IV.Идея дома, святого домашнего очага, жизненного уклада и нравственных ценностей казачества

Дисциплина: ОДБ. 01 Литература

Группа: ОПУТ19

Дата: 13.04.2020 г.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема. Михаил Александрович Шолохов. Роман «Тихий Дон».

Цель: ознакомить студентов с эстетикой творчества писателя, формировать понятие «индивидуального стиля» мастера речевой индивидуализации, раскрывающего характер не только через действия, но и через речь, реализовать в процессе изучения русской классики формирование привычки к чтению серьезной литературы посредством технологии «критического мышления»; воспитывать художественный вкус и читательскую культуру.

ЕПИГРАФ:                                     « Я сгорел, работая над «Тихим Доном». Сгорел».

М. А. Шолохов

ПЛАН

1. Жизнь. Творчество. Личность (хронология, опорная схема № 20).

2. «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования.

3. Герои эпопеи. Система образов романа.

4. Тема семейного в романе. Семья Мелеховых.

5. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного.

- Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий).

Для внеклассного и семейного чтения. М. А. Шолохов «Донские рассказы», «Поднятая целина».

I. Опорный конспект

ЗАВДАНИЯ - ИНСТРУКЦИИ

І. Составить хронологическую таблицу / опорную схему по творчеству М. А. Шолохова.

1905 г. Родился в станице Вёшенская на Донщине. Отец – приказчик, купец, владелец галантерейной лавки на хуторе Кружилине, мать – горничная помещика Попова. Род Шолоховых восходит к новгородскому крестьянину Степану Шолоху (конец XVII в.).
  Вопреки всем бедам Гражданской войны юный Шолохов не бросит учёбы в гимназиях (Москва, Богучары)
1918 г. Учёба в гимназии станицы Вёшенской
1920 г. Сборник новелл «Донские рассказы», «Лазоревая степь»
1922 г. Отправляется в Москву, чтобы продолжить учёбу и заняться литературным творчеством. Попал в литературную группу «Молодая гвардия»
1926 г. Вернулся на Дон для основания своего «литературного гнезда» как оплота независимости и нерасторжимой связи с родиной.
1928-1940 Роман-эпопея «Тихий Дон»
1932-1959 г. Роман «Поднятая целина» - суровая летопись коллективизации.
1959 г. Роман «Они сражались за Родину»
1965 г. За роман «Тихий Дон» была присуждена Нобелевская премия
1969 г. Рассказ «Судьба человека»
1984 г Писатель скончался

 

Опорная схема

М. А. Шолохов–1) роль в литературе (писатель, лауреат Нобелевской премии);2) место рождения (ст. Вёшенская, на Донщине), в семье приказчика, купца) 3) образование (гимназия, самообразование);               4) произведения (роман-эпопея «Тихий Дон», роман «Поднятая целина», роман «Они сражались за Родину»);5)эстетика творчества (широта шолоховского эпоса, образ народного летописца, живущего «ради народа и среди народа»).

     II. История создания и публикация романа «Тихий Дон».

Роман, с самого начала имевший название «Тихий Дон», Шолохов создавал с осени 1925 года. Главный герой первоначально был назван Абрам Ермаков (не Григорий Мелехов) и действие начинается с отказа казаков идти на Петроград с генералом Корниловым летом 1917 года. Эпопея начиналась фактически с нынешней второй книги, без предыстории. А затем, уже от неё, действие отодвигалось назад, в 1914 г., в хутор Татарский, в курень семьи Мелеховых и их соседей, то продвигалось вперёд, к событиям 1917-1919 гг. Шолохов созидал роман, но и роман созидал Шолохова. «Тихий Дон» (1-2 книги) был опубликован благодаря активному участию А. С. Серафимовича, призывавшего не учить Шолохова, а учиться у него, создателя «Илиады» Гражданской войны.

. III. Эпос и трагедия: глубина постижения исторических процессов. Событий Гражданской войны и личных драм героев

Уже первые главы «Тихого Дона», когда молодой казак Григорий Мелехов, призванный на службу, впервые покидает хутор Татарский, свой дом, жену Наталью и любящую его Аксинью, поражает редкой мощью «природных» красок, точностью деталей, ощутимостью вещей. Восходит солнце над Доном, степями, над мелеховским двором, что стоит на самом краю хутора. И это солнце – часть шолоховского эпического мира, близкая страстным, бурным характерам, населяющим этот мир. Шолоховское солнце имеет огромную власть над миром. Оно смело и охотно «смотрит» на мир, творит его. Точно также ведут себя и два других «героя» эпопеи, сквозные образы её: образ степного простора, бесконечной дали и образ песни, песенной души народа. Они возникают, как правило, в лирических отступлениях, в особых состояниях героев, прощающихся с прошлым. Шолохов одновременно рисует и окружающий хутор, дом Мелеховых, всю Донщину и… своё состояние тревоги, заботы о героях, наивных детях природы, людях «с солнцем в крови», с песней в душе: «Степь родимая!.. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездовым следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу…Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачья, не ржавеющей кровью политая степь!»..

IV.Идея дома, святого домашнего очага, жизненного уклада и нравственных ценностей казачества.

Идея дома… «Животворящей святыни или гнезда человеческого, где исчезают все противодуховные силы и ничто не развязывает и не поощряет в человеке «волка» (как писал философ И. А. Ильин в работе «Путь к очевидности»). Эту великую идею домостроительства, создания семьи, которая, по мысли В. В. Розанова, «согреется и просветлеет детьми», Шолохов связывает с двумя героями – Пантелеем Прокофьевичем и Натальей. В сущности, в романе спорят идеи Дома и Антидома, стихии ожесточённой бездомности, разрушения семьи, падения человеческой личности… Не случайно враждующие стороны чаще всего жгут дома, гнёзда, уничтожают эту нравственную опору. В трагические дни, когда рушится большой дом – Россия, когда весь мир во власти катастрофы, Пантелей Прокофьевич, как муравей, тащит всё в дом, что подвернётся, что стало вдруг «бесхозно». В сущности, мы видим трагический поединок «естественного» человека, привыкшего вить гнездо, скреплять даже кусочки старого быта, - и исторических смерчей, разваливающих, сносящих это гнездо, рассыпающих его основные части. И прежде всего отдаляющих, убивающих сыновей… Мысль семейная Натальи Мелеховой развёртывается не в идиллическом мире покоя, устойчивости быта, а в сложном поединке с судьбой, с «годиной смуты и разврата». Всякое насилие, разрушительство быстро истощается, показывает своё бесплодие, а вот идея жизни Натальи, её путь к созданию семейного гнезда, дома – даже после поражений – лишь крепнет.

II. Домашнее задание

Переписать в рабочие тетради тему, план, опорный конспект.

2) Прочитать роман-эпопею М. Шолохова «Тихий Дон» (или посмотреть в Интернете экранизацию романа, художественный фильм «Тихий Дон», режиссёр С. Урсуляк. Обязательно!)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: