Маршрутный лист урока технологии для девочек 5 класса

1. Добрый день! Девочки,

Давайте повторим:

- Какие виды декоративно- прикладного искусства вы знаете?

- Что такое – «композиция»?

- Для чего люди украшали изделия?

 

Ещё вопрос:

Посмотрите – что представлено на изделиях? И попробуйте сформулировать тему урока.

 

 

 

Как вы поняли, сегодня на уроке мы поговорим об орнаменте, символах, применяемых в построении орнаментов, с помощью чего можно построить орнамент. Научимся составлять несложные орнаменты.

Итак,наш урок посвящён изучению приёмов и способов построения орнаментов.

 

Запишите в тетрадь тему урока.

    2. Теоретический материал

Прошу просмотреть видеоролик по ссылке: https://youtu.be/2rruCr808fQ

 

Закрепим полученную информацию:

Орнамент. Это слово происходит от латинского слова украшение. Обозначает узор, который основан на повторе и чередовании элементов из которых состоит.

Как правило, орнамент используется для украшения различных предметов декоративно-прикладного искусства.

Самым первым в истории человечества появился геометрический орнамент.

Его основными элементами являются прямые или волнистые линии, круги, клетки, кресты. Именно такой орнамент встречается на глиняных сосудах первобытных людей, изделиях из камня, металла, дерева и кости, которые находят археологи. Для древнего человека это были не просто значки, с их помощью он мог выражать свое понятие о мире. Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая – воду, крест – огонь, ромб,круг или квадрат – солнце.

Для древних людей орнаменты всегда имели магический смысл. Почти у всех народов мира орнамент на одежде наносился на рукава, низ и горловину, а женщины носили фартук с орнаментом. Считалось, что таким образом можно было оградить себя от злых духов.

Образ солнца занимает одно из главных мест в декоративно-прикладном искусстве. Солнце во всевозможных видах можно найти в разных предметах.

Прямой равноконечный крест тоже был образом солнца. Ромб же был символом плодородия и часто изображался вместе со вписанным в него солнечным знаком.

Кроме геометрического, в орнаменте Древней Руси, очень часто можно встретить различные древние языческие сюжеты. Женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия.

Изображения птиц и водоплавающих не только украшали изделие, но и тоже являлись оберегами. Так, две птицы, которые были вышиты на концах свадебного полотенца, обещали согласие между будущими супругами. Символ птицы, вышитый крупным планом или в составе сложной композиции, олицетворял образ матери, которая охраняет своих детей, образ трудолюбивой хозяйки.

Очень часто в орнаментах можно встретить сюжеты магических календарных обрядов, которые связанны с основными сельскохозяйственными работами: посевом или сбором урожая.

Все существующие орнаменты можно разделить на несколько видов. Это деление связано с тем, что именно изображено.

В процессе изготовления глиняных изделий на гончарном круге, появляется характерный рисунок. То же самое происходит и тогда, когда прядется ткань или плетутся веревки. Такой вид орнамента называется техническим.

К следующему виду относится символический орнамент. Здесь через простые символы можно выразить даже самое сложное понятие. Этот вид орнамента появился в Древнем Египте и других странах Древнего Востока, но и сегодня он продолжает играть важную роль.

Растительный орнамент. Это второй по распространению орнамент после геометрического, для него характерны свои мотивы, причем они отличаются от страны в которой их наносят и от времени когда они были сделаны. С помощью растительного орнамента можно создать очень много самых разнообразных сюжетов.

Для этого вида орнамента характерны многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. В руках мастера первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются.

Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости.

К наиболее распространенным растениям, которые используются для этого вида относятся: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.

Каллиграфический или эпиграфический орнамент. Он состоит из отдельных букв или элементов текста. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси.

Фантастический орнамент. Для него характерны изображения несуществующего, воображаемого, чаще символического содержания. Особенное распространение такой вид орнамента с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока.

Еще существует орнамент, основными элементами которого являются изображение неба, солнца, облаков, звезд. Его называют астральный или звездный (от слова ”астра” – звезда). Наиболее распространен в Японии и Китае.

Если же для орнамента используются разнообразные пейзажи, то перед нами пейзажный орнамент.

Животный орнамент. Орнамент, который состоит из изображений птиц и зверей. Как похожих на настоящих, так и условных.

Предметный орнамент. Возник в древнем Риме и широко используется и сегодня. Для него характерны изображения военной атрибутики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.

Очень большую роль орнамент играл в русском народном костюме.Основными мотивами являлись знаки – круги, кресты; изображения женской фигуры – символа плодородия, матери – сырой земли; волнообразные ритмические линии – знаки воды; горизонтальные прямые линии, которые обозначали землю; изображения дерева – олицетворение вечно живой природы.

Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Вышила женщина ёлочки – значит, пожелала она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной. Как правило, малышам шили одежду из старых вещей матери или отца. Считалось, что она хранит защитную родительскую силу и это убережет ребенка от несчастий и бед, дурного глаза и порчи.

Когда дети подрастали, им шили свою одежду. Для девочки на понёве (женской шерстяной юбке) вышивали растительные орнаменты. Мальчикам же вышивали символы огня, солнца, изображения животных, колокольчики-бубенчики. Вышивка на детской одежде всегда была красного цвета.

Тренировочный модуль

С помощью цветных карандашей или фломастеров я предлагаю вам пофантазировать и создать ваши уникальные творческие работы. Из элементов, которые встречаются в русских народных орнаментах, создайтесвой орнамент в тетради.

 

 

Домашнее задание

Выполнить то, что не успели на уроке:орнамент из элементов, которые встречаются в русских народных орнаментах.

Сфотографируйте работу и прикрепите через сообщение в Дневнике.ру. в течение недели.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: