Пираты, корсары, флибустьеры

 

 


Слово «пират», или по-латински «pirata», произошло от греческого «peirates». В переводе это означает «человек, ищущий свое счастье на море». Пиратство — это нападение с целью ограбления на корабли, которые принадлежат другим людям или компаниям. В русской «Военной энциклопедии» начала XX века пиратство определяется как «морской разбой, чинимый частными лицами, по частному почину и с корыстной целью против чужой собственности». В последнее время мы начинаем привыкать к словосочетанию «воздушное пиратство» — когда террористы захватывают самолет с заложниками и требуют выкупа или выполнения каких-либо других условий.

Считается, что пират—древнейшая «профессия», которая появилась много тысячелетий назад, практически одновременно с ремеслом мореплавателя. Древние племена, жившие по берегам морей, без всяких угрызений совести нападали на лодки соседей, им не принадлежащие. С развитием торговли распространялось и пиратство. Морской грабеж был весьма выгодным занятием.

Древние греки разъезжали по Средиземному морю и занимались морским грабежом под началом людей смелых и отважных, которые считали себя героями. В то время пиратство было ремеслом почетным, им гордились. Только мужественные люди могли бросить вызов морю и храбро сражаться на его просторах, завоевывая для себя и для своей страны несметные богатства.

Пиратство нередко поощрялось государством или влиятельными лицами. Например, буканьеры, занимавшиеся морским грабежом, пытались любым способом раздобыть бумагу, разрешавшую им заниматься морским разбоем. Чаще всего эти бумаги были фальшивыми. Поддержкой правительства пользовались корсары, каперы, приватиры. Объединяла же всех этих пиратов общая цель — грабеж торговых судов.
Буканьеры и флибустьеры нападали на любые торговые суда. Для них не имело значения, кому они принадлежат. Французские корсары, немецкие каперы и английские приватиры, как правило, грабили торговые суда только враждебных стран. Корсарскими судами владели частные лица, которые имели специальные патенты от правительства, разрешающие морской разбой. В случае, когда корсары попадали в плен, их считали военнопленными, а не разбойниками. Большая часть прибыли корсаров шла владельцам судна, часть — самим корсарам и часть -- правительству.

Пиратство — дело прибыльное. Правительства многих стран это понимало и не хотело делиться прибылью с владельцами судов. Так появились рейдеры. Рейдеров нанимали на службу, им выплачивалось жалованье. Все награбленное правительство оставляло себе. Если пираты и корсары редко топили корабли, предварительно не разграбив их, то для рейдеров главным было нанести убыток противнику. Их задача — уничтожить как можно больше вражеских кораблей.

Пираты довольно часто нападали не только на корабли, но и на прибрежные селения. Морские разбойники не видели особой разницы, кого грабить, а с женщинами, стариками и детьми расправлялись так же жестоко, как с солдатами и матросами.
В античное время пиратство процветало в Средиземном море. В 67 году до н. э. Помпею удалось очистить Средиземное и Черное моря от разбойников. Но полностью истребить пиратство оказалось не в его силах.

И после Помпея многие государства предпринимали неоднократные попытки уничтожить пиратство. Однако до сих пор полностью обезопасить морские пути от грабителей не удается. История пиратства продолжается и в наши дни.




Пираты древности

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: