индивидуальные тематические консультации. 2- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: - родительские собрания - организация кружков, клубов - помощь укреплением материально-технической базы. 3- Участие родителей в управлении ДОУ: - Совет ДОУ - комитет общественного контроля - родительский комитет. Формы сотрудничества в работе с родителями: - организация кружков, клубов - совместные творческие дела - семейные праздники и фестивали (день матери, отца, бабушки) - игровые семейные конкурсы (спортивная семья, семейные увлечения) - конкурсы семейной газеты - ярмарки - распродажи семейных поделок - читательские конференции - «встречи» родителей со своим детством - презентации программ («театр несыгранных детских ролей») Учебно-методическое обеспечение представлено учебно-медадическим комплексом для: Преподавателей и студентов. Для преподавателей: ГОС стандарт, учебная программа, учебное пособие, методические рекомендации по преподаванию данного курса, научная литература, методические рекомендации по осуществлению контроля, тематика рефератов, проектов, видов для самостоятельной работы студентов. Для студентов: ГОС стандарт, учебная программа, методические указания, рабочие тетради. Образцы выполнения отдельных видов задания, вопросы для итогового контроля. Список литературы: Описание и содержание учебно-методического оснащения раздела: взаимодействие ДОУ и:семьи в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. 2.«Воспитание дошкольника в семье» под ред.Т.А. Марковой. М. -1999г. 3.Конституция РФ. М-1993.(правовые основы семейного воспитания). 4.Семейный Кодекс РФ. М.(меры по укреплению семьи, права и обязанности родителе? по воспит. детей). 5.Конвенция о правах ребенка. М. (дети им.право на особую заботу и помощь, в семье для роста и благополучия детей д.б.обеспечена необходимая защита).Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. 7.Азаров Ю.П. Семейная педагогика Педагогика любви и свободы. 8.Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание и его значение. 11.«Учимся общаться с ребенком»/ В.А.Петровский.

ВОПРОС № 9

9 вопрос
Изобразительная деятельность – вид продуктивной деятельности, который имеет материальный продукт, отражающий представление ребенка о предмете. Проблемой формирования изобразительной деятельности дошкольников занимались многие ученые, например такие, как: Золотников, Флерина, Шацкая, Фребель. В изо. Деятельности используются след-ие средства выразительности: - линия; - цвет; - объем; - композиция. Главными средствами выразительности, используемыми дошкольниками линии и цвет. Цвет и тщательность прорисовки выражают отношение ребенка к объекту. Любимый цвет дети часто используют для украшения предпочитаемых объектов. То, что нравится, ребенок изображает яркими цветами, то, что не нравится – темными. Композиция и величина объектов, также выражает отношение ребенка к изображаемому. В рисунках дошкольников обычно совпадают смысловой и структурный центры. Самый важный объект обычно больше других. Предпосылками изо. Деятельности выступают: *Потребность ребёнка в самостоятельности и активности, * подражание взрослому; * освоение предметных действий; * формирование координации руки и глаза. Этапы развития изо. Деятельности. В 1,5-2 года у ребенка возникает интерес к карандашу и действия с ним. Он начинает подражать взрослому, водя карандашом по бумаге. Ребенок просто манипулирует карандашом, осваивая его функцию, получая удовольствие от самого процесса. Ребенок замечает, что карандаш оставляет след, и что этот след получается разным в зависимости от характера движений руки. 1. Интерес к каракулям. Каракули вызывают интерес у малыша, стремление их повторить. Глаз начинает управлять мелкими движениями руки, а рука задает определенный образ действия. 2. Узнавание в каракулях образа, при отсутствии исходного замысла. Перелом в становлении рисования наступает в связи с узнаванием в каракулях предметов окружающего мира. Такой рисунок еще далек от действительности, и у малыша еще нет намерения, что-либо нарисовать. Вопросы взрослого переключают внимание ребенка с действия с карандашом на реальный продукт, получаемый в результате манипуляции. Постепенно ребенок сам начинает искать сходство каракуль со знакомым предметом. 3. Развитие знаковой функции сознания. Новый этап в становлении изо. Деятельности связан с интенсивным развитием знаковой функции сознания, причем не только в рисовании, но и в игре, бытовой деятельности, при освоении речи (начало дошкольного возраста). Знаково-символическая функция сознания – возможность использовать объект в качестве заместителя другого. Процесс рисования предполагает действия замещения. Ребенок дает предмету и изображению одно и тоже название, устанавливая их соотношение. Знаковая функция сознания зарождается, когда ребенок переходит от орудийного манипулирования карандашом через воссоздание графического образа к названию его определенным словом. С этого момента начинается развитие собственно изобразительной деятельности, возникает изобразительная функция рисования. Слово устанавливает и закрепляет связь между предметом и изображением. 4. Освоение способов, орудий и материалов изо. Деятельности. Постепенно ребенок переходит к пониманию того, что одно лишь обозначение предмета, без его сходства с оригиналом, не может удовлетворять окружающих. Он стремится к тому, чтобы его рисунок узнавали другие люди. При обучающем воздействии взрослого у ребенка формируется ручная умелость. Первый компонент ручной умелости включает способы использования орудий и материалов (кисточки, карандаши, краски и т.д.). Второй складывается на основе установления связи предмета с тем изобразительным движением, которое следует воспроизвести для передачи его формы. Третий компонент формируется на основе действия восприятия, когда движения управляются зрительным контролем, представлением об особенностях того рисунка, который должен сделать ребенок. 5. Совершенствование техники изображения —> В конце 19 в. детский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений из-за нового направления психологии (детская психология). Проблемой формирования изо. деятельности занимались многие, как отечественные, так и зарубежные ученые: Флерина, Бехтерев, Саккулина, Шацкая, Коррадо Риччи, Фребель. Виды изо.деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. В изо. деятельности широко используется такой метод, как обследование (первичное, повторное). У младших дошкольников большое значение имеет осязание, у старших - зрительное восприятие. Первичное обследование: 1)восприятие предмета в целом; 2)обследование с анализом, как зрительно, так и осязательно; 3)определение строения предмета, соотношение крупных и мелких частей; 4)выделение цвета; 5)рассмотрение всего предмета целиком. Повторное обследование: 1)зрительный анализ; 2)словесное описание. Необходимо вызывать интерес у ребенка к изобразительному материалу (карандашам, краскам, кисти, глине), показывать способ действия с ними, после того как дети научили можно формировать простейшие навыки по изо. Потом сложные. А затем уже и творчество. Обобщение материала с использованием схем и таблиц. Схема – это совокупность взаимосвязанных частей, изложение изображение в главных чертах. Граф схемы – это графическое изображение логических между основными текстовыми субъектами учебного материала. Изобрежение с помощью геометрических фигур, линии, стрелки.Нет ни формул,ни определений, а представлены только текстовые субъекты. Опорные схемы модели.представлена ключевыми словами, рисунками, графиками, чертежами. Таблица – сведения о ч-л данные по графикам. По временному фактору: Демонстрационные – постоянного и временного пользования.По способам отображения информации – изображение с помощью рисунков, фото, диаграмм, чертежей, формул. Сводные таблицы. Учебные таблицы. Центральоный левый угол хорошо воспринимается студентами. Пустые клетки не желательно. использование схематизма. В графическом образе слиты представления о внешнем виде предмета, представленные разными анализаторами, а также знания о нем, его функциях и отношения к нему малыша. Рисунок, хотя и узнаваем, но часто схематичен, является лишь указанием на предмет, а не его подробным изображением. Причиной схематизма является несовершенство технических приемов рисования, а также образный характер мышления дошкольника. Ему важно передать наиболее существенные признаки и части предмета. Изображение толь существенных признаков объекта является предпосылкой графического моделирования. 6. Речь, как важная функция развития изо. Деятельности. Моделирование действительности в рисовании происходит на основе не только графических образов, но и речи, которая выполняет в данной деятельности следующие функции: пояснительная (пояснение содержания рисунка, для того, чтобы он был понятен окружающим); контролирующая, планирующая и регулирующая процесс рисования (замысел младших школьников неустойчив, возникшие трудности заставляют ребенка отказаться от него, а старший дошкольник не только констатирует результат рисования и формулирует замысел, но и реализует его); функция преодоления несовершенства изображения (ребенок дает персонажа*/ характеристики, которые трудно отразить на бумаге, преодолевает несовершенство собственное ручной умелости); функция передачи отношения к процессу рисования. 7. Умение создавать и воплощать замысел. Старший дошкольник не только констатирует результат рисования и формулирует замысел, но и реализует его. Воплощение замысла, кроме того, что оно определяется умением спланировать этот процесс, связано с наличием полных представлений об окружающем, а также с уровнем развития

ВОПРОС № 10 (Учебная деятельность везде заменяется на образовательную!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!)

Билет 10 Учебная деятельность

1. Понятие: учебная деятельность направлен на усвоение знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач (сознательность, целенаправленность).

2. Функции: условие и средство психического развития человека, средство включения систему общественных отношений.

3. Результатом является изменение самого учащегося (Д.Б. Эльконин), а содержание У.д. заключается в овладении обобщёнными способами действий в сфере научных понятий.

4. Проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием (В.В. Давыдов, Т.В.Кудрявцев).. Подготовка к школе не должна вытеснять специфические формы жизни ребенка, их излишняя дидактизация нарушают гармонию детского развития.

5. В структуре У.д. выделяются потребность, задача, мотивы и операции. Г.А.Урунтаева выделяет мотивационный, операционно-технический и контрольно-оценочный компоненты.

6. У дошкольников имеются лишь предпосылки к у.д., возникают и формируются основные. компоненты структуры учебной деятельности:

формируется общее положительное отношение к школе,

признание авторитета педагога,

развиваются познавательные интересы,

появляются собственно учебные мотивы,

принятие задачи, способность удерживать цель деятельности, самостоятельняя ее постановка (зависит от указаний взрослого, доступности, от организации деятельности детей).

7. Целенаправленная учебная деятельность для детей дошкольного возраста еще непосильна (психофизиологические ограничения). Включение детей этого возраста в учебную деятельность требует особых условий (А.М.Матюшкин). Не учебные занятия, а дидактическая игра. Яркостью, образность, занимательность информации. Действия с предметами. Использование картинок, рисунков и таблиц. Задачи: формировать у детей способность к рефлексии, связной речи, развивать логические операции (сравнение, классификацию, обобщение).

Впервые обоснованные идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано в книге Я.А.Коменского «Материнская школа». Цель дошкольного обучения он видел в освоении ребенком разнообразных знаний об окружающем мире, в нравственном развитии и подготовке к школе.

Первую систему обучения в детском саду разработал Ф.Фребель. Была точно расписана методика обучения, вплоть до словесных объяснений воспитательницы.

Ушинский рассматривал вопросы обучения в период дошкольного детства в тесной связи с вопросами обучения на других возрастных этапах.

Разработкой содержаниря и методики дошкольного обучения занимались Е.Н.Водовозова, П.Ф Лесгарт, Е.И. Тихеева, Е.А, Флерина.

В 50 годы Усова А.П. предложида концепцию дошкольного обучения как единство образовательной, обучающей и воспитательной работы.

Психолого-пкдагогические обоснование содержания, форм и методов обучения А.ЫВ.Запорожец. Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов

Развивиающая функция дошкольного обучения Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков

Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий - научение.

Процесс обучения

Научение - это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка.

Основным компонентом является учение -деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения. В зависимости от того, как протекает учение, наблюда-

ются те или иные сдвиги в развитии обучаемого.

Учение часто рассматривают как синоним учебной деятельности: поскольку ребенок учится, значит, он занимается учебной деятельностью. Такое отождествление учебной

деятельности и учения неправомерно.

Существуют, как отмечал С. Л. Рубинштейн, два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. «Один из них специально направлен на

овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем

случае - не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен» (Рубинштейн С. Л. Основы общей

психологии.- М.,1946.- С. 600).

Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен: они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности (подробнее об этом говорится в после-

дующих главах). Например, Саша хочет построить такой же туннель из песка, как делал вчера, а песок рассыпается. «Оказывается, из сухого песка строить нельзя», - делает мальчик правильный вывод. Он получил новые представления о свойствах песка, но их приобретение не было целью деятельности, они явились побочным продуктом игры с песком.

Представим себе, что для ознакомления детей со свойствами песка проводится специальное занятие. Подготовлено все необходимое: раздаточный материал (горка песка на картоне или доске темного цвета, лупа), демонстрационное оборудование (одинако-

вые ведерки с песком, банки с водой, воронки). Педагог ставит перед детьми познавательную цель: узнать как можно больше особенностей песка и песчинок. В процессе специально организованной деятельности дети с удивлением обнаруживают много интересных особенностей: песчинки неодинаковы по размеру (есть крупные и совсем мелкие), по цвету (попадаются темные и светлые), по степени блеска (одни блестят, другие матовые), встречаются прозрачные и непрозрачные. А затем опыты с песком, насыпанным в ведерки, помогают убедиться в том, что сырой песок тяжелее и темнее по цвету, чем сухой, что сухой песок сыплется, а влажный становится липким. Дети начинают понимать, почему песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, рассыпаются по листу картона. Понятнее становится причина быстрого высыхания песка; между песчинками есть свободное место, куда проникают ветер, солнечное тепло.

Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С. Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

Анализ учебной деятельности, проведенный Д. Б.Элькониным, В. В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную

задачу, учебные действия, контроль и оценку. Центральное Ьюсто в структуре деятельности принадлежит учебной задаРче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача - это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель - научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения переавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их

расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного со-

держания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сквер» и др.). Обучив детей обобщенному способу составления загадки, воспитатель варьирует

задания, предлагая разный материал для решения учебной задачи: составить загадки о предметах, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т.д.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями,

необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально - с помощью каких-то предметов,

либо материализованно - с использованием изображений, их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполня-

ет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

Следует отметить, что формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении, - длительный процесс. В дошкольном возрасте закладываются

предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет). После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг

другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

- умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

- самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

- умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

- умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

Как показало исследование А.П.Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть

то, что он показывает, следовать его инструкциям при выполнении учебного задания. Важным показателем развивающейся учебной деятельности А.П.Усова считала отно-

шение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок не реагирует на положительную или отрицательную оцен ку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это снижает возможности его обучения.

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность

детей на занятии может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная. Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями

и тем, что делает ребенок. Малышу неинтересна математика, но на занятии он старается выполнять задания, чтобы не вызвать неудовольствие педагога. Или ребенок не любит

рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождения. В детском саду дети часто занимаются, по тому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали».

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то

другой цели («чтобы не ругали», «нужно подарить бабушке»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается

внутренними мотивами.

Расхождения между учебной деятельностью в целом и особенностями у дошкольников (диктовала Косарева)

- игровая зона

- длительность занятий

- способы подачи материала – мышление наглядное, поэтому с опорой

на различные образы, тактильное – дать потрогать

- много сенсорного на занятиях

2 вопрос

Деятельность педагога (преподавание) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки), непосредственная организация детей, переключение их внимания на учебное задание, четкость объяснений, грамотное

руководство деятельностью детей.

На занятии главное в деятельности педагога - организация учебно-познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает де-

тей в ход своих рассуждений, в самостоятельное «добывание» знаний, создает ситуации «открытия». Необходимо учить детей рациональным приемам познания, формировать культуру деятельности; предупреждать возможные ошибки. По мере усложнения содержания обучения педагог помогает детям освоить новые способы познавательной деятельности (приемы запоминания, сравнения, использования условных знаков, наблюдения, планирования работы, анализа результатов и др.).

В деятельности педагога существенное место занимает выявление уровня обученности детей, пробелов в знаниях и умениях, несформированности предпосылок и элементов

учебной деятельности. Осуществление контрольно-диагностической функции помогает педагогу правильно строить дальнейший процесс обучения.

Наконец, в поле зрения педагога постоянно находятся вопросы, связанные с воспитанием в процессе обучения. Здесь важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития.

Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для детей.

Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснении, показе действий. Мастерство педагога проявляется в способно-

сти очеловечить, одухотворить содержание обучения, передать его как свой взгляд на мир.

Под принципами обучения (дидактическими принципами) подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется

Принципы педагог при отборе содержания, определеобучения нии форм организации, методов и средств обучения.

Как уже говорилось выше, заслуга разработки системы дидактических принципов как нормативной основы обучения принадлежит Я.А.Коменскому (см. гл. II настоящего по-

собия). Но эта система оказалась достаточно подвижной: в последующие столетия отвергались одни ее принципы (принцип природосообразности и др.), наполнялись иным

содержанием имеющиеся, вводились новые. С чем это связано? За время, минувшее с 1654 г., когда Я.А.Коменский в своей книге «Великая дидактика» впервые сформулиро-

вал дидактические принципы, прежде всего изменились социально-экономическая и политическая ситуации в мире, что сказалось на целях обучения и воспитания; трансфор-

мировалась система образовательных учреждений. К этому следует прибавить успехи науки, которая шагнула далеко вперед, обогатившись данными о возрастных характеристиках обучаемых, об особенностях процесса познания, о роли мотивационной сферы в его ходе и др. Современные дидактические принципы опираются на познанные законы и закономерности обучения, развития познавательной деятельности.

Остановимся на тех принципах, которые лежат в основе современной теории дошкольного обучения.

Принцип воспитывающего обучения. В этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер. Чем младше дети, тем в более тесном единстве выступают обучение и воспитание. На протяжении всего дошкольного возраста обучение остается воспитывающим, а воспитание - обучающим. Правильно организованный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом. Это осуществляется через содержание обучения, формы его организации, методы и средства. Специально подобранное содержание обучения имеет своей целью ознакомление детей с окружающей действительностью, приобщение к куль-

туре в самом широком смысле этого слова, на основе чего у ребенка складывается динамически развивающийся «образ мира», происходит усвоение норм отношений, станов

ление ценностных ориентации. В ходе обучения вырабатывается произвольность поведения, психических процессов;

дети овладевают навыками общения.

Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей. По Л.С.Выготскому,

ребенок имеет две зоны развития. Первая – зона актуального развития - уже достигнутый в данном возрасте уровень. Он показывает, что ребенок выполняет или может выполнить самостоятельно. Актуальный уровень развития определяет содержание сегодняшней жизни ребенка и готовит его к вхождению в завтрашнюю жизнь. Вокруг зоны актуального развития образуется широкий круг - зона ближайшего развития, завтрашний уровень развития ребенка. Зона ближайшего развития - определяющая в обучении и развитии: то, что ребенок в этой зоне сделает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сумеет сделать

самостоятельно, следовательно, перейдет на уровень актуального развития. «Обучение только тогда хорошо, - писал Л. С. Выготский, - когда оно идет впереди развития.

Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне бли

Принцип научности состоит в том, чтобы ребенок узнавал реальные знания, правильно отражающие действительность.

Принцип наглядности

Принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Существуют разные модели обучения дошкольников, представленные в программах Васильевой, Радуга, развитие, детство, монтессори, вальдорфский детский сад, Венгер.

Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию. В группах Монтессори ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды - Монтессори-материалов. В Монтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Задачей же воспитателя, или учителя, как его называют в системе Монтессори, является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

Основной девиз метода звучит так: "Помоги мне сделать это самому!"

Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Каждый ученик здесь может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом, географией или чтением, постирать или посадить цветок.

Программа «Развитие» Венгера: основная идея - моделирование для развития логического мышления. Хорошая, все описано, много пособий, Раздел «Одаренный ребенок». Достаточно сложная.

ПрограммаДетский сад – дом радости построена на добротном философском, физиолого-гигиеническом и психологическом фундаменте. Научной основой программы «Детский сад – дом радости» является Типовая программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддъякова. Программа отразила все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и психологами. Ее задачами является:

забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребенка;

содействие освоению ребенком разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала;

содействие овладению основами духовной культуры.

Много эмоционального, мало умственного развития

Программа «Из детства в отрочество» - комплексная и включает все основные направления развития ребенка. Она соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении».

Программа охватывает возрастной период от 4 до 7 лет.

Для реализации программы создан комплект методических материалов для родителей и педагогов, обеспечивающий целостность педагогического процесса, позволяющий осуществить согласованный подход по всем направлениям взаимодействия взрослого с ребенком.

Основная цель программы истоки - формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья.

Программа строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.

Я считаю, что программа Васильевой является лучшей.

10.3 Обоснование выбора организационной формы занятий по теме

Формы организации занятий:

Лекции -………усвоение нового материала. Очень много определений, все теоретизированно.

Семинары – практикумы …..реализация полученных знаний на практике.

ВОПРОС № 11

Речь – это процесс общения, опосредованный языком (системой кодов). Развитие речи включает в себя следующие направления (М.М.Кольцова, Ф.А.Сохин, О.Ушакова): Функции речи: планирующая (связь с мышлением), знаковая (хранение и передача информации) коммуникативная (в общении и совместной деятельности). Младенчество. Подготовительный этап. Гуление, лепет. Эмоциональное общение со взрослым, внимание к его речи, подражание. Связь между предметами и их названиями. Первые самостоятельные слова. Ранний возраст. Речевое развитие в процессе освоения предметного мира. Активная речь как средство общения. Понимание речи взрослых. Обобщающая функция речи.. Ситуативная речь контекстная ситуации. Планирование и регулирование деятельности, поведения. Называние действий и признаков предметов. Слушание и понимание литературных произведений Дошкольный возраст. Развитие звуковой культуры речи. Словотворчество (Д.Б.Эльконин). Речь как средство внеситуативного общения (универсальность). Формирование связанной и выразительной речи. Логическое рассуждение как способ решения мыслительной задачи. Способность к анализу литературного произведения. Планирование и предвосхищение результатов деятельности. Предпосылки грамоты и письменной речи.Педагогическое руководство речевым развитием: - речь взрослого – образец, - словесные инструкции, регуляция словом, - наблюдения в природе, обогащение опыта детей, - организация общения детей со сверстниками, - рассказывание по картинке, - знакомство и работа с художественным текстом и др. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи. Эта речи представляет собой вопросы, возникшие в связи с деятельностью или при знакомстве с новыми предметами или явлениями., ответы на вопросы, определенные требования. По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Она достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия. Овладевая законами построения контекстной речи, ребенок не перестает пользоваться ситуативной речью. Особым типом речи ребенка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки. Речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к самому себе, называется эгоцентрической речью. На протяжении дошкольного возраста эгоцентрическая речь изменяется. В ней появляются высказывания, не просто констатирующие то, что делает ребенок, а предваряющие и направляющие его практическую деятельность. К старшему дошкольному возрасту эгоцентрическая речь встречается реже. Эта речь подвергается интериоризации, превращается во внутреннюю речь и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию. Эгоцентрическая речь является, таким образом, промежуточной ступенью между внешней и внутренней речью ребенка. Развитие речи как знаковой формы деятельности не может быть понято вне его соотношения с развитием других форм. Слово выступает как своеобразный знак, используемый для хранения и передачи информации о том, что лежит за пределами словесного обозначения. Самостоятельная работа: Это работа студентов без непосредственного руководства. Виды Подготовка рефератов, проектов, исследовательских работ. Для самостоятельной работы студентов можно предложить несколько вариантов заданий: 1. реферативная работа на тему «Исследовательская деятельность по развитию речи советских педагогов» (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. Н. Гвоздев). Эта тема используется как введение в курс теории и методики развития речи дошкольников. образец(правильная, предварительно придуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки), повтор проговаривание(преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента с цел* его запоминания), объяснение(раскрытие сущности некоторых явлений и способов действия, широко используются для раскрытия значения слов, для объяснения привил и действий в дидактических играх),указания(разъяснения детям способа действия для достижения определенного результата), оценка детской речи(мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности), вопрос(словесное обращение, требующее ответа). 2. наглядные приемы - показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению 3. игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Мыслительная деятельность невозможна без речи, ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающих людей. Это предъявляет требования к ее выразительности, эмоциональность, связности. Язык это орудие мышления и познания. Язык делает возможным планирование интеллектуальной деятельности - это средство выражения мысли. Речь является одной из важнейших задач умственного воспитания, а именно язык взаимосвязан с мышлением. Мышление и речь понятия не тождественные. . Исследования Ф. Л. Сохина позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи - структурный(формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического); - функциональный, или коммуникативный(формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общении диалога и монолога); - когнитивный, познавательный^ формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи). Остановимся кратко на характеристике каждой задачи. 1. развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. 2. воспитание звуковой культуры речи - многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием родной речи и произношения (говорение, речепроизношение). Он; предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпическо правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку четкой дикции. 3. (формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической сторонь речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). 4. развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи. Развитие диалогической речи (разговорной) - развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения - монолога. Монолог зарождается в недрах диалога. Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Л (формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте. Методические принципы развития речи Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Работу по развитию реч* нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. Необходимо обогащать сознание детей представлениями и понятиями об окружающем мире, развивать их речь необходимо на основе развития содержательной стороны мышления. Формирование речи осуществляется в определенной последовательности с учетом особенностей мышления: от конкретных значений к боле абстрактным; от простых структур к более сложным. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду - развития речи как средства общения и познания - и указывает на практическую направленность процесса обучения родному язык} Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье - это неосознанное владение закономерностями языка. Дети начинают все более свободно пользоваться формами язык применительно к новому материалу, комбинировать элементы языка в соответствии с его законами, хотя и неосознают их. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но неосознают их обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования, реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. Освоение лексики, (формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков. взаимосвязанные части одного целого - процесса овладения системой языка. В процессе развития и )дной из сторон речи одновременно развиваются и другие. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности, от мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи в конечном итоге мера успешности обучения. Принцип обеспечения активной речевой практики. Язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога. Средства развития речи. 3 методике принято выделять следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей речь воспитателя, обучение родной речи и языку на занятиях, художественная литература, различные виды искусства(изо, музыкальное, театр). Методы и приемы развития речи. Выделяют три группы методов: /. наглядные методы применяются как непосредственные, так и опосредованные. К непосредственные относятся метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления словаря, развитие обобщающей функции слова, обучение связной речи. ?. словесные методы. Это чтение и рассказывание художественных произведений, зауч

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow