Мир красоты и гармонии в духовной музыке

Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать «темой», так велико и так всеобъемлюще её значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему всё лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела.

Вера в людях не умирала никогда; это она двигала их стремлениями возводить храмы, это она учила любить своих ближних и заботиться о них. Совесть, сострадание, со-радование - есть лучшие человеческие качества, на деле, а не на словах выполняющие завещанный нам закон: «Друг друга тяготы носите».

И точно так же, как велика созидательная сила веры для человека, для становления его личности, так же велика она и для искусства с его извечным стремлением к гармонии и красоте.

«Сам Бог говорил над моим ухом»,- свидетельствовал Бетховен, подобно многим и многим великим художникам признававший, что сила, порождающая его музыку, неизмеримо выше человека.

«Каждый человек, - писал священник Александр Мень, - даже если он не знает о Боге или отрицает Его – в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что даёт смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, даёт нам силы существовать».

К этому обращены лучшие творения религиозной и светской музыки – не только произведения, написанные для исполнения в церкви, где храмовое действо усиливает воздействие слова и музыки, но и вокально-драматическое творчество русских и зарубежных композиторов, с которыми мы встречаемся в концертных залах.

Если представить историю музыки как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, творчество которого не включало бы духовно-музыкальных сочинений, то есть тех, что основаны на образах и текстах Священного Писания (Библии). Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Верди; в России - Глинка, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов...

Высочайшим достижением культового творчества М. Глинки, да и всей русской церковной музыки второй четверти XIX века остаётся его «Херувимская песнь». Звучание шестиголосного смешанного хора композитор уподобляет мощному и безукоризненно выровненному в регистровом отношении органу.

Слушание: М. Глинка. «Херувимская песнь» (Херувим – ангел, относящийся к лику высших ангелов). https://youtu.be/Cy_K0JRuglM

Духовная музыка, её темы, образы, возвышенность её звучания была и остаётся источником самого прекрасного, что вообще есть в музыкальном искусстве. Церковные песнопения, первоначально одноголосные, без имён авторов, явились как свидетельства бого-вдохновенности храмового пения, заключающие в себе отзвук небесной гармонии. Не случайно многие люди признавались, что высшую радость своей жизни они испытывали во время богослужения, слушая пение церковного хора.

Слушание. Д. Бортнянский. Тебе поём (из Трёхголосной литургии): https://youtu.be/5jIMtQxwMw4

Хор Почаевской Лавры – «Величит душа моя Господа»: https://youtu.be/ZCysgxFyoDQ

Если попытаться определить качества, которые характеризуют звучание церковной музыки, то среди главных следует назвать сдержанность, глубину, возвышенное благородство... И при этом есть в ней что-то непостижимое, побуждающее нас задуматься о самых важных, самых вечных вопросах - жизни и смерти, смысле существования человека на земле. Всё мелкое, незначительное отступает перед этой музыкой, напоминающей о главном, о душе, о высшем предназначении, ради чего и создан был человек по образу и подобию Божию.

В прежние времена роль православной веры в России была исключительно велика. Один из крупнейших исследователей русского церковного пения, А. В. Преображенский, писал об этом так: «Народная жизнь Древней Руси была так тесно связана с культом, так глубоко пропитана его воздействием, что искусство в своих высших формах у русского народа могло быть только искусством, вытекавшим из потребностей культа… Церковное искусство старой Руси, было её народным искусством».

Действительно, многовековая тесная связь повседневной жизни и культа породила немало народных обычаев, народных праздников, сопровождающихся пением. Этот старинный уклад отражён во многих произведениях русского искусства, по которым и сейчас можно судить о той роли, какую в жизни людей играла православная вера.

А. Рублёв «Троица»

Современные композиторы, пишущие духовную музыку:

Михаил Шух «Молитва ко Святой Троице»: https://youtu.be/BkiKY07aeIk

 

Вопросы и задания:

1. В чём заключаются главные качества духовной музыки?(устно из текста)

2. Послушайте музыкальные произведения. Записать для Викторины особенности звучания (характер, состав исполнителей –женский, мужской, смешанный или детский хор).

3. Найти информацию, какому событию из Библии посвящена икона «Троица». Обстоятельства жизни А. Рублёва, особенности его стиля. – обьём – 1 стр тетради.

4. Прочитать Приложение 1 о жанрах музыки. Переписать и заполнить таблицу – 2 стр тетради.

5. Исполнять песню: Е. Фролова, ст А. Блока «Воскресение вербное»: https://youtu.be/fK3N7mkrtuc - дополнительная оценка, прислать голосовым сообщением в ЛС.

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонёчки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.

 

Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня! В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.

1-10 февраля 1906 г.

6. Прочитать выразительно:

 

 «В Херсонесе»

            (неизв. автор)

 

Приблизительный час

(приближается солнце к закату неспешно),

приблизительный день

(плюс – минус неделя погрешность),

приблизительный век

(в теченье второго тысячелетья) –

я ступаю на улицу города,

которого нет на планете.

 

Впрочем, камни остались –

подножия улиц и храмов,

 даже стены остались,

пережив потрясенья и драмы,

пережив поколенья

и память далёких потомков…

Я иду вдоль веков,

отпечатков, обрывков, обломков.

 

Сквозь – пробилась трава,

 заполняя дома и проулки.

Разве память права,

Сохраняя лишь лица и звуки?!

Может вечность права,

сохраняя в себе только души?!

Но нежизнь Херсонеса

ничто никогда не нарушит.

 

И случайные гости,

идущие между камнями,

не вдохнут в него жизнь

и останутся только гостями…

 

Но, о чудо! Вдруг слышишь

горячее сердцебиенье

и на отзвук спешишь

по обветренным грубым ступеням,

и всё то, что казалось

разрушенным каменным миром,

стало плотью живою,

помазанной мирром.

 

В Херсонесском Владимирском

Храме идёт литургия!

 

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: