Политика глобализации

 

Политика глобализации: противоречия интересов развитых и развивающихся стран. Процесс глобализации, являющийся результатом сдвигов в экономике в условиях НТР, не только позитивный процесс, благодаря которому все человечество втягивается в новую технологическую эру, связанную с последними достижениями науки и техники, но и определенная политика регулирования международных экономических связей. Вопрос о политике глобализации – это в значительной степени вопрос, в чьих интересах будет развиваться глобализация.

Политика глобализации, проводимая промышленно развитыми странами, прежде всего США, направлена на то, чтобы она развивалась в их интересах. США добиваются от всех стран снятия барьеров на пути товаров и капиталов, тем самым создавая благоприятные условия для деятельности американских ТНК во всем мире.

Промышленно развитые страны, заинтересованные в дальнейшей либерализации внешнеэкономической политики всех стран, в качестве инструмента давления на другие страны используют международные организации. Сам по себе процесс создания и развития международных организаций также одна из составляющих глобализации экономики. Количество международных экономических организаций общемирового характера возросло. Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация выполняют важную роль в мировой экономике в условиях глобализации.

Всемирная торговая организация, преобразованная в 1995 г. из Всеобщего соглашения по тарифам и торговле (GATT), сегодня объединяет около 140 государств, на их долю приходится 9/10 международной торговли, причем лидирующие позиции занимают США и ЕС. Это объединение было создано в 1947 г. с целью снижения таможенных тарифов. В результате тарифные барьеры снизились с 40% до 5% в настоящее время. Затем Соглашение перешло в качественно новую фазу развития, ради чего преобразовано в ВТО. Его цель ликвидировать таможенные барьеры вообще (не только для товаров, но и для продуктов, услуг, интеллектуального производства, инвестиций и т.п.) и достичь свободного перемещения капитала, которое не было бы сковано национальными законодательствами.

Международный валютный фонд в силу своей полувековой истории – гораздо более известная организация, чем ВТО. По своему статусу и структуре эта учреждение является подразделением ООН – международной организации государств, предназначение которой по Уставу – это демократизация мира и международная безопасность. Если ВТО ломает барьеры на пути движения капитала, уничтожая национальные протекционистские и социальные законодательства, то МВФ напрямую диктует правительствам и парламентам независимых государств, как расходовать национальные бюджеты, как приватизировать госсобственность, как осуществлять экономию на образовании и здравоохранении, как взвинчивать кредитные ставки. Но на практике деятельность МВФ оборачивается тем, что неравенство по доходам во всем мире с 1960г. более чем удвоилось, разрыв между богатыми и бедными странами увеличился в 3 раза. Разница средних доходов на душу населения в богатых и бедных странах увеличилась с 5700 дол. в 1960г. до 15400 дол. в настоящее время. Соотношение между доходами 20% наиболее богатых слоев населения и 20% наиболее бедных, составлявшее в 1960г. 1:30, а в наше время достигло 1:74. таким образом, МВФ ни разу не продемонстрировал успешного примера по выводу какой-либо страны на более высокую ступень развития.

Сокращение заработной платы, урезание всех трудовых прав и гарантий – одна из приоритетных целей ВТО, МВФ, Мирового банка и т.п. Определились эти приоритеты под прямым воздействием деятельности транснациональных компаний, о которых речь пойдет позже.

Глобализация процессов хозяйственного развития оказывает огромное влияние на экономический порядок в мире, в том числе на пространственную и субъектную структуру экономики и взаимосвязи между ее элементами. Вокруг процесса глобализации разворачиваются дискуссии, в которых не последнее место отводится влиянию глобализации на развитие регионов.

В качестве гипотез, подлежащих анализу, может быть выделено две основных. Одна – предположение о том, что в условиях глобализации происходит снижение автономности, суверенности и роли отдельного региона в общеэкономическом развитии.

Другая гипотеза предполагает, напротив, повышение степени автономности, самостоятельности, суверенности и значения региона в национальной и мировой экономике, повышение его роли в конкурентных процессах.

Формирование системы глобальных информационных и транспортных коммуникаций, обеспечивающей доставку грузов и информации практически в любую точку земного шара, привело к усилению общности национальной экономик, объединению их в единую хозяйственную систему, в которой действуют глобальные фирмы. М. Портер характеризует глобализацию как интернационализацию бизнеса, которая состоит в способности фирм действовать на глобальных рынках, получать капитал, товары и технологии из любых концов света и размещать производство там, где это выгоднее. Современные цифровые технологии связи многократно повысили скорость принятия решений о перемещении капиталов, разворачивании производства, продажах и покупке валют, ценных бумаг. Капитал перемещается по странам и регионам в поисках сферы наиболее прибыльного применения. Регионы самых отдаленных стран становятся сферой интереса глобальных фирм, если это может принести выгоду.

Воздействие глобализации на региональное развитие проявляет себя в том, что она придает региону новый статус субъекта мирохозяйственной системы и мировых конкурентных процессов. Встраивание региона в систему взаимоотношений мирового хозяйства происходит неоднозначно, через противоречия между сложившимися способами организации, источниками развития и глобальными тенденциями. У региона появляются новые возможности и, одновременно, угрозы со стороны глобального мира. Возможности – это те условия глобальной экономики, которые создают дополнительные источники развития для регионов. Угрозы – те тенденции глобальной экономики, которые делают неэффективными существующие способы использования региональных ресурсов, сложившиеся институты и ментальные модели.

Позитивное влияние глобализации на регионы национальных экономик состоит в том, что она способствует вовлечению регионов в мировую экономику, давая возможность использовать эффекты масштаба, размаха, кривой обучения. Фирмы в экономически слабо развитых районах могут теперь получить доступ к лучшей части всемирных рынков и потребителям на почти тех же условиях, что и фирмы развитых регионов, имеют возможность овладеть некоторыми доступными из наиболее продвинутых технологий, в частности, организационных. Регионы могут привлечь дополнительные инвестиции и дополнительных потребителей. Именно в силу этих новых возможностей некоторые регионы мира как развитых, так и развивающихся стран стали развиваться удивительно высокими темпами роста.

Негативное влияние глобализации на регионы состоит в том, что глобализация создает проблемы традиционным способам экономического развития, причем не только в слаборазвитых, но и во многих богатых регионах.

Во-первых, не все страны и регионы готовы использовать возможности глобализации. В сферу глобализации вовлекаются те участки национальных экономик, которые связаны с электронными технологиями. Затраты на создание виртуальных компьютерных сетей являются высоким барьером капитальных затрат или объема первоначальных инвестиций, необходимых для входа на данный глобальный рынок, что порождает неравные условия конкуренции для фирм из разных регионов. Львиную долю доходов от виртуальных сетевых финансовых операций получают компании из наиболее развитых стран, прежде всего США.

Во-вторых, существуют и другие барьеры для входа на глобальные рынки. Это административные барьеры для фирм из других стран в виде субсидирования ряда отраслей (сельское хозяйство), более высокие экологические нормы, неформальные связи между участниками глобальных сетей. Барьерами входа являются и затраты на рекламу, в частности в сети Интернет. Барьером является также дифференциация продукта, создание массы товаров и услуг-субститутов, что затрудняет новым фирмам вход на перспективные рынки.

В-третьих, компании, осваивающих рынки с помощью сетевых технологий, имеют более низкие затраты. Страны и фирмы, работающие на рынке упомянутых сетевых технологий (финансовых, производственных, маркетинговых), имеют абсолютные и относительные конкурентные преимущества. Абсолютные преимущества достигаются за счет использования информационных технологий и накопленных инноваций, а относительные – за счет доступа к более дешевым ресурсам, более низкие издержки также являются барьерами входа.

В-четвертых, глобальные фирмы имеют возможности пространственно распределять производственный процесс не только внутри страны, но и преодолевать «цепочку создания ценности» в других странах. Получает распространение «outsourcing» - передача производства и других бизнес-функций, таких как маркетинг, снабжение, логистика и др., сторонним узкопрофильным фирмам, часто находящимся в другой стране с более дешевой рабочей силой или лучшим соотношением цены и качества. Так, например, европейский и североамериканский капитал присматриваются к возможности инвестиций в наиболее прибыльные российские сырьевые компании. А российский капитал, в свою очередь, переводит свои активы за рубеж. Так, Челябинский тракторный завод ведет сборку во Въетнаме. Легковые машины «Ока» производства Камского автозавода собирают в Пакистане. «УралАз» строит цеха в Китае, «ГАЗ» - в Южной Африке, а тольяттинский завод – в Эквадоре. Где дешевле рабочая сила, туда и протекает капитал. Поэтому можно утверждать, что процесс глобализации экономики идет в ущерб интересам трудящихся в то время, как он приносит все большее благосостояние привилегированным слоям общества всего мира.

Таким образом, глобализация и сетевые информационные технологии, формально не подпадая под антимонопольные законы, усиливают барьеры входа новых фирм в перспективные отрасли и технологии, т.е. создает дополнительные, трудно улавливаемые антимонопольными законами барьеры эффективной конкуренции. С этой точки зрения эффективная конкуренция в мире требует новых дополнительных методов регулирования конкурентной среды. Одним из таких методов предлагается введение налога Тобина, названного по имени американского экономиста, нобелевского лауреата. Суть предложения Тобина состоит во введении 1%-ного налога на все финансовые операции и направлении полученных средств на решение проблем бедности, неравенства, образования, подъема экономики в неразвитых странах, что создавало бы возможность определенного противодействия силовому давлению со стороны мощных в экономическом отношении стран.

Последнее приводит к тому, что глобализация в целом воспринимается многими ее исследователями скорее отрицательно. Спектр оценок глобализации включает как нейтральные оценки глобализации как объективного процесса с позитивными и негативными эффектами, так и полное неприятие как «формы установления нового мирового порядка, мировой финансовой капиталократии» и т.п. негативное отношение к глобализации отражает тот факт, что глобализация дает существенные преимущества наиболее сильным участникам международной конкуренции, в то время как остальные государства в силу множества объективных и субъективных причин таких преимуществ не получают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: