Место России в мировой экономике

 

В зарубежном и российском обществоведении все более широкое хождение приобрел термин «глобализация», обозначающий радикальные социально-экономические и политические изменения, охватывающие весь мир и проникающие в самые глубины социальных образований, будь то нация, этнос или семья.

Однако в российском общественном сознании, очевидно, не сложилось четкого представления о том, что такое глобализация (диагр.2.1)

Рисунок 2.1. Что такое глобализация (доля в %)

*составлено автором по данным [7, с. 22]

Таким образом, мы видим, что 46% опрошенных решили, что глобализация – это унификация стандартов; 36% - глобальные информационные сети; 15% - инвестиции; 3% - не знали, что сказать.

Развитие экономики и внешней торговли России в 21 в. будет в немалой степени определяться тем, насколько успешно страна сможет адаптироваться к глубоким качественным переменам, происходящим в мировом хозяйстве. Пока Россия слабо вовлечена в глобальные процессы: доля импорта в ВВП ниже, чем в большинстве стран; объем прямых иностранных инвестиций в ВВП составляет около 1%, что существенно меньше, чем в большинстве развивающихся стран. При таком малом объеме иностранных инвестиций в России 80% из них направляется в торговлю и сырьевые отрасли, а не в обрабатывающую промышленность и не в наукоемкие технологии.

Россия, включившись в мировую экономику, пока больше сталкивается с негативными сторонами глобализации, чем с ее преимуществами. В условиях открытости экономики часть российских производителей, будучи не в состоянии противостоять иностранным конкурентам, оказалась вытесненной с внешнего и внутреннего рынков. Производственный и финансовый сектора отечественной экономики попали в сильную зависимость от конъюнктуры на внешних рынках и испытывают серьезные трудности при ее ухудшении. Относительная легкость привлечения средств иностранных инвесторов обернулась резким ростом объемов внешних платежных обязательств.

Влияние глобализации на экономическую безопасность Российской Федерации в части промышленности имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Положительной стороной является повышение технического и технологического уровня отечественной промышленности (примером в данном случае является так называемый альтернативный автопром, представляющий совокупность предприятий, созданных совместно с ведущими зарубежными компаниями, с целью освоения производства автомобилей иностранных марок, с использованием технологии и методов организации производства, с постепенным увеличением доли деталей и узлов, изготовленных российскими производителями).

Отрицательной стороной глобализации следует считать стремление развитых стран, ТНК воздействовать на российскую промышленность с целью деформации ее структуры и снижения ее роли на мировой арене. Речь идет об опасности консервации сырьевой ориентации отечественной промышленности в МРТ и дельнейшей деградации отраслей обрабатывающей промышленности.

В стране имеются уникальные передовые технологии в ряде секторов промышленности, по многим параметрам не уступающие мировым аналогам. Сосредоточены они прежде всего в отраслях ВПК – авиакосмической и атомной промышленности, судостроении, производстве лазерной техники и средств информатики, разработке программного обеспечения. Освоение экспортного потенциала этих и других наукоемких отраслей предполагает адаптацию воплощенных в их продукции технологий к требованиям, предъявляемым мировым рынком к эффективности производства, прежде всего снижение производственных затрат до уровня, позволяющего вписываться в цены мирового рынка.

В обеспечении экономической безопасности России важная роль должна быть отведена совершенствованию таможенной политики: вывозные пошлины должны снижаться на продукцию добывающих отраслей по мере увеличения степени обработки; ввозные пошлины должны повышаться на продукцию, которая производится или может быть произведена в России.

Россия также должна делать ставку на дальнейшую глобализацию путем активного участия в региональных интеграционных объединениях. В высокоразвитых региональных интеграционных объединениях, как например ЕС, существуют регламентирующие условия, которые исключают возможность вступления нашей страны в подобные объединения. Здесь следует глубоко анализировать возникающие противоречия между региональными интеграционными блоками ЕС, НАФТА и объединениями в АТР, где на авансцену выходят Япония, новые индустриальные страны и Китай. На фоне конкурентной борьбы между этими объединениями Россия может найти заинтересованных партнеров в интеграционном сотрудничестве в некоторых областях наукоемких видов производств, по которым она еще сохраняет приоритетные позиции.

Вступление России в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) расширило возможности для ее участия в глобальных процессах. АТЭС не регламентирует деятельности стран-участниц, поэтому РФ, став членом этой межправительственной организации, может отстаивать свои приоритеты, защищать национальные интересы при построении интеграционных механизмов, что расширяет ее возможности для интеграции со странами АТР. Участие России в АТЭС в данный момент создает для нее определенные сложности, связанные с бурным поступлением дешевых потребительских товаров из стран Юго-Восточной Азии, которые подрывают отечественное производство таких товаров в нашей стране. Другой негативный момент участия в глобальных процессах через интеграцию России в АТЭС при сложившейся сегодня внешнеторговой политике может способствовать превращению ее экономики в сырьевой придаток ряда стран Восточной Азии. Кроме того, либерализация внешней торговли, открытость экономики сопровождаются чрезмерным, зачастую неконтролируемым, притоком иностранной рабочей силы на Дальний Восток и в Сибирь, что со временем может обострять противоречия между российским населением и иммигрантами. Противодействовать этим негативным явлениям Россия может на пути изменения структуры производства, внешнеторгового оборота, усиления государственного контроля за притоком иностранной рабочей силы и использованием ее природных ресурсов. Помимо негативных явлений участия России в глобальных экономических процессах НТР отвечает нашим геополитическим интересам и открывает возможности ее превращения в связующее звено между странами СНГ и тихоокеанскими государствами, а также между последними государствами Европейского союза, таким образом территория российского государства может со временем превратиться в трансконтинентальный мост, связывающий Европу с Восточной Азией и Северной Америкой. Для этого существует много глобальных проектов, реализация которых требует огромных инвестиций, которых Россия самостоятельно не сможет реализовать. Только через привлечение иностранных инвестиций возможно будет реально реализовать эти глобальные проекты на практике.

Участие России в глобализации на основе развития транснациональных форм немыслимо без развития финасово-промышленных групп. На 1 января 2005г. в экономике России зарегистрировано 104 ФПГ, из них 15 транснациональных. В них иностранными участниками являются в основном предприятия стран СНГ (Белоруссии, Украины, Кыргызстана, Таджикистана, Молдовы). Частично в транснациональные ФПГ входят и организации участники из дальнего зарубежья.

ТФПГ созданы для выполнения крупномасштабных проектов по техническому перевооружению, развитию производственной базы, росту объемов продукции. Они имеют более низкие финансовые риски и обеспечивают значительный вклад в промышленное производство и торговлю на пространстве СНГ. А рыночной экономике важно сохранить направляющую роль государства в сфере высоких технологий и современного менеджмента во внешнеэкономической деятельности ФПГ, с тем чтобы в 21в. они обрели конкурентную мощь и, используя свое участие в стратегическом альянсе с ними, Российское государство укрепило бы свое влияние в мировой экономике.

Вступление России в ВТО связывается с целым рядом факторов. Для того чтобы интегрироваться в такую международную экономическую организацию, как ВТО на выгодных для нашей страны условиях, необходимо делать ставку прежде всего на внутреннее развитие экономики. Укрепив внутренний потенциал, РФ может войти в ВТО с более высоких стартовых позиций, тогда она сохранит свой экономический суверенитет и будет проводить самостоятельную внешнеэкономическую политику. При этом экономика России не станет полностью открытой, и последствия ее вступления не будут столь тяжелыми.

С 1995г. до настоящего времени ведутся переговоры о вступлении России в ВТО, и на протяжении всего периода высокоразвитые страны мира пытаются навязать условия, не выгодные нашей стране. Это касается требований Канады, США, Японии и ЕС о снижении импортных пошлин на автомобильную технику с 30-35 до 25%, авиационную – с 20 до 15% и на сельскохозяйственные товары – с 31 до 24%; доступа иностранных компаний на рынки финансовых и телекоммуникационных услуг; повышения на внутреннем рынке России цен на энергию, газ; введения квот на импорт мяса птицы, говядины и свинины. Зачастую выдвигаются требования со стороны ЕС в ультимативной форме по поводу выравнивания внутренних и внешних тарифов на прокачку газа, отмены или резкого снижения экспортных пошлин на газ, обеспечение свободы транзита через российские трубопроводные системы и возможности строительства частных трубопроводов, ликвидации монополии Газпрома на экспорт газа и т.д.

Высшее руководство страны рассматривает вступление России в ВТО в качестве одного из приоритетов экономической политики и настаивает, чтобы наша страна была принята в эту организацию на стандартных условиях, а не на тех требованиях, которые не предъявлялись другим государствам. Не следует соглашаться на те кабальные условия, которые нам предъявляются при вступлении в ВТО, здесь нужно последовательно добиваться, чтобы учитывались российские национальные интересы.

При вступлении в ВТО необходимо будет добиться таких условий, которые гарантировали бы надежную защиту не только сферы услуг, но и относительно развитых секторов (банки, страхование, связь и др.), которые пока едва ли в состоянии выдержать конкуренцию крупных международных компаний. Осторожность и постепенность при вступлении в ВТО не предполагают никакой изоляции от внешнего мира, создания искусственных непреодолимых барьеров перед импортом продукции из других стран. Независимо от членства в ВТО внешнеэкономические связи России надо развивать и укреплять, а это означает, что надо усиливать конкуренцию как внутри России, так и участвовать в конкурентной борьбе на внешних рынках.

Общемировой процесс глобализации проявляется и в создании региональных союзов, служащих средством коллективной защиты участвующих стран от опасностей глобальной конкуренции и внешней экспансии, которыми они не в состоянии противостоять в одиночку. В результате формирования глобальной экономики и общемирового рынка все больше переводится на многополюсную основу. При вхождении России в многополюсную систему мирохозяйственных связей и активном развитии торгово-экономического сотрудничества одновременно на европейском и азиатско-тихоокеанском пространствах, с такими государствами, как страны ЕС, США, Китай, Япония, Индия России целесообразно уделять большое внимание задачам углубления интеграционного процесса в СНГ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: