Задание: коммуникативная ситуация

Коммуникативная ситуация –

а) соотношение социальных характеристик каждого из участников речевого акта;

б) сочетание внешних и внутренних условий и обстоятельств, в которых протекает речевое общение;

в) количество участников коммуникации;

г) место и время протекания речевого акта.

Задание: нормативные сведения в словарях

Толковые словари могут быть названы также:

а) нормативными,

б) синонимическими,

в) этимологическими.

Задание: стилеобразующие признаки публицистики

Стили речи, обязательными признаками которых являются доказательность и аргументированность:

а)научный,

б) художественный,

в) разговорный,

д) некоторые жанры публицистики.

Задание стилеобразующие признаки обиходно-разговорного стиля

Главное отличие обиходно-разговорного стиля от других стилей заключается в отсутствии в нём стилистических:

а) норм,

б) стандартов.

Задание: разговорная речь и её разновидности

Последовательность типов лексики по степени убывания их употребительности в разговорной речи:

а) книжная лексика,

б) нейтральная лексика,

в) разговорная лексика,

д) термины.

2. Изучите план самостоятельного целостного анализа текста и образец к нему для выполнения последующего задания.

План анализа текста

1. При определении характера передачи мысли и авторской позиции определите стиль, в котором написан текст.

2. Определите, каково содержание текста.

2.1. Тема (о чем текст?).

2.2. Основная мысль (что нового по теме?). Обратитесь к трем сильным позициям текста (заголовок, конец вступления, начало заключения) и найдите предложения, формулирующие основную мысль.

2.3. Авторские аргументы, насколько они уместны в выбранной сфере общения?

2.4. Определите ведущий тип речи, чтобы построить логическую схему текста.

3. Составьте план текста.

4. Обобщите свои наблюдения над изобразительно-выразительными средствами(ИВС): общие (лингвистические), специализированные ИВС (тропы, фигуры) и стилистически окрашенные слова, словосочетания и предложения.

4.1. Найдите общие средства выразительности.

4.2. Найдите стилистически окрашенные средства в тексте:

5. Обобщите свои выводы: каков целостный авторский замысел в вашем понимании? Целостный авторский замысел характеризуйте по трем составляющим:

5.1.Какова авторская мысль, С какой степенью эмоциональности она предъявлена? Как учтены требования сферы общения?

5.2. Какая проблема поднята в тексте, каковы аргументы (доводы и примеры) в пользу основной мысли?

5.3.Каковы основные особенности композиции и средств выразительности как средств речевого воздействия на адресата?

3. Проанализируйте фрагмент текста обращения президента РФ Дмитрия Медведева "Россия, вперед!", опубликованный на сайте Газета.ру. (www.gazeta.ru/comments/2009/09/10).

«Я приглашаю всех, кто разделяет мои убеждения, к сотрудничеству. Приглашаю к сотрудничеству и тех, кто не согласен со мной, но искренне желает перемен к лучшему.

Нашей работе будут пытаться мешать. Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились. У них «все есть». Их все устраивает. Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам. Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его. Но будущее принадлежит не им. Оно принадлежит нам. Таких, как мы, абсолютное большинство. Мы будем действовать. Терпеливо, прагматично, последовательно, взвешенно. Действовать прямо сейчас. Действовать завтра и послезавтра. Мы преодолеем кризис, отсталость, коррупцию. Создадим новую Россию. Россия, вперед!»

4.Напишите текст для публичного выступления на тему «Портрет выдающейся личности» по предложенной модели:

1. Выберите видкрасноречия (представить аудиторию: возраст, профессия и пр.)

2. Вспомните историко-культурные условия, в которых формировалась личность.

3. Подоберите факты биографии, определившие и раскрывающие:

а) становление характера,

б) выбор жизненного пути.

4. Вспомните наиболее значительные деяния личности, оставившие след в истории и судьбе народов, стран.

5.Выбрерите яркие высказывания соратников и противников,

характеризующие мировоззрение личности.

6.Выберите высказывание личности о себе.

7.Определите основной способ композиции (хронологический или искусственный), составить план, озаглавить микротемы.

8.Пропишите тематические модули - 3-5 микротем: тезисы, аргументы, иллюстрации (по аналогии, индуктивные, дедуктивные).

9.Продумайте связки между частями выступления.

10.Используйте риторические фигуры (фигуры мысли, фигуры речи 2-3).

11.Продумайте вступление (зачин) и заключение речи.

Текст не должен превышать 2 страницы печатного текста (14 кегль, интервал 1,5).


Список литературы

1. Аннушкин В.И. Риторика. М..2009.2. Аристотель. Риторика: Античные риторики. М.,1978.3. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. Учеб. пособие. Минск, 2005. 4. Брандес М.П. Стилистика текста. Теоретический курс: Учебник. – 3-е изд., перераб и доп. – М., 2004.5. Введенская Л.А.Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону,2005.6. Волков А.А. Основы русской риторики.М.,2001.7. Демьянков В.З. Кооперированность общения и стремление понять собеседника / Общение. Языковое сознание. Межкультурная коммуникация: К 70-летию Евгения Фёдоровича Тарасова. Калуга, М., 2005. С. 28-36.8. Зарецкая Е.Н. Риторика. М.,2009.9. Иванова Г.А.Русский язык и культура речи. Учебное пособие. СПб, 2010.10. Ивин А. А. Теория аргументации: Учебное пособие / А. А. Ивин.- М., 2000.11. Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики. М.,1994.12. Колтунова М. В. Язык и деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. Учеб. пособие для вузов/ М., 2000.13. Кошанский Н.Ф.Специфика публичной речи. М.,1987.14. Кузнецов И. Н. Деловой этикет от «А» до «Я». — М, 2006. 15. Культура русской речи. / Под ред. Л. К.Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 2009. 16. 18.Лотман Ю.М. Риторика. Избр.ст. в 3-х т. Т.1., Таллин,1993.17. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М.,1994.18. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 199119. Пиз А. Язык телодвижений. Нижний Новгород,1994.20.Речевая культура будущего специалиста. Учебное пособие по риторике для студентов технического вуза./ Т. А. Токмина, С. Ю. Токмин, О. Б. Миронова. Издание первое. Тверь,2003.21. Риторика для делового человека: Учебное пособие/ Г. Г Хазагеров, Е. Е.Корнилова. – М.: Флинта, 2007.22.Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. Таганрог, 2005.23. Современная деловая риторика / Т.В.Анисимова, Е.Г. Гимпельсон Учебное пособие. М., 2001. 24.Стаут С. Управленческий тренинг, СПб., 2002.25. Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 2010. 26. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. Ростов-на-Дону.1994. 27.Цицерон М.Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. М.,1994.28.Шейнов В.В.Искусство общения: подготовка и проведение деловых бесед. Минск, 2008. 29.Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. Искусство менеджера. Минск,2006.30.Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 2006.31. Шейнов В. П. Риторика. Минск, 2007.32.Янгер Дж. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. Пер. с англ. М.,1994.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: