Тема: Выполнение упражнений по определению морфологических и синтаксических свойств глаголов, наречий и слов категорий состояния

Цели:

Познавательные:

  • Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о наречии и словах категории состояния;
  • Формировать умения правописания наречий;
  • Уметь отличать наречия, слова категории состояния и краткие прилагательные друг от друга

Развивающие:

  • Способствовать развитию умений находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия и краткого прилагательного, способствовать развитию долговременной памяти и образного мышления;
  • Развивать речь учащихся, умение анализировать, обобщать лингвистический материал, делать на основе этого свой вывод.
  • Продолжить работу по развитию логических навыков сравнения и сопоставления.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родному языку

 

Ход урока

Устный материал (выполняем устно)

Утро солнечно и радостно.
Глаза светились радостно.
На душе у ребят было радостно.

 - Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях?

– Какой частью речи выражены эти слова?

 

 



Теория (чтение и краткий конспект определений)

 

Заполнение таблицы.

Вопросы Краткое Прилагательное Наречие Слово категории состояния (СКС)
К какому слову относится? Существительное Глагол Не зависит от других слов
На какой вопрос отвечает? Каков? какова? каковы? Как? где? как? каково?
(оставить пустую строку) Что обозначает? Признак Предмета Признак действия, признак другого признака Состояние природы, человека, оценку действия
Каким членом предложения является? Сказуемое Обстоятельство Сказуемое в предложении без подлежащего
Как изменяется? По родам, числам, падежам Не изменяется Не изменяется

 

Категория состояния

Слова категории состояния обозначают состояние природы (Было холодно), человека (У меня на душе радостно. Мне жарко), оценку действий (Можно пойти в кино).

 

Слова категории состояния с суффиксом -о, образованные от прилагательных, могут иметь степени сравнения (С каждым днем становилось все холоднее / более холодно).

 

В лингвистике, действительно, иногда выделяют эти слова в самостоятельную часть речи, называемую словами категории состояния (предикативными наречиями, безлично-предикативными словами). Слова этой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других синтаксических позициях (ср.: Море тихо (прил.) — Он сидел тихо (нар.) — В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции сказуемых безличных предложений: можно, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др. Отличительной особенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащим и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предмет (лень). Однако в лингвистике также широко распространена точка зрения, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой наречий.

 

 

Морфологический разбор наречия

 

Морфологический разбор наречия осуществляется по следующему плану:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки: а) разряд по значению; б) неизменяемость; в) у наречий на -о,- е степень сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

 

Образец разбора наречия:

Глянув на себя в зеркало, Николай Иванович отчаянно и дико завыл, но было уже поздно. Через несколько секунд он, оседланный, летел куда-то к черту из Москвы, рыдая от горя (М. А. Булгаков).

 

I. Отчаянно — наречие, начальная форма отчаянно;

II. Образа действия, неизменяемое;

III. Завыл (как?) отчаянно (обстоятельство).

 

I. Дико — наречие, начальная форма дико;

II. Образа действия, неизменяемое;

III. Завыл (как?) дико (обстоятельство).

 

I. Поздно — слово категории состояния, начальная форма поздно;

II. Выражает оценку, неизменяемое;

III. (О чем говорится в предложении?) было поздно (обстоятельство).

 

I. Куда-то — наречие, начальная форма куда-то;

II. места, неизменяемое;

III. Летел (куда?) куда-то (обстоятельство).

 

Практическая часть (письменно)

1.Задание: придумайте 3 предложения, чтобы одно слово выступало в роли разных частей речи

Больно

Интересно

2. Задание: распределите СКС по группам

1) душевное и физическое состояние человека;

2) состояние природы и окружающей среды;

3) оценка действий.

В избе было Тепло и Сухо. Мне Больно. По утрам было еще Темно. Васе одному Скучно. Ему Лень сойти с крыльца. До­садно, что скоро придется покинуть вас. Человеку Холодно без песни. В городе Спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах Нельзя. Выполнить твою просьбу мне не Трудно. Мне Стыдно не выполнить задание.

Домашняя работа:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: